Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:37, доклад
Государство получает свое наиболее яркое выражение во власти. Вместе с тем власть является основным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичною властью или какой-нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных социальных организаций нуждается для своего осуществления в санкции и в поддержке со стороны государственной власти. Государство же ни от кого не заимствует своей власти; оно обладает своей собственной властью, которая не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собственными средствами.
Выполнила: Киреева Анастасия, группа ДМГ-202
Научный руководитель: кандидат исторических наук,
профессор кафедры ФиГн МЭСИ,
Муштук
Орест Захарович
Эссе на тему
«Сущность, содержание и отличительные признаки политической (государственной) власти».
Государство получает свое наиболее яркое выражение во власти. Вместе с тем власть является основным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичною властью или какой-нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных социальных организаций нуждается для своего осуществления в санкции и в поддержке со стороны государственной власти. Государство же ни от кого не заимствует своей власти; оно обладает своей собственной властью, которая не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собственными средствами.
Только весь народ, организованный как одно целое, т.е. составляющий государство, обладает подлинною государственной властью. Государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью.
Такие
науки, как политология и
Однако окончательный результат всей этой громадной научной работы не вполне соответствует тем стремлениям, которыми они вдохновлялась, и вызывает, несомненно, чувство неудовлетворенности. Основная цель этой научной работы – определить сущность государственной власти, сформулировав ее в строго логически построенном юридическом понятии, – далеко не вполне достигнута. Надо признать, что вопрос об определении понятия государственной власти не может быть сведен к вопросу о том, чем отличается государственная власть от негосударственной. Вопрос этот может быть решен только путем познания всего существенного и основного в государственной власти, и самое понятие ее должно давать в определенной формуле сводку полученного знания.
Содержание и признаки государственной власти вытекают из социального назначения государства. Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. В чем же состоит его социальное назначение?
Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то, что интересы людей порой разнятся, все хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Общие интересы и должно выявить государство, приложив максимум сил для реализации их своими гражданами. Иными словами, задачей государства является сохранение существующего общественного порядка, а также организация и контроль за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т.п.). Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделяется обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. В современном мире роль государства значительно расширилась: организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Сегодня в развитых странах государство в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые, т. е. государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.
Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предательстве».
На основании вышеизложенных данных, можно выделить основные отличительные признаки государственной власти:
1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
3. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.
4. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
5. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
6. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т.д.).
7. Государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (когда власть обладает легитимностью, т.е. опирается на народный консенсус - народ согласен с властью, добровольно ей подчиняется).
8.
Государственная власть
связана с правом, она
обладает монополией
на правотворческую
деятельность, а право – самый эффективный
регулятор общественных отношений.
Список использованной литературы:
1. Муштук О.З. Политология: Учебно-методический комплекс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 384 с.
2. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. – СПб.: РХГИ, 1999. – 800 с. – (Русская социология XX века).
3. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3.
4. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
Информация о работе Признаки.сущность,отличительные черты государства