Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:00, реферат
Пост главы государства существует при всех формах правления. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти. Каждодневное сотрудничество Президента с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.
Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Он имеет право
Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе.
Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется указами от 10 июня 1994 года и от 2 мая 1996 года, в которых названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ. Распоряжением Президента от 5 мая 1998 года запрещено такое согласование по всем другим вопросам.
Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать полномочных представителей в регионе РФ. Полномочия этих представителей установлены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 9 июля 1997 года.
Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъекта РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ, отсюда их независимость от органов власти субъектов РФ, в которых они представляют Президента РФ.
Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ, а также — в споры между самими субъектами РФ. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам (ст.85 Конституции РФ), а при недостижении согласованного решения может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст.78 он вместе с Правительством обеспечивает “в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ”. Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.
Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие случаи встречаются нередко и обычно заканчиваются тем, что глава администрации отменяет свое постановление. Но если возникает разногласие, то дело согласно ч.2 ст.85 Конституции РФ может быть передано в суд.
Президент и судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Совета Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ.
С этими полномочиями тесно связано
и право Президента влиять на назначение
Генерального Прокурора РФ. В соответствии
с Федеральным законом
Военные полномочия. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Документ “Основы военного строительства” принят Указом Президента РФ от 31 июля 1998 года.
Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента.
Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.
Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ.
В случае агрессии против России Президент вводит на территории РФ или в отдельной ее местности военное положение. Указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Совета Федерации. Но Президент не вправе объявить состояние войны. Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах.
Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные грамоты и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Чрезвычайное положение. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Однако Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, который пока не принят. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится до сведения населения не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.
Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания. Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления.
Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.
Указы и распоряжения Президента не называются в Конституции РФ подзаконными актами, но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).
Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента публикуются в “Российской газете” и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после их подписания.
Если акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.
Совет Безопасности РФ. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван также обеспечивать условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне. Администрация не представляет собой органа государственной власти. В ее функции входит создание всех необходимых организационных, информационных консультативно-правовых, материально-технических и др. многосторонних условий, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с др. Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации.
Порядок выборов Президента РФ и отрешения его от должности
Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст.81) и на ее основе федеральным законом о выборах Президента РФ. В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются наиболее демократичным путем — на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать необходимым жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Конституция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая в качестве обязательного условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются также и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности. Конституция РФ, в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Новой нормой в Конституции РФ явилось введение требования о необходимости постоянного проживания в РФ не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. 21 апреля 1995 года был принят федеральный закон “О выборах Президента РФ”.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок м непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидатуру, обязаны собрать в ее поддержку не менее 1 миллиона подписей избирателей. При этом на 1 субъект РФ должно приходится не более 7% от требуемого общего числа подписей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей. Если ни один кандидат не избран, начинается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30 день со дня официального объявления о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст.82 Конституции РФ.
Местоприбыванием Президента является Москва, Кремль.
В Конституции предусмотрен институт отрешения Президента от должности. Это высшая форма ответственности Президента. Порядок отрешения Президента от должности установлен ст.93 Конституции РФ. Инициатива об отрешении уже не может исходить от1 депутата. Для этого требуется не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов. По действующей Конституцией отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.