Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 01:24, контрольная работа
Главной целью социальной деятельности человека является улучшение условий жизни. Поскольку люди в экономической жизни тесно связаны друг с другом, то изменения условий жизни отдельного индивида, прежде всего экономических, не могут происходить в отрыве от изменений в данной сфере у других индивидов. В XX в. в экономически развитых странах наибольшее распространение получили концепции, возлагающие на государство задачи обеспечения определенного стандарта благосостояния.
Введение
Глава 1.Социальная политика: природа, сущность и принципы
1.1.Природа и сущность социальной политики
1.2.Принципы социальной политики
Глава 2.Функции и уровни социальной политики
2.1.Функции социальной политики
2.2.Уровни социальной политики
Заключение
Список литературы
Принцип справедливости, таким образом, содержит в себе оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющееся неравенство.
Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной социальной ответственности. Он означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Индивид не должен пассивно ожидать поддержки от государства и видеть в нем единый источник поступления благ и защиты[3, с.14].
В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных членов общества к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако в то же время этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию.
Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства.
В документах Международной организации труда - специализированного органа ООН, - созданной в 1919 г., выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:
равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
принцип трипартизма, т.е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.
Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество, которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидиарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан[9, с.24].
Принцип социального равенства (паритетности) членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.[4, с.166].
Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако их гуманистический фундамент останется неизменным.
Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия.
Основная цель социальной политики – создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан.
Социальная политика выполняет ряд функций (т.е. главных общественных направлений социальной политики):
Первая из основных ее функций – обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестает существовать.
Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности ее разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путем реформ и революций.
Вторая из основных функций социальной политики – обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по – разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических периодах, но суть всегда сводиться к тому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становится неизбежным революционное преобразование. Среди этих преобразований приоритетным становится обеспечение устойчивости, но уже новой власти.
Третья основная функция социальной политики – обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Четвертая основная функция социальной политики – налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
Пятая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
Шестая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальных групп[8,с.31].
Таким образом, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее основной цели.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях: микроуровень - социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень - региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике. Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг[3,с.89].
В технологии социальной политики на любом уровне управления следует выделять две части: разработку и реализацию.
Следует отметить два ведущих принципа разработки социальной политики на любом уровне управления:
1. Обоснованность, т. е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами.
Наиболее распространенная ошибка – разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. В данном случае документ, содержащий ее изложение, может очаровывать обилием замыслов, но с точки зрения практики, такой документ предстает как вариант чрезмерного оптимизма и больших желаний.
2. Реалистичность, т. е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.
После окончания процесса разработки и принятия социальной политики должен «включаться» механизм ее реализации.
Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются, два принципа:
1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.
2. Результативность, т. е. социальная политика не должна быть декларативной, а обеспечивать достижение необходимых результатов спустя определенный период времени.
В том случае, если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых необоснованность и нереалистичность[6].
Также социальная политика государства на этих уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий.
Принято выделять коллективные (массовые) и индивидуальные (личностные) формы проведения в жизнь социальной политики.
При коллективных (массовых) формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату и т. д.
При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т. д.[6].
Таким образом, социальная политика — это одно из ведущих направлений общественного регулирования. Она имеет свои специфические цели, объекты воздействия, принципы и направлена на уменьшение противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика призвана регулировать благосостояние, поддерживая его на уровне, приемлемом как для человека, так и для общества, и несет ответственность за соблюдение в минимальном объеме основных прав человека и обеспечение гарантированного минимума материальных условий жизни.
Правовые и теоретические основы современной социальной политики содержатся в ныне действующей Конституции РФ, а специфика определяется особенностями развития страны на современном этапе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития[9,с.124].
1. Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы о флаге, гербе, гимне.- М., Издательство: Норма, 2010. -164с.
Информация о работе Природа, сущность, функции, принципы и уровни социальной политики