Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современном мире: Азиатский подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности проблемы цель данной работы – определение степени влияния феномена кибертерроризма на развитие стран Восточной Азии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема определения понятия «кибертерроризм» 6
1. Анализ основных понятий исследования 6
2. Явление кибертерроризма и проблемы информационной безопасности 12
Глава 2. Проблемы информационной безопасности в современном мире на примере стран Восточной Азии 15
1. Япония и Южная Корея: опыт создания киберпространства 15
2. Киберпространство КНР: предпоссылки создания и опыт реализации 17
Глава 3. Особенности методов борьбы с кибертерроризмом в Восточной Азии 20
1. Теоретические аспекты борьбы с киберпреступностью 20
2. Борьба с киберпреступностью в Южной Корее и Японии 23
3. Опыт Китая в борьбе с киберпреступностью 24
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

   Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности страны и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации;
  • создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц». 18

   Рассматривая  конкретно Китай, Японию и Южную  Корею, делаем вывод, что на данном этапе развития киберпреступности эта проблема принимает более острую форму в Японии и Южной Корее, ввиду активного развития высоких технологий, но и Китай является достаточно перспективной страной для образования и роста киберпространства. Другими словами, угроза кибертерроризма приобретает большую опасность в наши дни. Помимо уже существующих регионов, где проблема имеет место быть, развивается инфраструктура других, что приводит к расширению киберпространства и увеличению проблем с информационной безопасностью.  

   2. Борьба с киберпреступностью  в Южной Корее и Японии

   В странах Южная Корея и Япония используется довольно много методов  борьбы с киберпреступностью. Рассмотрим некоторые из них.

   К примеру, 30 апреля 2009г. США и Южная Корея подписали меморандум о взаимопонимании в сфере укрепления взаимодействия между двумя странами в сфере борьбы с незаконным проникновением в их компьютерные сети. Этот документ являлся ответом на угрозу со стороны Северной Кореи, которая, по мнению Южной Кореи, совершила волну кибератак на государственные сайты страны.

   Ввиду развития информационных технологий, Южная Корея входит в число  лидеров-стран, в которых были приняты  законы об электронном обучении, индустрии  электронного обучения и об индустрии  знаний. Примером такой системы является E-learning. Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Новые технологии дают возможность получать знания жителям самых удаленных регионов страны, в том числе детям-инвалидам. Об этом и многом другом рассказал профессор южно-корейского Университета Сунгьюнкван Дэ Джун Хван. В стране поддерживают e-learning на государственном уровне. Е-learning трансформировался в многообещающий бизнес, объемы которого ежегодно растут на 8,2%. Сегодня в Корее на основе закона о высшем образовании и закона о непрерывном образовании работают 18 виртуальных университетов.

   Также стоит упомянуть о том, что  власти Южной Кореи планируют создать к 2012 году отдельное командование, призванное защищать компьютерные сети вооруженных сил страны от кибератак хакеров. Такой шаг властей РК связан с растущей озабоченностью тем, что Северная Корея активизирует свои попытки взлома южнокорейских электронных военных систем и вывода их из строя в случае возникновения вооруженного конфликта. Задача создания такого командования  будет возложена на управление военной контрразведки - Defense Security Comand.

   А Министерство обороны Японии в свою очередь создаст комитет для защиты компьютерных сетей от растущего числа кибератак. Напомним, что в июле 2009г. правительственные сайты в Южной Корее и США были атакованы целой волной данных от зараженных вирусами компьютеров из нескольких десятков стран. Зараженная вирусами электронная почта была послана также в Министерство обороны и Силы самообороны Японии. Министерство обороны заявило, что новый комитет по борьбе с киберпреступлениями будет работать в полную силу в 2011.

   Вдобавок, в Южной Корее существует компания по разработке антивирусных программ и других решений в области защиты информации – AhnLab.

   Помимо  этого списка существует еще множество  мер, которые принимаются правительствами  данных стран. Проблема приобретает  все больший масштаб и отрицать ее актуальность и необходимость  решения становится просто бессмысленным. 
 

   3. Опыт Китая в борьбе с киберпреступностью

   Китай, также как и другие страны Восточной  Азии, подвержен кибератакам. Но при  этом мы можем говорить о том, что  киберпреступления в основном процветают именно в этой стране. Как уже  было сказано выше правительство КНР «закрывает глаза» на действия преступников. Или даже молчаливо «поощряют» их действия, ведь пиратство в Китае помогает в развитии информационных технологий.

   Явным признаком такого «поощрения» является то, что Китай не принял участие  в подписании как Европейской Конвенции по киберпреступлениям, так и Окинавской Хартии глобального информационного общества.

   Но, не смотря на такие действия, а точнее невмешательство со стороны правительства, в Китае все же принимаются  меры по уменьшению количества киберпреступлений.

   К примеру, власти Китая официально учредили новое ведомство по цензуре Интернета, названное Бюро по координированию новостей. Его основной задачей является контроль за интернет-отношениями китайских граждан со всем остальным миром. Как считают западные СМИ, причина создания Бюро по координированию новостей – то, что властям Поднебесной в последние годы стало слишком сложно контролировать сообщения, размещаемые в частных блогах и социальных сетях. Количество запросов, отправляемых китайскими пользователями на популярные зарубежные web-ресурсы, таково, что в 2009 году по причине невозможности проверить содержание сообщений и роликов, размещенных на Twitter, Facebook и YouTube, властям КНР пришлось временно заблокировать доступ к этим сервисам. На сегодняшний день западная интернет-компания может выйти на китайский рынок только в том случае, если обязуется сопровождать свою деятельность самоцензурой по установленным властями критериям. В обмен на такое согласие компания получает гарантии беспрепятственной работы на территории страны. Однако этот механизм был грубо разрушен в начале нынешнего года, когда группа китайских хакеров (предположительно нанятых властями либо спецслужбами) атаковала серверы интернет-корпорации Google, а также еще 20 крупных американских IT-компаний. Разгорелся грандиозный скандал, следствием которого стал отказ Google от выполнения обязательств по самоцензуре и, в значительной степени, уход с китайского рынка. Впоследствии компания приняла решение о переносе своих китайских серверов в Гонконг, имеющий в составе Китая особый статус – фактически автономии.

   Также в Китае был принят закон «Об  электронных подписях», что тоже отражается на уровне преступлений. Теперь значительно уменьшилась возможность  подделывания важных документов, ввиду исключительной электронной подписи, которой будут пользоваться представители государственной власти.

   И все же, не смотря на принимаемые  меры, Китай очень пассивно относится  к частым волнам кибератак, проводимыми  китайскими хакерами. Тем самым лишний раз вызывая подозрения на свое правительство. Страна находится на стадии развития информационных технологий, поэтому развитие кибертерроризма еще находится на начальном уровне. Но его распространение и влияние на различные сферы жизнедеятельности увеличивается с каждым днем. Исследуя меры борьбы с кибертерроризмом в Китае, мы приходим к выводу, что в этом плане страна сильно отстает от других. 

 

    Заключение

   На  основе проделанной работы делаем вывод, что кибертерроризм — это использование террора для достижения своих целей преступниками, а методы использования этого террора в свою очередь заключаются в обращении к современным информационным технологиям, тем самым, приобретая значительную силу, которая помогает преступнику принудить объект террора к выполнению условий. Существуют различные мнения классификации такого явления как кибертерроризм и все в свою очередь являются верными, поэтому очень сложно дать определенную классификацию данному феномену. Точно можно выделить, что одни виды преступлений представляют собой «компьютерные», а остальные — это либо преступления, которые связаны с компьютером, либо преступления, которые совершаются с помощью компьютера.

   Предпосылкой  возникновения такого феномена, как  терроризм, в какой-то степени является проявление информационного терроризма в псевдонаучной среде. Т.е. понятие кибертерроризм эволюционировало от информационного терроризма.

   На  нынешнем этапе борьбы с кибертерроризмом данная проблема встает очень остро. Ввиду слабого осведомления населения, недостаточного внимания к вопросу об информационной безопасности и другого ряда причин, нельзя утверждать, что решение данной проблемы имеет хорошие перспективы в ближайшем будущем.

   Существует  огромное количество методов борьбы с кибертерроризмом в наши дни, но, возможно, что данную проблему можно будет реально разрешить только тогда, когда основная часть населения будет осведомлена, как она может защитить себя от киберпреступности. А так как человек не успевает следить за развитием информационных технологий, он слабо осведомлен в данной области. Эта проблема актуальна, как для США, России, так и для Восточной Азии и множества других стран. На нынешнем этапе Китай является довольно перспективной страной для развития кибертерроризма, но не идет в сравнение с Японией и Южной Кореей, по причине высоко развитых технологий в этих странах. Это также доказывается на примере нормативно-правовых актов. В Японии происходит более активная борьба с киберпреступностью, чем в Китае, данный вывод следует из количества нормативно-правовых документов, направленных на информационную безопасность в этих странах. 
 

 

Список использованных источников и литературы

   Источники:

  1. Доктрина информационной безопасности РФ //

file://localhost/C:/Users/Unforty/Desktop/Доктрина%20информац%20безоп%20рф%20httpwww.fstec.ru_docsdoc_2_1_002.htm%23r1.mht

  1. Закон «Об авторских правах в цифровую эпоху» (The digital millennium copyright act of 1998) // http://www.copyright.gov/legislation/dmca.pdf
  2. Закон «О неправомерном компьютерном доступе»
  3. «Акт патриота», 2001 г. (Patriot Act of 2001)
  4. «Акт о повышении электронной безопасности»
  5. Европейская Конвенция по киберпреступлениям  // http://www.medialaw.ru/laws/other_laws/european/cyber.htm
  6. Окинавская хартия глобального информационного общества // http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/okinava.htm
  7. Electronic Signatures Law of the People’s Republic of China // http://www.chinaeclaw.com/english/readArticle.asp?id=2804
  8. Securing Cyberspace for the 44th Presidency //

http://csis.org/files/media/csis/pubs/081208_securingcyberspace_44.pdf

   Литература:

  1. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. – 1999
  2. Батурин Ю.М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М., 1991
  3. Дремлюга Р.И. Интернет-преступность. Владивосток, 2008
  4. Кулибаба А.Н.. Информационный терроризм // http://www.portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1168723861&archive=&start_from=&ucat=&
  5. Панарин И.Н. Информационная безопасность
  6. Правовые аспекты борьбы с кибернетическими преступлениями в ЕС // Борьба с преступностью за рубежом. - 2003.
  7. Рассолов И.М. Право и Интернет. М., 2003.
  8. Соловьев А.И. Политические коммуникации. – М., 2004.
  9. Старостина Е. В., Фролов Д. Б. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма. М., 2005.
  10. Томас Т. Л. Сдерживание ассиметричных террористических угроз, стоящих перед обществом в информационную эпоху // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. Материалы международной конференции. М., 2002.
  11. Тропина Т. Л. Киберпреступность и кибертерроризм. Киев, 2003.
  12. Уразабаев А. Кибертерроризм. Проблемы противодействия. //

 http://www.atcsng.ru/doc.cgi?id=373

  1. Федоров А. В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе: учебное пособие. М., 2006.
  2. Федоров А. В., Цыгичко В. Н. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. М., 2001.
  3. Центр исследования проблем компьютерной преступности // http://www.crime-research.ru
  4. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны // www.politic.donetsk.ua/terror/terror016.shtml
  5. Яковенко А.А. Кибертерроризм – угроза информационному обществу // http://www.russianlaw.net/law/doc/a202.doc
  6. Alexander, Yonah Swetman, Michael S. (2001). Cyber Terrorism and Information Warfare: Threats and Responses. Transnational Publishers Inc.,U.S.
  7. Ali Jahangiri, Cyberspace, Cyberterrorism and Information Warfare: A Perfect Recipe for Confusion. // http://www.alijahangiri.org/publication/Cyberspace-Cyberterrorism-and-Information-Warfare-A-Perfect-Recipe-for-Confusion.pdf
  8. Colarik, Andrew M. Cyber Terrorism: Political and Economic Implications.
  9. Denning D. E. Activism, Hacktivism, and Cyberterrorism: The Internet as a Tool for Influencing Foreign Policy.
  10. Internet World Stats // http://www.internetworldstats.com/
  11. Mark M. Pollitt. A Cyberterrorism Fact or Fancy?

Proceedings of the 20th National Information Systems Security Conference, 1997

  1. Sbelley L. I. Crime and Corruption in the Digital Age //Journal of International Affairs. – Spring 1998.
  2. Stay safe online // www.staysafeonline.info
  3. Weimann, Gabriel. Terror on the Internet: The New Arena, the New Challenges. 2006

Информация о работе Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современном мире: Азиатский подход