Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:19, контрольная работа
Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «политик» государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.
1. Понятие «политология».
2. Политология как наука.
3. Объект политологии.
4. Категории политологии.
5. Закономерности политологии.
6. Методы политологии.
7. Американская школа политологии.
истолкованию.
Системный метод рассматривает политическую сферу как определенную
целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода
заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем
анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого.
Системный анализ считается в познавательном отношении особенно ценным. Этим
методом широко пользуется и западная и отечественная политология.
Бихевиоральный (поведение, поступок) метод состоит в анализе политического
поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является
положение о том, что групповые действия людей, так или иначе, восходят к
поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В
свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются
психологические мотивы, которые и составляют основной предмет
политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору
эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур,
использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе
полученных сведений. Бихевиорализм является одним из ведущих
исследовательских направлений американской политологии.
Количественный метод предполагает статистический анализ политической
активности, анкетные обследования и интервью участников политических
действий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании
определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного
сценария будущих действий.
Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических
решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных
политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов,
полученных с помощью других методов анализа.
7.
Американская школа
В развитии американской политологии можно выделить следующие периоды:
1. с конца ХIХ века до 1-й Мировой войны.
2. между двумя мировыми войнами
3. после 2-й Мировой войны до сегодняшних дней.
Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением
новой области американского общественного знания. При крупнейших американских
университетах (Колумбийском, Корнеллском, Йельском, Гарвардском, Принстонском
и др.) создаются высшие школы, либо отделения политической науки. Одной из
таких школ была Школа политической
науки Колумбийского
основанная в 1880 г., с которой американские политологи связывают рождение
политической науки как
специальной учебной
Политическая наука в США с самого начала своего организационного оформления
обратила особое внимание на связь государства с обществом, а также на
эмпирический подход к анализу деятельности государственных и иных институтов.
С этой целью в США создаются специальные центры по проведению эмпирических
исследований.
Существенные изменения в американской политологии происходят в период между
двумя мировыми войнами. На состояние и развитие политической науки США, на
профессиональную и
политологов в этот период несомненное влияние оказали «великая депрессия» и
«новый курс Рузвельта», а также возникновение в ряде стран Западной Европы
фашистских и авторитарных режимов.
Суть происходящих изменений состоит в противодействии и взаимодействии двух
основных направлений в американской политологии: сциентистского и
антисциентистского.
О сциентическом направлении можно судить из работ Дж. Кетлина, который
утверждал, что политическая наука должна быть свободна от ценностей, должна
интересоваться ценностями, а не целями. Задачей политолога не является
обучение людей политическим ценностям. Его дело состоит в том, чтобы научить
принципам техники, а также рассказать о том, что можно сделать с определенным
материалом.
Сциентическому направлению противостояло атисциентическое. В частности, по
мнению Ч. Бирда политологи должны развить творческий дух в своей области
знаний. Сциентизм, по его мнению, не способствует развитию такого духа,
поскольку ориентирует политологов на однобокое исследование и накопление
данных «по частным проблемам со ссылкой на специфические практические цели».
Эта дискуссия способствовала тесному сближению американской политологии с
другими областями общественного и естественнонаучного знания. Особенно
усиливается ее связь с политологией. Особенно усиливается ее связь с
политологией. Так в книге
Роберта Парка и Эрнеста
социологию» (1921 г.) обосновываются такие социологические понятия как
«социальное взаимодействие», «коммуникация» , «социальный прогресс»,
«социальная система», «конфликт», «конкуренция», «ассимилямия»,
«приспособление», «личность» и т. д.
Американские политологи исследуют поведение людей в период выборных компаний,
их отношение к политическим партиям и т. д.
Не менее активно шло взаимодействие американской политологии с психологией,
которая благодаря заботам Фромма, Уотсона, Миза, Холлуалла, Янга и Скиннера
также пустила глубокие корни в обществоведение США. В основе психоанализа
лежат идеи Зигмунда Фрейда, согласно которым образование, столкновение,
взаимодействие всех общественных отношений происходит вследствие психического
действия, и, прежде всего подсознательных, инстинктивных влечений индивидов.
Будучи перенесенными, в политологию, идей психоанализа привели к
доминированию в среде американских исследователей психопатологической точки
зрения, концентрирующей внимание на выяснении таких политических явлений,
которые согласно действующим общественным нормам представляют собой
патологию. Примером служит книга Г. Лассуэлла «Психология и политика» (1930
г.), где исследование скрытых, подсознательных побуждений на политическую
активность человека.
В послевоенные годы активно заявил о себе бихевиоризм как метод исследования
политической жизни. Появился он из психологии и социологии. Идеи этого метода
сформулировал Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.), где он
отмечал, что политическая наука должна, прежде всего, заниматься изучением
поведения заинтересованных групп в политическом процессе. Позднее эти идеи
были широко развиты Ч. Меррисином и Г. Лассуэллом. Этот метод стал ведущим в
американской политической науке. А сводится он к следующему:
а). объектом исследования политолога должны быть действия людей, направленные
на достижение своих политических целей;
б). подлинно научную ценность имеют не теоретические исследования, а
эмпирические факты, соответствующим образом обработанные;
в). применение методов других наук к анализу политических явлений необходимо;
г). в качестве абсолютно необходимого условия научности исследования
провозглашается возможность верификации или фальсификации (опровержения) его
выводов, а также требование эксплицитности (точности) и воспроизводимости
исследовательских процедур.
В рамках послевоенной американской
политологии отчетливо
направления исследования политики:
1-е направление –
общенациональные политические институты , причем как закрепленные в
Конституции США (президент, конгресс, верховный суд), так и не закрепленные в
ней (политические партии, средства массовой информации); политическое
поведение на федеральном уровне (в качестве партийных функционеров или
избирателей, субъектов общего политического процесса или общественного
мнения); политического поведения на региональном уровне (и, прежде всего на
уровне штатов и муниципалитетов). Существенный вклад в разработку названных
проблем вносят: Ф. Гринстайн, Г. Эдвардс, Е. Ледд, К. Джанда, Н. Полсби, Л.
Фридман, Ч. Белл, Э. Голдберг, Ч. Гамильтон, Р. Хармел.
2-е направление –
многих стран, но по какой-то одной конкретной проблеме (например, по проблеме
политической культуры), либо двух и более стран, но по широкому кругу
политических проблем (например, по проблемам политических партий,
политического поведения, легитимности и т. д.). От исследователей в области
сравнительной политики требуется не только умелое владение методом
количественного анализа, но и хорошее знание языка, культуры самой страны
изучения. Среди американских политологов, отвечающих эти требованиям – З.
Бржезинский, С. Липсет, Р. Такер, С. Коэн, Г. Крим, Р. Баум, Г. Амлонд, Л.
Пай, С. Верба, А. Даллин, П. Мерки, Р. Маркидис, Б. Браун.
3 направление – международные отношения и мировая политика – имеет дело с
такими проблемами, как война и мир, внешняя политика, региональная
интеграция, контроль за вооружением и разоружением, власть в международном
сообществе, международные организации и право. Важное место здесь занимают
также проблемы национальной и международной безопасности, сотрудничества и
конфликтов, формирование нового мирового порядка. Основными методами
исследования международных отношений и мировой политики служат математическое
моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. В этой области
отмечаются специалисты: У. Фолтс, Б. Рассет, Г. Маккой, Р. Хилсмен, В.
Шиллинг, М. Каплан, Д. Ротшильд.
4-е направление –
проблем, начиная с истории политической мысли, и кончая ее современной
философской интерпретацией. Как отмечают американские политологи, одной из
существенных особенностей западной цивилизации является тенденция
рационального обобщения и моральной оценки политического поведения, ожиданий
и политического опыта индивидов. Эта тенденция находит свое конкретное
выражение в повышении роли фундаментальных разработок во всех областях
политической науки. Здесь работали: Р. Даль, Р. Лэйн, К. Дойч, Ю. Меен, Д.
Истон, С. Хантингтон, Ю. Франклин, Д. Танненбаум, Т. Стронг, Т. Шварц, А.
Райен, Л. Липсон, Д. Гарвей.
5-е направление –
исследующих практические аспекты функционирования политики: с одной стороны,
в конкретных сферах общественной жизни (производственной, деловой, финансовой
, социально-бытовой, культурной и т. д.) с другой на уровне личности ,
социальной общности и региона. Основная задача данной области знания состоит
в том, чтобы показать как осуществляется практическая политика, какие формы
приобретает, какой социальный эффект дает, как общественность реагирует на
эту политику. Представители: Д. Феслер, Г. Брюэр, Б. Джонс, Ч. Эллиот, Л.
Рудольф, Р. Гейбл, А. Ведлитс, У. Бентон.