Про фискальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Содержание работы

Введение
1. Понятие фискальной политики
2. Виды фискальной политики
3.Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность
4. Проблемы фискальной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Fiskalnaya_politika.docx

— 31.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие фискальной политики

2. Виды фискальной политики

3.Государственное регулирование  фискальной политики и ее эффективность 

4. Проблемы фискальной  политики 

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования  экономики.

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые  экономисты утверждают, что это, подобно  атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам  и правительствам играть с ним; так  что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем  не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация  не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так  же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это  или нет. Реальный вопрос в том, будет  ли эта политика конструктивной или  она будет неосознанной и непоследовательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие фискальной политики

 

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне) [1, C 56]. 
 
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.  
 
Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. 
 
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это политика правительства  в области налогообложения, государственных  расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения  и контроля над инфляцией. Другими  словами, налогово-бюджетная политика – это такая политика, которая  направлена на стабилизацию экономики  с помощью государственного бюджета  и налоговой системы.  
 
Налогово-бюджетная политика является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Меры правительства в области налогообложения и государственных расходов могут оказывать огромное влияние на экономический рост, распределение доходов и уровень бедности, вследствие чего они, как правило, находятся в центре экономических и политических дебатов [2, C  235]. 
 
Налоги – это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. 
 
Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. Поэтому размер доходной части бюджета в значительной мере зависит от двух величин – налогового бремени и величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов. 
 
Налоги в Казахстане разделяются на республиканские и местные. Так, например, налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; налог на добавленную стоимость и др., в местный бюджет - индивидуальный подоходный налог; социальный налог и пр. 
 
Налоговая политика осуществляется государством посредством комплекса мер в области налогового регулирования. Государство устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, отменяет старые. Налоговая политика обеспечивает поступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством социально-экономических программ [1, C 68]

 

  1. Виды фискальной политики

 

Экономическая наука выделяет следующие виды фискальной политики: 
1. Дискреционная или активная – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояние платежного баланса. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в пери-од спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. 
2. Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. 
3. Стимулирующую (фискальную экспансию) политику –  преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала. 
4. Сдерживающую (фискальную рестрикцию) политику – ограничение циклического спада экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижение бюджетного дефицита или его полная нуллификация), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе это позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных расходов, такая политика в сочетании с жесткой ДКП и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки денежного разрушения экономического потенциала. 
Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов выступают: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, система участия в прибылях. 
Автоматические стабилизаторы – это факторы функционирования рыночной экономики, которые независимо от текущих решений правительства во время спада увеличивают приток, а в периоды подъема усиливают «отток». В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в периоды подъема располагаемый доход населения и перераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. 
Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства [2, 358]

 

  1. Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность

 

Фискальную политику проводит Правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). 
Инструментами бюджетной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно, государственные закупки, налоги, трансферты. 
Вопросы совершенствования механизмов налогово-бюджетной политики в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития Казахстана рассматриваются во многих нормативных правовых актах Правительства страны. Перед Правительством Республики Казахстан в настоящее время поставлены следующие задачи: 
 
1. Обеспечение устойчивости налогово-бюджетной системы, повышение фискальной дисциплины, проведение умеренно жесткой политики государственных расходов и осуществление эффективного управления активами Национального фонда. 
2. Стимулирование роста деловой активности хозяйствующих субъектов и населения путем проведения налоговой политики, направленной на оптимизацию налоговой нагрузки на экономику, упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур. 
3. Обеспечение расходования бюджетных средств на решение основных задач государственной социально-экономической политики [4, C 26] 
 
Для решения поставленных задач в 2008 году были разработаны новые Бюджетный и Налоговый кодексы.  
Новый Бюджетный кодекс предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, переход на трехлетний бюджет. Направлен на гармонизацию стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений. Он регламентирует весь бюджетный процесс, начиная от планирования, исполнения бюджета, мониторинга и комплексной оценки эффективности работы любого государственного органа.  
Центральной идеей нового Бюджетного кодекса является переориентация деятельности государственных органов с формального освоения бюджетных средств на получение конкретных результатов в соответствии с приоритетами государственной политики. Он предоставляет администраторам бюджетных программ большую самостоятельность при исполнении бюджета, в частности, право составлять и изменять индивидуальные планы финансирования по экономической классификации расходов, то есть на уровне специфик. В части исполнения бюджета также предусматривается упрощение отдельных процедур.  
Президент страны Н. Назарбаев в своем февральском Послании-2008 к народу подчеркнул, что новый Налоговый кодекс должен быть «законом прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков». Главный эффект от принятия нового Налогового кодекса – это рост деловой инициативы бизнеса, улучшение налогового администрирования, повышение фискальной дисциплины.  
В целях развития конкурентной среды в экономике страны новый Налоговый кодекс предусматривает отмену большого количества налоговых льгот и преференций, которыми в Казахстане пользовались отдельные субъекты хозяйственной деятельности [3]. 
 
Новый Налоговый кодекс предусматривает снижение ставок налогов и сборов. Ставка корпоративного подоходного налога (КПН) будет снижена в течение трех лет в 2 раза с нынешнего уровня 30% до 15% с 2011 года; налога на добавленную стоимость (НДС) – до 12% с 2009 года. Помимо снижения самой ставки НДС вводится система автоматического возврата НДС, что соответствует передовой международной практике. На первых порах такой возврат коснется крупных налогоплательщиков. В основном это сырьевые компании. Будет осуществлен переход от регрессивной шкалы социального налога к плоской шкале со ставкой 11%.  
Кроме того, планируется отменить уплату авансовых платежей для малого и среднего бизнеса, увеличить сроки переноса убытков с 3 до 10 лет. Эти прогрессивные меры должны внести свою лепту в улучшение условий ведения бизнеса и увеличение инвестиций в производство. 
Вместе с тем такое значительное снижение налогового бремени не должно негативно сказаться на выполнении социальных обязательств государства. Поэтому компенсировать потери бюджета Правительство будет за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающий сектор. 
В соответствии с новым Налоговым кодексом все налоговые правоотношения должны регулироваться исключительно законом, в частности это касается стабильности налоговой части контрактов недропользователей. Предусматривается и изменение системы специальных налогов недропользователей. Действующий платеж роялти будет заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых полезных ископаемых, рассчитанных, что очень важно, по мировым ценам. Помимо этого, нефтяные компании будут уплачивать так называемый налог на сверхприбыль [1, C 90]. 
Сохранены в прежнем виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации. Новый Налоговый кодекс будет направлен на упрощение налогового администрирования. Предусматривается целый ряд инициатив по оптимизации налоговой отчетности, сокращению частоты ее предоставления, внедрению системы управления рисками как эффективного инструмента налогового контроля. 
Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств. 
Альтернативный путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных прорывных инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения. 
Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой – создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

Основные направления  среднесрочной фискальной политики Правительства на 2009–2013 годы представлены в особом документе, который называется «Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы». Специальный  раздел в нем посвящен вопросам налогово-бюджетной  политики.  Среднесрочная фискальная политика Правительства разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, а на местном уровне - местным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана, на основе Бюджетного и Налогового кодексов, Программы Правительства и других стратегических и программных документов страны [3]

 

  1. Проблемы фискальной политики

 

Фискальной политика –  так принято называть область  экономики, непосредственно связанную  с взаимодействием государственных  органов и всех остальных субъектов  хозяйственной деятельности. Это  взаимодействие достигается через  систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление  государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом.

На сегодняшний день рассмотривая бюджетно – налоговую политику, понятно, что воздействие на экономику  государственных расходов и налогов  противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают  дополнительный платёжеспособный спрос  и тем самым позволяют стимулировать  экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может  сокращать его потребительский  спрос. Государство пытается вовлечь  в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса. 
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. 
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

По мнению большинства  предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в Республике Казахстан рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х  годов. Считается, что, то налоговое  бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло  производственным структурам вести  нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим  повлек за собой целый ряд негативных явлений.  
Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность.  
Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно идти на спад. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны [6, с. 2].

В сложившихся условиях актуализируются  задачи оценки эффективности действующей  системы фискального регулирования  и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество  различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается  в упорядочении и совершенствовании  всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления  налогов на затраты и перейти к схеме, предусматривающей  уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.

Одной из ключевых функций  Министерства финансов является обеспечение  полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому Министерство финансов продолжает работу по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных  учреждений, оптимизации и повышению  эффективности процесса государственных  закупок, а также предупреждению финансовых нарушений при использовании  средств государственного бюджета. 

Основной проблемой являются задержки в обработке документов и выдаче форм отчетности в связи  с ростом трафика и увеличением  нагрузки на производительность системы. [5, с. 1].

В последние годы сделаны  существенные шаги и достигнуты значительные улучшения в области налоговой  политики и налогового администрирования.

При этом в целях увеличения налоговых поступлений необходимо сосредоточить внимание на резервах, скрытых в теневой экономике, и направить деятельность на их выявление. Необходимо повышать эффективность  проверок крупных предприятий, особенно по контролю за трансфертными ценами, активизировать борьбу со лжепредпринимательством, усилить администрирование убыточных  предприятий, обратить внимание на нерезидентов, существенно повысить поступление  налогов от подакцизной (особенно от алкогольной) отрасли. Увеличение доходной части бюджета должно проводиться  за счет совершенствования налогового администрирования с параллельным снижением налоговой нагрузки. Недостатки или недоработки налогового администрирования  могут привести к снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличить вероятность налоговых правонарушений, в конечном итоге создать социальную напряженность в обществе. 

Информация о работе Про фискальную политику