Президент и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные признаки органов исполнительной власти 5
2. Система органов исполнительной власти современной России 15
3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти 20
4. Место органов внутренних дел, министерства юстиции в системе органов исполнительной власти 25
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

organy-ispolnitelnoj-vlasti-kak-subekty-administrativnogo-prava.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа об органах исполнительной власти

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Исполнительная власть выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

Среди субъектов административного  права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая  многочисленная из числа организаций  группа субъектов административного  права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.

Задачи курсовой работы:

1. раскрыть понятие и основные признаки органа исполнительной власти;

2. изучить систему  органов исполнительной власти  современной России;

3. проанализировать административно-правовой  статус органов исполнительной  власти;

4. выяснить место органов внутренних дел, министерства юстиции в системе органов исполнительной власти.

При подготовке курсовой работы были использованы нормы российского  права, исследования и учебная литература.

 

1. Понятие и основные признаки органов исполнительной власти

 

Среди субъектов административного  права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая  многочисленная из числа организаций  группа субъектов административного  права.

Специфику любого органа государственной  власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения1.

Орган исполнительной власти — это  организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением2.

Исполнительные органы, являясь  одним из видов органов государственной  власти, обладают рядом характерных  только для них черт:

— они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

— они наделены оперативной самостоятельностью;

— они имеют, как правило, постоянные штаты;

— образуются вышестоящими органами;

— они подотчетны и подконтрольны  вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов  административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов  органов законодательной власти и Указов Президента.

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов  исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации  государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

Тем не менее, используя конституционную  базу в качестве исходной, можно  рассмотреть проблему основных принципов  организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с  субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов исполнительной  власти. Основополагающее значение  для исполнительной власти в  ее современном виде имеет  то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет  собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

С этих позиций очевидно, что осуществление  государственной власти на основе ее разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно  привело бы к полной независимости ее ветвей, т.е. фактически к вторжению одной ветви власти в сферу другой. Поэтому самостоятельность органов исполнительной власти - первый принцип их современного бытия. Как следствие его - необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви власти с ее другими ветвями.

К этому следует добавить некоторые  особенности проявления самостоятельности  органов исполнительной власти. Имеется  в виду прежде всего значительный объем президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.

2. Единство системы органов исполнительной  власти. Одним из принципов современной  организации и деятельности органов  исполнительной власти является  то, что в пределах ведения  и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

Единство системы исполнительной власти органически перерастает  в единство системы органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе. Оно связывает воедино по целевому назначению и по соотношению с  иными органами государственной власти федеральные органы исполнительной власти с исполнительными органами любого иного внутригосударственного уровня. Но это единство не носит на себе отпечаток административной подчиненности как цементирующего всю систему начала, хотя, разумеется, изолированность одного звена системы от других должна быть исключена.

Практика пока еще дает примеры  отхода от требований данного принципа, выражающиеся в известной "самостийности" мест, что следует оценивать в  первую очередь как неумение правильно использовать широкую оперативную самостоятельность, каковая предоставлена каждому звену единой по своей сути системы исполнительных органов, равно как и следствие незавершенности законодательного процесса по выстраиванию управленческой вертикали органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Не полностью соответствует  данному принципу и современное  решение о создании на территории субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти своих территориальных  органов, действующих автономно по отношению к одноименным исполнительным органам субъектов Федерации.

Именно в силу этого особую актуальность в современных условиях приобрела  проблема конкретизации конституционного понятия единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Иначе говоря, речь идет о законе, посвященном системе и механизму исполнительной власти в масштабе всей страны.

3. Федерализм в его новом качестве - несомненный принцип организации  и деятельности органов исполнительной  власти. Его исходные начала были  заложены еще Федеративным договором, а затем нашли закрепление в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации. Как известно, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), включающий установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. Одновременно были определены предметы ведения, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ)3.

Субъекты Федерации в своих  конституциях и уставах закрепили  предметы ведения, относящиеся к  их собственной компетенции, в числе  которых определение системы  органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности (например, см. ст. 53 Конституции Республики Адыгея). В отдельных случаях эти вопросы адресно отнесены к компетенции высших представительных и законодательных органов государственной власти республик (в Республике Марий Эл порядок организации и деятельности республиканских органов управления определяется в соответствии со ст. 73 ее Конституции Государственным Собранием Республики). По Уставу Архангельской области областное Собрание утверждает схему управления областью по представлению главы администрации области и т.п.

Принцип федерализма выражается также  и в том, что вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов  Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут  передавать им осуществление части  своих полномочий. На территории субъектов  могут создаваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Взаимоотношения с ними осуществляются на основе сотрудничества и координации действий.

Споры по вопросам совместного ведения  между органами исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующими органами Российской Федерации разрешаются посредством согласительных процедур, а при недостижении согласия - в судебном порядке.

Для современного состояния федерализма  в сфере реализации исполнительной власти существенное значение имеют  Федеральные законы от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"4. Закреплена в них и основная идея управленческого федерализма - доля ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящаяся на федеральные, республиканские, краевые, областные и другие органы исполнительной власти.

Тем не менее законодательство РФ, специально посвященное организации  исполнительной власти на всех ее уровнях, по-прежнему отсутствует. В Конституции РФ содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации Правительства РФ, что, естественно, не тождественно правовым основам организации государственного управления в целом.

В силу этого в первую очередь  необходимо ориентироваться на анализ ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ. Но и они не относятся прямо к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие вопросы применительно ко всему механизму государственной власти, хотя и содержат сведения о том, по каким направлениям могут функционировать федеральные органы исполнительной власти и по каким требуется совместное их функционирование с аналогичными органами субъектов Федерации.

Так, в ведении Российской Федерации  находится принятие федеральных законов и осуществление контроля за их соблюдением. Очевидно, что в данном случае подразумевается деятельность по исполнению этих законов, а также контрольная деятельность, т.е. то, что фактически составляет содержание процесса реализации исполнительной власти. Далее, в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Очевидно, что по всем названным направлениям обширен объем государственно-управленческой деятельности. В равной мере подобный вывод относится к федеральному бюджету, федеральным налогам и сборам, к международным и внешнеэкономическим отношениям Российской Федерации. Очевидно также, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление федеральными энергетическими системами, ядерной энергетикой, путями сообщения, информацией и связью, деятельностью в космосе, обороной и безопасностью, оборонным производством, защитой Государственной границы РФ и т.п. (ст. 71 Конституции РФ).

Информация о работе Президент и исполнительная власть