Преступление и наказание по варварским правдам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких главах самой Салической правды, которые посвящены понятиям преступления, наказания, а так же судебному процессу.
Целью данной работы является изучение и анализ понятий преступления и наказания по варварским правдам.
Поставленная цель определяет задачи работы:
- Рассмотреть теоретические подходы к теме «Преступление и наказание по Салической Правде»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Преступление по варварским правдам. Виды преступлений………...5
Глава 2. Наказание по варварским правдам. Виды наказаний…………………9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список рекомендуемой литературы……………………………………………14

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Преступление по варварским правдам. Виды преступлений………...5

Глава 2. Наказание по варварским правдам. Виды наказаний…………………9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список рекомендуемой  литературы……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Салическая правда является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и  практически не утратили своего первоначального  значения.

Формирование государственности  у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились “варварские  правды”: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и другие. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. Это были последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст  Салической правды до настоящего времени  не сохранился.

В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и  изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой  к древнейшему первоначальному  тексту памятника считается Парижская  рукопись.

Салическая правда характеризуется  отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Следует отметить, что Салическая правда представляет собой попытку введения юридической системы, основанной на штрафах. Одна из характерных черт заключается в том, что преступника наказывали с учетом особенностей обычаев этнической группы, к которой он принадлежал (за одно и то же свершенное деяние преступники несли разные наказания).

При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких  главах самой Салической правды, которые  посвящены понятиям  преступления, наказания, а так же судебному  процессу.

Целью данной работы является изучение и анализ понятий преступления и наказания по варварским правдам.

Поставленная цель определяет задачи работы:

- Рассмотреть теоретические подходы  к теме «Преступление и наказание по Салической Правде»;

Актуальность данной работы заключается в том, что исследование уголовного права древних франков  по данным «Салической правды» очень  важно. Источник отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии, и поэтому сохранившего в более  чистом виде нормы своей жизни. Римское  влияние сказалось здесь гораздо  меньше, чем в других варварских Правдах. Это позволяет более  точно проследить изменения, произошедшие в обществе древних германцев  со времен Цезаря и Тацита до образования  государства у древних франков. Вместе с тем, более поздние  варианты «Салической правды» отличаются от более ранних, т.к. отражают новый этап в развитии общества. Сравнивая сборники записей обычного права, составленные в разное время, мы можем судить о том, как изменялись материальные условия жизни франков, изучить переходной период от первобытнообщинного строя к феодальному.

К настоящему времени тема данного исследования тщательно  разработана. Особенно активно она  обсуждалась в советское время  и была предметом острых научных  дискуссий. Большое внимание изучению «Салической правды» как источника, уголовного права древних франков, уделяли Н.П. Грацианский, А.И. Неусыхин, А.Я. Гуревич, Ф.Я. Полянский, которые являются ведущими специалистами по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Преступление по варварским правдам. Виды преступлений.

«Под деликтом - преступлением  в "варварских правдах" понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова».

«Все известные Салической правде преступления можно свести к  четырем видам:

1) преступления против  личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование  и некоторые другие);

2) преступления против  собственности (кража, поджог, грабеж);

3) преступления против  порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний  короля (примером может служить  ст. 45 «О переселенцах»)» .

Уголовные предписания и  описания отдельных преступлений в  варварских правдах в особенности  отмечены казуистическими подробностями, вероятно, важными для оценки совершенного судом. В общественной оценке преступлений был и еще один важный мотив: нарушение свободным некоего условного уровня поведения, признаваемого за достойное и честное, пусть и повлекшего преступление. Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарской правде измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью (лихоимцу графу грозила смерть) – это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами. Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом (усадьбу), повлекшее убийство, – оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафом в 1800 золотых солидов.

К числу преступлений, в  которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление  – все они штрафовались в зависимости  от последствий. Предполагалось, что особо обидны такие действия, в которых ставилось под сомнение честное имя свободного среди соплеменников.

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого  или открытого помещения было украдено, со взломом или без, в сообществе или нет. Все это как бы определяло потенциальный злой умысел или его отсутствие.

 Специальные штрафы  назначались за грабеж – неожиданное  нападение и отнятие имущества.  Грабеж дома приравнивался по  штрафу к убийству. Ограбление  мертвого человека карался очень  большим штрафом (100 сол.).

Наравне с грабежами преследовался  и поджог, на том же уровне стояло и конокрадство (как особо опасное  для военного ополчения преступление). Нормы правды применялись к поджигателям, если те подожгли дом с пристройками, амбар или ригу с хлебом. «За  украденную упряженную лошадь или жеребца, взимался штраф не считая стоимости  похищенного и возмещения убытков» .  

 Преступлением считалось  и незаконное вторжение в чужое  «огороженное место» или дом,  заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Законченное  преступление (унес или увез украденное  к себе домой) также утраивало  штрафы.

Помимо этого, во всех случаях  предписывалось возмещать стоимость  украденного или поврежденного  имущества: винограда, скошенной травы  и т. п. Таким образом, Салический закон предусматривал одновременно и гражданско-имущественную, и уголовную  ответственность. Особой квалификации подверглась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

«В титулах "варварских правд" о преступлениях против собственности содержится прежде всего длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершенные свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет. Не случайно за Салической правдой закрепилось название "свиной кодекс"» .

Своеобразной чертой Салического  закона было присутствие наказаний  за преступления против нравов (хотя влияние  церкви было еще слабо). Честь как  средство завоевания славы, хвалы (lof) обеспечивала главную мотивацию поведения варвара в мире, где правили богиня войны и враждебная непостоянная судьба (wurd), темные силы, окружающие человека. Честь приобреталась тогда, когда захватывалось то, что защищалось другим, и соответственно терялась при противоположных обстоятельствах.

Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по  обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами, сопоставимыми  со штрафами за убийство римлянина  или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или  рабыней влекло потерю свободы. Несвободных  за такие преступления, кроме малых  штрафов, кастрировали. «Преступления  против нравственности составляли особую группу. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как "насилие  над свободной девушкой", караемое штрафом в 63 солидов, сожительство с ней "по ее доброй воле", караемое штрафом в 45 солидов. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами "пособница ведьмы" наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, "причинивший насилие чужой рабыне", после которого наступила ее смерть, кастрировался или уплачивал 6 солидов»

Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые  рассматривались как посягательства на основы общинного общежития и  взаимной честности. Незаслуженное  обвинение перед королевским  судом, особенно в важных преступлениях, наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и  подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение  правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство. В преследовании подобных преступлений, и особенно в мере наказуемости, с очевидностью проявилось стремление закона оградить не только реальные интересы людей, но и особые ценности общинной этики, которые варварским обществом  ставились на высшее правовое место.

К концу правления Каролингов варварские правды постепенно вышли  из правового обихода. Их заменило разветвленное  королевское законодательство, ориентированное  уже в большей степени на государственный  суд. Однако правовые основы правд сохранились  и легли в основание позднейшего  права Франции и других стран  под условным наименованием салического  закона, требования которого стали  отправными началами даже будущего публичного права.

Казуистический характер "варварских правд" исключал четкие формулировки общих положений, которые  относились бы ко всем преступным действиям. Но из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вывод, что в "варварских правдах" существовало понятие форм вины: умысла и неосторожности, покушения на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при "небрежном" причинении свободным вреда животному  другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину (9,3). Обстоятельством  же, смягчающим вину, было здесь признание причинившего вред.

Глава 2. Наказание  по варварским правдам. Виды наказаний

«Весь сборник заполнен в  основном перечнем наказаний и штрафов  за причиненный вред личности или имуществу.

Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и  уплата штрафа королю за нарушение  королевского мира.

 «На самых ранних  этапах общественного быта вознаграждение  за вред воспринималось итогом  мирового соглашения, мировой сделки  или, как считает французский  источник права Р.Дерест, результатом «мирного трактата между воюющими сторонами» - семьёй пострадавшего и семьёй обидчика.  Размер возмещения устанавливался в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через посредников. Такой характер композиции (компенсации) представлен в поэмах Гомера и в северных сагах. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксированный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также отчисления в пользу государства» .

«Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается  выкуп: вергельд — за убийство и  пеня — за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась  в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне» .

Помимо выкупа существовала ещё реституция (возврат или восстановление разрушенного) и возмещение затрат.

По Салической правде возмещение исчислялось золотой и серебряной монетой. В этих целях употреблялась  римская золотая монета солид. Один солид равнялся 40 динарам серебром. Типичное возмещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или уменьшения этой суммы. Она могла быть 3 солида или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.

Тариф возмещений может служить  косвенной характеристикой престижа и защищенности различных социальных слоёв или ступеней общественной иерархии. Помимо обязательного денежного  возмещения за причиненный ущерб  существовали и другие наказания, например связанные с уклонением от явки в  суд или от исполнения судебного  решения. В этом случае санкция была одна – постановление ослушника  вне закона. У афинян эта ситуация приравнивалась к бегству, римляне  свели наказание к «лишению огня и воды». Ослушник, оказавшийся вне  закона, подлежал истреблению. Из подобной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необходимым  следствием постановления вне закона или осуждение на смерть стало  конфискация имущества.

Телесные наказания в начале применялись в виде репрессии против непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы ещё живого осужденного человека, сам должен быть повешен вместо него.

За убийство, совершенное  вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Характерно при этом распределении ответственности между участниками преступления.

Если жертва получила три  раны или больше, то считалось, что  в действительности произошло три  убийства. Вследствие этого счета  из напавшей шайки брали трёх человек, каждый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, затем ещё  трёх, которые платят по 90 солидов, и ещё трёх, платящих по 45 солидов.

При всех имущественных преступлениях  наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 солидов, если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

Информация о работе Преступление и наказание по варварским правдам