Президентская форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

очень краткая, но хорошая работа!

Содержание работы

1. Введение………………………………………………..………...…..3 стр.
2. Что такое форма правления?............................................................. 4 стр.
3. Президентская республика………………………….………..……..5 стр.
4. Форма Российского государства……………….………….…..…....6 стр.
5. Заключение………………………………………………...….....…..9 стр.
6. Список использованной литературы...........................................…10 стр.

Файлы: 1 файл

политология тема 16.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Снежинский  физико-технический институт -

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(СФТИ НИЯУ МИФИ)


 

 

 

Кафедра Философии и  социологии

 

 

 

 

Контрольная работа

 

ПО КУРСУ:      «Политология»

 

 

НА ТЕМУ: «Президентская форма государственного правления.»

 

 

 

         Группа ПМ21д (Прикладная математика и информатика)

         Студенческий  билет №2147

 

         Студент:               Фоминых Д.А  

                                              ( подпись)                    Фамилия И.О.

 

         Преподаватель                                 Евсеев И.В

                                              ( подпись)           

 

 

 

 

 

 

 

Снежинск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение………………………………………………..………...…..3 стр.

2. Что такое форма правления?............................................................. 4 стр.

3. Президентская республика………………………….………..……..5 стр.

4. Форма Российского государства……………….………….…..…....6 стр.

5. Заключение………………………………………………...….....…..9 стр.

6. Список использованной литературы...........................................…10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Одно из  ключевых мест в теории и истории государства и права занимает  форма правления. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

Понятие формы правления  является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Но в этой  работе хотелось бы поговорить о президентской республике как форме правления.

      Тема «Президентская форма государственного правления» интересна для исследования, потому что, во-первых, в Российской Федерации институт президентства является относительно молодым институтом в конституционно-политической практике, во-вторых, президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности.    

 
1. Что такое форма правления?

    Под формой правления обычно понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

    Порядком замещения  должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия (власть переходит по наследству) и республика (выборная власть). Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределённых между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

2. Президентская республика.

    Республика  – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

    В президентской республике  и законодательная, и исполнительная  власть получают свой мандат  непосредственно от народа. Главой  исполнительной власти является  избираемый народом президент,  который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно.

    Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует  заключённые президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

 

3. Форма Российского государства.

 Понятие формы правления  в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитывается значение и статус других высших органов. Ряд других учёных понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей власти в государстве. Наиболее распространённым и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. В России ведётся достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.

    Отсутствие  однозначной законодательной формулировки  российской формы правления обуславливает  то обстоятельство, что одни учёные  пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. 1Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления. Правда, в этой же статье автор отмечает, что сконструированная на основе российской Конституции 1993 года политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно продуцирует становление безоппонентного режима. 2И.В Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации.

    У одного  автора одна точка зрения по  поводу того, какая в РФ республика, у второго другая. Но большее предпочтение нужно отдать второму автору, потому что мнение Левакина  более полное и правильное.

    По существу  система президентской власти  в России – это уже сформировавшаяся, относительно устоявшаяся структура. Иначе говоря, президентская власть обладает в президентской республике юридически и практически всегда верховенством в обществе, все другие власти по отношению к ней носят подчинённый характер. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является её сила.

    Сила государственной  власти понимается, как степень  способности субъекта достичь  желаемого результата, несмотря  на имеющиеся препятствия и  помехи. Фактически складывающиеся  в системе политической власти  отношения в России свидетельствуют прежде о силе Президента РФ. Президент формирует её состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту. Президенту напрямую подчиняются Министерство обороны, МВД, МЧС, МИД, Министерство Юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Государственная федеральная служба и другие. Хотелось бы отметить, что президентская форма правления означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. Нынешняя российская бюрократия, создавая так называемые партии власти, активно участвует в формировании и осуществлении государственной власти, что противоречит закреплённому в Конституции РФ принципу разделения властей. Кроме того, в результате подобного партстроительства создаются предпосылки для монополии «партии власти», что входит в противоречие с конституционным принципом многопартийности. (3Ст. 13 ч.3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность).

    Президентская  модель государства предполагает  решение вопроса о пределах  и ограничениях президентской  власти. В современной юриспруденции  является почти классическим  положение о том, что государственная  власть не должна сосредотачиваться в одном органе, что в целях недопущения произвола необходима система разделения властей. Главным принципом системы  разделения власти, системы сдержек и противовесов является четкое разделение функций, задач, предметов ведения и полномочий между различными ветвями власти. Хотелось бы отметить  два обстоятельства: во-первых, в последнее время на законодательном уровне эти проблемы так или иначе решаются; во-вторых, несмотря на решение отдельных проблем разграничения властей, многие вопросы остаются нерешенными.

 

 

 

 

 

5. Заключение

    Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Республика – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет существенные отличия от нее. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.  Поэтому в президентских республиках нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте другое. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую. Достоинство президентской формы правления заключается, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией. Но, президентская форма правления не является безупречной. Во-первых, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента.     Президентская республика – тема очень обширная и на неё можно говорить до бесконечности. Ведь у каждого человека своё мнение по поводу этой формы правления.

6. Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., Юрайт.  2006. ст.7.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР
  3. Закон РСФСР «Об изменении и дополнении конституции РСФСР» от 24.05. 1991
  4. Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24.04.199
  5. Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24.04 1991
  6. Указ Б.Н. Ельцина №62 от 19.08. 1991
  7. Семёнов В.В. Форма государства // Преподавание истории в школе -2002-№10 ст.40, ст.42.
  8. Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика // Право и политика – 2006-№3, ст.63-65
  9. Зазнаев О. Десять лет спустя: размышление о российской форме правления //Конституционное право: восточноевропейское обозрение -2003-№4, ст.103-105.
  10. Миронов Н.М. Становление института Президента Российской Федерации (1991-1993 гг.) //Конституционное и муниципальное право -2004-№5 ст.31-33.
  11. Кынёв А.В. Сравнительный метод в исследованиях института президентства //Вестник московского университета, сер 12. Политические науки -2002-№6 ст. 74-85.
  12. Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента //Конституционное и муниципальное право -2001-№1 ст.10-12.

 

1 Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика//Право и политика 2006-№3 ст.63

2 Ведяхин В.М. Форма российского государства: теория и практика//Право и политика 2006-№3 ст.63

3 Конституция РФ, Москва, Юрайт 2006 ст.7




Информация о работе Президентская форма государственного правления