Природа и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Государство – институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом. В XVI в. благодаря трудам Н. Макиавелли появился термин «государство».
Теории происхождения государства.
1. Теории естественного происхождения государства в Древней Греции. Аристотель: государство служит проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, средством достижения ими морального совершенства.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

Природа и сущность государства.

Государство – институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там  должный социальный порядок, поддержание  соответствующих норм и правил человеческого  общежития. Долгое время государство  практически отождествлялось с  обществом. В XVI в. благодаря трудам Н. Макиавелли появился термин «государство».

Теории происхождения государства.

1. Теории естественного происхождения  государства в Древней Греции. Аристотель: государство служит  проявлением естественного стремления  людей к взаимному общению,  средством достижения ими морального  совершенства.

2. Теории божественного происхождения  государства в   средние века. Государство – результата Божьего промысла. Теория «двух мечей», признававшая правомерность наличия центров светской и церковной власти, каждая из которых считалась дарованной Богом и обладала собственной компетенцией: одна – в мирской, другая – в духовной области.

3. Договорная теория. Народ –  главный источник государственного  суверенитета. XVII–XVIII вв. теория общественного  договора. Гоббс: государственная  власть предоставляется властителям,  чтобы сохранить общественный  порядок и предотвратить «войну  всех против всех». Руссо: общественный  договор предполагает право и  необходимость властвования народа  только в непосредственной форме,  не нарушающей и не ограничивающей  его общеколлективную волю. Локк: государство должно   полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан.

4. Теории насильственного происхождения  государства. Штирнер, Прудон, Бакунин:  государство – воплощение социального  зла; стремились освободить человека  от внешнего принуждения и  власти. Гегель и Ницше: государство,  имевшее силовое происхождение  – крайне положительное для  общества явление. Государство  – выше ограничений обыденной  морали или прав отдельной  личности.

5. Марксистская теория. Государство  – инструмент господства и  управления общественными процессами  в интересах определенного класса.

Причины возникновения государства. Общесоциальные мотивы: задачи интеграции и организации общества в целом; групповые: особые интересы государственной  бюрократии, политических элит и социально  доминирующих групп общества, обладающих привилегиями в использовании его  ресурсов и материальной силы. Как  особый политический институт государство  возникло в 4–3 тыс. до н.э.

Основные признаки государства. Государство  – институт, который действует  на строго ограниченной территории. Государство  – особый аппарат управления социальными  процессами, особой группы лиц, профессионально  занимающихся осуществлением функций  по руководству и регулированию  общественными отношениями. Обладает монополией на легальное применение силы, на физическое принуждение отдельных  граждан, групп или организаций  к выполнению принятых им решений. Обладает монопольным правом на взимание с  населения налогов и сборов. 

Функции государства.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

Функции государства по-разному  классифицируются в юридической  науке. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

Рассмотрим некоторые основные и постоянные внутренние и внешние функции государства.

К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение  полновластия народа в различных  формах.

Экономическая функция во многом зависит  от того, является ли данное общество обществом  с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником  основных средств производства, оно  монопольно регулирует экономические  отношения, планирует производство и распределение в масштабах  всей страны. Государство также принимает  на себя функцию регулирования торгового  и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство  государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической  политики, управлению государственной  собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя  от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические  отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного  населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной  поддержке.

Социальная функция включает в  себя государственную политику в  области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает  экологическая функция, которая  обусловлена обязанностью государства  обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает  особую значимость в условиях ухудшения  во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает  меры при экстремальных экологических  ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства  относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности  конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция  интеграции в мировую экономику  обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением  экономических интересов различных  государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к  постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности  государства. В настоящее время  меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного  сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны  и в укреплении международной  безопасности.

Функция поддержки мирового порядка  предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных  конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения  человека, оздоровлению международной  обстановки за счет укрепления взаимного  доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в  таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает  актуальное значение на нынешнем этапе  развития. Она направлена на поиск  взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и  требуют международного реагирования. К числу таких глобальных проблем  относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных  катастроф, подобных аварии на Чернобыльской  АЭС, которая переросла территориальные  пределы одного государства.

Мировое сообщество заинтересовано также  во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного  вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

Типы современных  государств.

Правовое государство складывалось под влиянием либеральных конституций. Ориентация всех государственных органов  на ценности прав человека, которые  не могли быть изменены никакими частными законодательными актами. Универсальный  и предпочтительный регулятор политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах – право, закон, система устойчивых норм и правил поведения государственных  органов, отдельных лиц и частных  организаций. На внешнеполитической арене  правовые государства начали придерживаться норм международного права. Социальная основа и необходимая предпосылка  правового государство – гражданское  общество: наличие независимых и  не опосредованных государством разнообразных  взаимоотношений   граждан и их объединений, подчиненных реализации их интересов на основе принципов самоорганизации и самоуправления.

Существенный признак правового  государства – определенное разделение полномочий властей, прерогатив и функций  исполнительной, законодательной и  судебной властей. Осуществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения властей, правовое государство добивается сбалансированности и стабильности полит. развития. Идея разделения властей была впервые выдвинута Локком как попытка добиться компромисса между парламентом (вигами) и королем в целях установления во Франции конституционной монархии. Ориентация на разделение прав и полномочий различного уровня властей в правовом государстве, установление их прав   и прерогатив во влиянии на гос. власть означают создание системы сдержек и противовесов, направленной на сохранение необходимого для стабильности полит. порядка, на поддержание баланса сил и постоянного нахождения компромисса между ними.

Социальное государство. Швеция, Германия, США проводило политику формирования такой социальной среды, в которой  кардинально повышался бы уровень  социальной безопасности. Адресная помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставление им работы, социальной помощи, установление новых отношений  с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных  рабочих, престарелых и инвалидов. 

 

2

Каждое государство в современном  мире отличается от других целым набором  специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его  исторической эволюции, степени остроты  социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых  общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства  передается по наследству, не являясь  производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется  всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается  монархом, выполняет его волю и  ответственно перед ним. В настоящее  время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами  и актами. Власть монарха в конституционных  монархиях не распространяется на сферу  законодательной деятельности и  значительно ограничена в сфере  управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства  и несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками  и обеспечивающий единство страны.

Информация о работе Природа и сущность государства