Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, доклад
Отрасль права - главный компонент в структуре права, в наибольшей мере сосредоточивающий в себе качественные особенности правового регулирования. Она характеризуется следующими показателями.
Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
Признаки, понятие, виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования
Отрасль права - главный компонент в структуре права, в наибольшей мере сосредоточивающий в себе качественные особенности правового регулирования. Она характеризуется следующими показателями,
1. Отрасль
права - это совокупность логически
связанных институтов права и
норм, центральный компонент среди
других, центральное звено в структуре
орава, характеризующиеся
2. Она регулирует область (сферу) качественно однородных, - обособленных в системе социальных связей, общественных отношений, имеет предмет правового регулирования.
3. В пределах предмета правового регулирования отрасли складывается специфический правовой режим взаимодействия участников и субъектов правоотношений»
4. Отрасль права обеспечивает целостное урегулирование общественных отношений.
Это наиболее самодостаточный компонент в структуре права.
Отрасль права - обособленная совокупность институтов и норм, обеспечивающих целостное регулирование области (сферы) качественно однородных общественных отношений специфическим методом.
Критериями
обособления отраслей права в
его структуре принято считать
предмет правового
Предмет правового
регулирования отрасли права - это
обособленная область общественных
отношений, которая нуждается в
урегулировании нормами данной отрасли.
Предмет правового
Метод, правового
регулирования — это
Если предмет
правового регулирования
влиянием
законодателя. Правовой метод, поэтому
характеризуется набором
Различие
методов правового
а) особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей из закона, деяния, договора;
б) юридическим положением субъектов в правоотношениях — по субординации, как автономные стороны;
в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей - соблюдение, исполнение, применение норм права;
г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный) с использованием различных санкций.
Среди профилирующих
методов правового
Императивный метод превалирует в уголовном, административном и др. отраслях права, в которых общее юридическое положение субъектов определяется властно-императивными показателями и расположением по субординации.
Диспозитивный метод возобладает в гражданском, предпринимательском праве и др. отраслях права, в которых субъекты автономны, а нормы права действуют на случай, если стороны сами не определили объем прав и обязанностей; Диспозитивный метод нередко конкретизуется, дополняется методами рекомендаций, стимулирований, ограничений.
По роли и месту в системе права его отрасли неодинаковы. Принято различать профилирующие отрасли права, специальные и комплексные.
К профилирующим
относятся конституционное
К специальным
- производные от профилирующих отраслей
права, конкретизируют общий предмет
и профилирующий метод
К комплексным — объединяющие институты и нормы права по различной отраслевой (профилирующей) привязке (природоохранительное право, торговое право, земельное и др.).
Понятие правового регулирования и его отличие от правового воздействия |
Государство
обеспечивает жизнедеятельность общества
как системы путем Правовое
регулирование — это Признаки правового регулирования'. 1.
Правовое регулирование — 2.
С помощью правового 3. Правовое регулирование имеет конкретный характер, так как всегда связано с реальными отношениями; 530 Раздел IV. Теория нраве 4. Правовое регулирование имеет целенаправленный характер — направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права; 5.
Правовое регулирование 6. Правовое регулиро вание гарантирует доведение норм права до их исполнения. Не следует смешивать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие. Термин «регулирование» произошел от латинского слова «regulo» — правило и обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но не однозначна. Правовое воздействие — это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств. Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам: 1) информационному — при помощи правовых норм до участников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении; 2)
ценностно-ориентационному — Правовое воздействие во многом сводится к информативной и воспитательной роли права, усилить которую может пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием: по объему: • предмет правового воздействия объемнее (шире) предмета правового регулирования — его составляют отношения, которые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права; Глава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 531 по содержанию: • в правовом воздействии не всегда есть точная юридическая мера (кроме норм права, оно включает в себя другие социальные средства и формы влияния на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование происходит с помощью определенной правовой нормы). По главным особенностям своего содержания правовое воздействие является не специфически правовым, а общим, в котором действует не право как совокупность норм, а «дух» права, прослеживается влияние права на систему общественных отношений, на потенциал психического склада личности, на его правовое сознание и культуру.Когда содержание права проходит через сознание людей, оно становится правосознанием. Люди должны вести себя одинаково в однотипной ситуации, если право устанавливает определенные правила поведения. Вырабатывается стандарт поведения, формируется общая нормативная культура как непосредственная предпосылка законопослушности граждан. Это и есть правовое воздействие на поведение людей. по механизму реализации права: • в правовом регулировании право реализуется через его механизм — систему правовых средств и форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и др.), тогда как правовое воздействие осуществляется посредством системы неюридических средств — идеологических, психологических, информационных и иных механизмов. |
это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
Приоритетами современной российской правовой политики являются: преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства; борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения; выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства; поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества; улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей; устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности; укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.
Формами правовой политики выступают: правотворческая - воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров; правоприменительная - воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера; правоинтерпретационная - воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах); доктринальная - воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций; правообучающая - проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации.
В зависимости от сферы осуществления правовая политика может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т.п.; в зависимости от содержания - законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т.д.; в зависимости от целей - текущей и перспективной; в зависимости от функций - праворегулятивной и правоохранительной.
Информация о работе Признаки, понятие, виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования