Принципы разделения властей (история и современность)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве.

Содержание работы

Введение

Возникновение теории разделения властей

Теория и практика разделения властей в странах Запада

Принципы разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности

Заключение

Файлы: 1 файл

Принциры разделения властей.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. “Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек  и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней  политики государства. Статья 114 Конституции  перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической  политики. Осуществляет меры по обороне  страны и защите прав населения.

Механизм парламентской  ответственности Правительства  описан в российской Конституции  в общих чертах. Необходима его  детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как  Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая  прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен  и механизм взаимных сдержек и  противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных  органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим  тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Судебная власть. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими  судебными органами являются Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и  на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате можно сделать  следующие выводы:

1. “Разделение властей”, как теория о соотношении властей  в государстве, которая была  впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

2. Разнообразное понимание  реализации принципа разделения  властей в научных кругах современных  западных стран сводится к  следующему:

Во-первых, разночтения  по вопросу о месте и роли самой  концепции разделения властей в  современной государственно-правовой теории и практике.

Во-вторых, различная интерпретация  проблем соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения.

В-третьих, разноречивое понимание  и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения  законодательной и исполнительной властей, с одной стороны, и места  и роли в рассматриваемой триаде судебных органов — с другой.

3. Как показывает практический  опыт функционирования властей  после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью  и сдерживая в своей повседневной  деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

Во взаимоотношениях с  судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношениях с законодательной  властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право  роспуска Государственной Думы, право  назначения выборов в Государственную  Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в  Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

К сожалению сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.

 

 

 

Список литературы

 

Конституция РФ. 1993.

 

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, М.: 2005

 

Титов Ю.П. История государства  и права России, М.: 2008

 

Рассолов М.М., Лучин  В.О., Эбзеев Б.С. Теория государства и права, М.: 2000

 

Марченко М.Н. Теория государства  и права, М. 2003

 

Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

 

Монтескье Ш. Избранные  произведения. М., 1955.

 

План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. М., 1996.


Информация о работе Принципы разделения властей (история и современность)