Президент РФ – глава Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3

1. Конституционно-правовой статус Президента России…….…...5

2. Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место в системе источников российского права……………………………..8

3. Ответственность Президента РФ………………………….……13

4. Вступление в должность Президента Российской Федерации……………………………………………………………17

Заключение…………………………………………………………...18

Список используемой литературы……...………………………......20

Файлы: 1 файл

правовед.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное   агентство  по  образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

 

профессионального образования

Южно-Российский государственный технический университет

 

(Новочеркасский  политехнический институт)

Волгодонский  институт (филиал)

Южно-Российского государственного технического университета

(Новочеркасского  политехнического института)

(ВИ (ф) ЮРГТУ (НПИ))

 

 

 

 

 

Специальность: ПГС

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

по дисциплине: «Правоведение»

на тему:

«Президент РФ – глава Государства»

 

 

Выполнил: студент ____курса, гр._______                               ___________________

                                                                                                          

Работа принята  «_____» ________________ г.                     ____________________

                                                                                                         (фамилия, имя, отчество)     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгодонск 2012 г.

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………….3

 

1.   Конституционно-правовой статус Президента России…….…...5

 

2.   Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место в       системе источников российского права……………………………..8

 

3.   Ответственность Президента РФ………………………….……13

 

4.   Вступление в должность Президента Российской Федерации……………………………………………………………17

 

Заключение…………………………………………………………...18

 

Список используемой литературы……...………………………......20

 

Введение. 

 

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом  или специальной избирательной  коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как  главы государства достижимо  лишь при уяснении и использовании  совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных  подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

Согласно Конституции  Президент Российской Федерации  выступает как гарант Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая  деятельность всех государственных  органов, Президент действует в  рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает  как глава государства;

2.Президент является Верховным Главнокомандующим                        Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной  власти Президенту также даны  широкие полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой статус Президента России. 

 

В Конституции Российской Федерации предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .

Статья 80 определяет, что  Президент Российской Федерации  является главой государства.  В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

Институт президентства  в России сочетает в себе черты  как президентской, так и полупрезидентской  республики.

Данное понятие не значит, что президентская власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина закрепленных в главе 2  Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

Выполняя функцию гаранта  Президент имеет право требовать  от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ  неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

Президент как глава  государства представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

Эта конституционная  формулировка отнюдь не означает, что  глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого  курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления  государственной политики России определены в Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным  политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

 

Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место  в системе источников российского  права.

 

Свои полномочия Президент реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.

Распоряжения Президента РФ – это  акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как  правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.  

 

Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:

- направление законопроектов президента  РФ в Государственную Думу;

- направление Запросов Президента  РФ, в Конституционный Суд РФ;

- направления ежегодных посланий  Федеральному Собранию о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

- представления президента РФ, в которых содержатся предложения  Президента РФ  Совету Федерации   по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ;

- предложения Государственной  Думе РФ о кандидатуре Председателя  Правительства РФ и Председателя  Центрального банка России;

Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне» предусматривает, что Президент  РФ как главнокомандующий издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через  принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции, Президент издаст указы и распоряжения.

Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о не конституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.

Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы  и распоряжения не должны противоречить  не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.

Действующим законодательством  не установлены строгие юридические  критерии, позволяющие четко отграничить  указы и распоряжения как различные  формы правовых актов. Однако сложившаяся  практика осуществления президентских  полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства Российской Федерации (утверждены положения о структурных подразделениях Президента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственной политики). Указы Президента могут носить и индивидуальный характер, ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту федеральных органов, а также иных структур вертикали исполнительной власти (представители Президента в субъектах Федерации, главы администраций краев, областей, округов, городов федерального значения). Наконец, указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основным видом правовых актов Президента Российской Федерации.

Важным для нормотворческой  деятельности Федерального Собрания и  Президента является вопрос о разграничении  предмета закона и нормативного указа  Президента. В ст. 90 Конституции, посвященной актам Президента, этот вопрос специально не регулируется. В силу особых условий проведения конституционной реформы в России сложилась практика, когда отдельные указы Президента выполняли функции закона. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» до начала работы федерального Собрания законодательное регулирование вопросов бюджета, федеральных налогов и сборов, банковской, инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной зашиты населения передавалось Президенту и осуществлялось через принятие его указов. Названный Указ, а также ряд других нормативных актов Президента, принятых в тот период, предусматривали их утверждение Федеральным Собранием.

Информация о работе Президент РФ – глава Государства