Природа политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие лидерства
1)Определение лидерства
2)Объективная и субъективная сторона лидерства
2.Природа политического лидерства
1) Теория черт
2)Теория «функции группы»
3)Ситуационная концепция.
3. Классификация, функции, тенденции развития лидерства
1) Типы лидерств
2) Функции лидерств
4. Культ личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

          Таким образом, ситуация может не только повлиять на поведение лидера, но и существенно изменить его. В этом случае лидер является функцией ситуации, которая и «выталкивает» его на поверхность. Однако ситуационизм не раскрывает всей сложности феномена лидерства. Зачастую, лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать на неё влияние. Он игнорирует относительную самостоятельность личности, растворяя её в «обстоятельствах», обрекая на пассивность.

         Рождение политического лидера часто происходит в проблемных ситуациях, возникающих перед коллективом или группой, когда эти обстоятельства затрагивают интересы и цели людей, и коллективу приходится принимать решение. Здесь необходим диагноз ситуации, а затем разработка мер, принятие решений.«Потребность в лидерстве появляется тогда, когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа или кто-либо от её имени предпринял необходимые действия»[Р.Такер.Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачова. США.,1990,№1. с83]

                  

III. Классификация, функции, тенденции развития лидерства

          1. Типы лидерства

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных»), и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры – герои (злодеи) имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства, в зависимости от отношения руководителя и подчиненных, на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или рутинных, - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических – наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа ,как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительно рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера – знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а так же привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

2. Функции лидера

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции:

    • Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
    • Определение направления и программы деятельности, служащей решениию общественной проблемы;
    • Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характеристики ,функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

                 - Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

       - Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

        -Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

         - Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти.

С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

          -Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

          - Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах,когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров.

лидерство политический развитие

IV. Культ личности.

Культ личности- возвеличивание отдельной личности(как правило государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, законах, государственных документах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др.В дополнение к чертам личности приписывают различные замечательные человеческие качества.  В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображение, возводят памятники, всячески обожествляют его . Хотя такое обожествление представителей власти существовал во все времена, термин «культ личности»

Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае иКим Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно.

 

Заключение

Подводя итог, вышесказанного ,можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, но и как власть. Потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать позитивное или негативное, то, что они не делали бы раньше.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к политическому лидеру: лидер должен выступать носителем новых идей, лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени, возраст не должен быть преградой для реального лидера, лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено тем, что лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

Список литературы.

 

1. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов  н/Д., 1999.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

3.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

4. Резник. С.Д .Организационное  поведение.-М.,2006.

5. Кернаценский  М.В. Основы социологии и политологии .-М., 2010.

 

6.Ашин Г.К Лидерство: социально-политические и психологические аспекты.- М .,1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Природа политического лидерства