Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:44, доклад
На ранних стадиях своего развития люди жили относительно небольшими социальными общностями в условиях первобытнородовой общины (род, племя). Для такой социальной организации наиболее характерными были следующие признаки.
Доклад
по Политологии
на тему: «Причины возникновения политики»
Причины возникновения политики
На ранних стадиях своего развития люди жили относительно небольшими социальными общностями в условиях первобытнородовой общины (род, племя). Для такой социальной организации наиболее характерными были следующие признаки.
1. Слабо выраженная социальная
дифференциация (различие, расслоение,
неравенство) людей. Существовавшее
в общине разделение труда, способы
распределения и количество
2. Отсутствие частной
собственности и деления людей
на классы и сословия, на бедных
и богатых. В условиях примитивного
присваивающего хозяйства (сбор
плодов, охота, рыбная ловля) низкая
производительность труда не
позволяла создавать «
3. Доминирование в брачно-
4. Отсутствие антагонистических
(непримиримых) противоречий между
социальными группами (классами, сословиями).
Весь род (племя) представлял собой
единую, слабо дифференцированную
социальную общность, члены которой,
как правило, занимались каким-то
определенным видом
5. Управление жизнедеятельностью в первобытных сообществах с помощью норм обычного права (нормы морали, обычаи, традиции и др.). Люди еще не имели писаных законов, а управленческий труд еще не выделился в особый вид деятельности. Не существовало и постоянных институтов власти (государства, письменных законов, армии, полиции, тюрем и т. д.). Власть и властные отношения (отношения господства и подчинения) возникали только по мере необходимости.
Примерно 8—10 тыс. лет назад, в результате совершенствования орудий труда и способов производства, люди начали переходить от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты, рыбной ловли) к воспроизводящим видам деятельности (скотоводству, земледелию, ремесленничеству). Новые виды деятельности позволяли производить продукции больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. В результате в обществе появился «избыточный продукт», который шел на накопление. Эксплуатация человека человеком становилась рентабельной (приносила доход).
Увеличение потребляемого и накапливаемого продукта способствовало значительному росту населения. Разрозненные племена в процессе миграции и междоусобных войн стали объединяться в большие социальные сообщества (народности, нации), проживающие на единой территории.
Концентрация богатства в руках одних людей и обеднение других привела к появлению частной собственности и делению общества на классы и сословия, на бедных и богатых. Для передачи накопленного богатства (частной собственности) по наследству возникает моногамная семья. Отныне женщина (жена) обязана была вступать в половые связи только со своим мужем — хозяином и рожать детей-наследников только от него и для него. Измена мужу считалась смертным грехом.
Для того чтобы осуществлять управление такой большой, разделенной на социальные слои и классы общностью, была необходима жестко централизованная система управления — государство. Государственное управление основывается не на нормах обычного права, а на политических методах: постоянной монопольной власти над всем обществом; писаных законах, обязательных для всех членов общества; организованном применении насилия (принуждения) к тем, кто нарушает законы.
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.
Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.
Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.
Возникновение новой системы
регуляции социальных контактов групп
высветило полную несостоятельность человеческих
нравов, религиозных обычаев и традиций
в качестве механизмов упорядочения социальных
конфликтов. Только государственная власть
явилась той силой, которая могла не только
обеспечить реализацию разнообразных
групповых интересов, но и сохранить целостность,
обеспечить порядок и стабильность социальной
жизни. Таким образом, деятельность государства
имела целью примирение противоборствующих
сторон и обеспечение условий для выживания
всего общества в целом. Одновременно
возможность осуществлять контроль за
государством, а также использовать силу
его структур для обеспечения своих интересов
стала выступать в качестве наиболее притягательной цели
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.
Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а надперсональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулирование этих споров.
Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.
Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм. При этом структура и строение политического взаимодействия не дают возможности какой-то одной стороне, достигая своей цели, игнорировать наличие и противодействие конкурентов. В противном случае политика вырождается в монополизацию власти, превращающую политическую «игру» за власть в форму административного диктата.
С момента своего зарождения государство служит тем центром силы, который способен принудительными методами организовать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей. Вот почему даже там, где между собой конкурируют партии или иные участники политики, борьба внутренне нацелена на овладение той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфере международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который де-факто временно обладает такими реальными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее силовыми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).
По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д. С этой точки зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель государственной воли. Вместе с тем она возникает тогда, когда деятельность государства становится объектом заинтересованности различных групп, общим для активной части населения делом.