Признаки, понятие, виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, доклад

Описание работы

Отрасль права - главный компонент в структуре права, в наибольшей мере сосредоточивающий в себе качественные особенности правового регулирования. Она характеризуется следующими показателями.
Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Файлы: 1 файл

астахова.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Признаки, понятие, виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования

Отрасль права - главный компонент в структуре  права, в наибольшей мере сосредоточивающий  в себе качественные особенности  правового регулирования. Она характеризуется  следующими показателями,

1. Отрасль  права - это совокупность логически  связанных институтов права и  норм, центральный компонент среди  других, центральное звено в структуре  орава, характеризующиеся качественной  спецификой правового регулирования  определенной совокупности социальных связей.

2.  Она регулирует область (сферу) качественно однородных, -  обособленных в системе социальных связей, общественных отношений, имеет предмет правового регулирования.

3.   В пределах предмета правового регулирования отрасли складывается специфический правовой режим взаимодействия участников и субъектов правоотношений»

4.   Отрасль права обеспечивает целостное урегулирование общественных отношений.

Это наиболее самодостаточный компонент в  структуре права.

Отрасль права - обособленная совокупность институтов и норм, обеспечивающих целостное регулирование области (сферы) качественно однородных общественных отношений специфическим методом.

Критериями  обособления отраслей права в  его структуре принято считать  предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового  регулирования отрасли права - это  обособленная область общественных отношений, которая нуждается в  урегулировании нормами данной отрасли. Предмет правового регулирования  составляет материальный критерий подразделения единого права на его структурные составляющие. Он не зависит от усмотрения законодателя, имеет объективное содержание: имущественные и личные неимущественные отношения в гражданском праве, жилищные отношения в жилищном праве, трудовые отношения в трудовом праве и др.

Метод, правового  регулирования — это совокупность приемов, способов юридического урегулирования общественных отношений.

Если предмет  правового регулирования образует материальный критерий обособления  отраслей права, то метод правового регулирования становится юридическим критерием, складывающимся под

влиянием  законодателя. Правовой метод, поэтому  характеризуется набором правовых средств, инструментов, с помощью  которых осуществляется правовое воздействие  на общественные отношения в определенном направлении развития.

Различие  методов правового регулирования  обусловливаются:

а)  особенностями возникновения субъективных прав и юридических обязанностей из закона, деяния, договора;

б) юридическим  положением субъектов в правоотношениях  — по субординации, как автономные стороны;

в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических обязанностей - соблюдение, исполнение, применение норм права;

г) разными  способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный) с использованием различных санкций.

Среди профилирующих  методов правового регулирования  называют: императивный и диспозитивный.

Императивный  метод превалирует в уголовном, административном и др. отраслях права, в которых общее юридическое  положение субъектов определяется властно-императивными показателями и расположением по субординации.

Диспозитивный метод возобладает в гражданском, предпринимательском праве и др. отраслях права, в которых субъекты автономны, а нормы права действуют на случай, если стороны сами не определили объем прав и обязанностей; Диспозитивный метод нередко конкретизуется, дополняется методами рекомендаций, стимулирований, ограничений.

По роли и  месту в системе права его  отрасли неодинаковы. Принято различать  профилирующие отрасли права, специальные и комплексные.

К профилирующим  относятся конституционное право, гражданское право, административное право и уголовное право. Они  содержат исходный нормативный материал, формируют профилирующие юридические  режимы, оснащены процессуальными отраслями (компонентами).

К специальным - производные от профилирующих отраслей права, конкретизируют общий предмет  и профилирующий метод правового  регулирования в специальной  области общественных отношений. Это  финансовое, налоговое право, которые примыкают к административному праву; семейное, жилищное право - к гражданскому праву и др.

К комплексным  — объединяющие институты и нормы  права по различной отраслевой (профилирующей) привязке (природоохранительное право, торговое право, земельное и др.).

Понятие правового регулирования и его отличие от правового воздействия
  Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы путем использования  власти, а право — путем нормативного регулирования. Оно изначально призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря заключенным в нем принципам свободы и справедливости.

  Правовое  регулирование — это осуществляемое государством при помощи права и  совокупности правовых средств у порядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

  Признаки  правового регулирования'.

  1. Правовое регулирование — разновидность  социального регулирования;

  2. С помощью правового регулирования  отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения;

  3. Правовое регулирование имеет  конкретный характер, так как  всегда связано с реальными отношениями;

  530

  Раздел IV. Теория нраве

  4. Правовое регулирование имеет  целенаправленный характер —  направлено на удовлетворение  законных интересов субъектов  права;

  5. Правовое регулирование осуществляется  при помощи правовых средств,  которые обеспечивают его эффективность;

  6. Правовое регулиро

  вание гарантирует доведение норм права  до их исполнения.

  Не  следует смешивать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие. Термин «регулирование» произошел от латинского слова «regulo» — правило и обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но не однозначна.

  Правовое  воздействие — это взятый в  единстве и многообразии весь процесс  влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей  при помощи как правовых, так и  неправовых средств.

  Правовое  воздействие на человека осуществляется по двум каналам:

  1) информационному — при помощи  правовых норм до участников  доводится позиция государства  о дозволенном, требуемом или  запрещенном поведении;

  2) ценностно-ориентационному — при помощи права осуществляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человечеством и преемственно переходящих из поколения в поколение.

  Правовое  воздействие во многом сводится к  информативной и воспитательной роли права, усилить которую может  пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования.

  Различия  между правовым регулированием и  правовым воздействием:

  по  объему:

  • предмет правового воздействия  объемнее (шире) предмета правового  регулирования — его составляют отношения,

  которые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права;

  Глава 27. Правовое регулирование и его  механизм. Юридическая техника 531

  по  содержанию:

  • в правовом воздействии не всегда есть точная юридическая мера (кроме  норм права, оно включает в себя другие социальные средства и формы влияния на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование происходит с помощью определенной правовой нормы).

  По  главным особенностям своего содержания правовое воздействие является не специфически правовым, а общим, в котором действует не право как совокупность норм, а «дух» права, прослеживается влияние права на систему общественных отношений, на потенциал психического склада личности, на его правовое сознание и культуру.Когда содержание права проходит через сознание людей, оно становится правосознанием. Люди должны вести себя одинаково в однотипной ситуации, если право устанавливает определенные правила поведения. Вырабатывается стандарт поведения, формируется общая нормативная культура как непосредственная предпосылка законопослушности граждан. Это и есть правовое воздействие на поведение людей.

  по  механизму реализации права:

  • в правовом регулировании право  реализуется через его механизм — систему правовых средств и  форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и др.), тогда как правовое воздействие осуществляется посредством системы неюридических средств — идеологических, психологических, информационных и иных механизмов.

Правовая  политика

   это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

   Приоритетами  современной российской правовой политики являются: преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства; борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения; выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства; поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества; улучшение качества  принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей; устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности; укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

   Формами правовой политики выступают: правотворческая - воплощается преимущественно в  принятии, изменении и отмене нормативных  актов и договоров; правоприменительная  - воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера; правоинтерпретационная - воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах); доктринальная - воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций; правообучающая - проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации.

   В зависимости  от сферы осуществления правовая политика  может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т.п.; в зависимости от содержания - законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т.д.; в зависимости от целей - текущей и перспективной; в зависимости от функций - праворегулятивной и правоохранительной.

Информация о работе Признаки, понятие, виды отраслей права. Предмет и метод правового регулирования