Проблемы борьбы с коррупцией в современной России и ее предупреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования проблем борьбы с коррупцией в современной России и ее предупреждение.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие термину коррупция;
выявить причины и условия коррупции в современной России;
определить результаты и следствия коррупции;

Содержание работы

Введение
1.Основная часть
1.1 Определение коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации
1.2 Причины и условия коррупционной преступности в современной России
1.3 Результаты и следствия коррупции
1.4 Приоритетные направления противодействия коррупции в современной России
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

рефреф.docx

— 37.71 Кб (Скачать файл)

-отсутствие законодательного определения конкретных коррупционных преступлений;

-почти полное игнорирование административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения;

-существование многочисленных пробелов в законодательстве, регламентирующем налогообложение лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих;

-объективное бессилие законов в условиях кризиса правоприменения.

К психологической группе причин и условий, порождающих коррупцию, следует отнести:

-многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России;

-традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп; существует ряд должностей и профессий, которые становятся вожделенными только потому, что открывают возможность для поборов и мздоимства, например правоохранительные органы, для некоторых людей весьма соблазнительные именно по этой причине;

-игровая мотивация: как показывают отдельные исследования, коррумпированными личностями может двигать не только корысть, но и бессознательное желание поучаствовать в острой, захватывающей игре;

-относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих;

-психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;

-укоренившийся в сознании (общественном и индивидуальном) крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния;

-феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего: поскольку каждый из них знает, что и другой виноват, это снижает его ответственность перед самим собой, у него чувство вины исчезает, так как он может переложить вину и на другого;

-преступное бездействие и нежелание граждан отстаивать свои права, а нередко и невозможность их реальной защиты при круговой поруке, царящей в государственных структурах.

И, наконец, причины и условия коррупционной преступности, имеющие организационный характер:

-незначительная практика применения правовых норм, предназначенных для борьбы с коррупцией;

-отсутствие достаточно полной и объективной административной и уголовной статистики коррупционных правонарушений;

-отсутствие федерального и регионального регистров (учреждений, осуществляющих регистрацию и учет) лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности по государственной и муниципальной службе;

-низкий уровень учебно-методической обеспеченности подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью;

-малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью (прежде всего на местном и региональном уровнях).

Важной причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие программ и заявлений по данному поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то правда состоит в том, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников.

 

1.3 Результаты и следствия коррупции

 

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом. В анализе коррупции очень важно выявить все результаты и следствия коррупции.

Так, можно обозначить три группы проблем.

1)комплексность. Результаты коррупции надо рассматривать во всем их многообразии: юридические, экономические, политические, социальные и морально-нравственные. Необходимо разработать теоретическую полную картину результатов и следствий в каждой из этих областей.

2)проблема отрицательных результатов и следствий коррупции. В социальном плане коррупция подрывает доверие масс, как к государству, так и к государственной бюрократии, подрывает веру граждан в суд и представителей всей правоохранительной системы.

В морально-нравственном плане происходит дискредитация важных для общества мотивов, установок, ценностей и подмена их другими, соответствующими коррупции.

В здравоохранении сегодня нельзя доверять ни лекарствам, ни их качеству, ни врачам, рекомендующим эти лекарства, так как порой эти врачи связаны с их производителями и реализацией.

В образовании и науке ослабляется доверие и к получаемым дипломам, и к ученым степеням, и к званиям.

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия.

К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

3)проблема положительных результатов и следствий коррупции.

Положительная роль коррупции, особенно в развивающихся обществах, это способ устранения или снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политического развития.

Коррупция способствует развитию у ее «соучастников» чувства удовлетворения в жизни. Она хотя бы так, извращенно, но позволяет получить признание способностей и талантов.

Коррупция, таким образом, ослабляет недовольство состоянием дел в обществе. Никуда не уйти и от того, что коррупция способствует активизации части членов общества, выводит их из состояния апатии и пассивности.

Таким образом, можно сказать, что коррупция является фактором совершенствования всей системы общественных отношений и регулирующего их законодательства. Игнорировать эти и другие прямо или условно позитивные результаты и итоги коррупции было бы неправильно.

Для того, чтобы вопрос о результатах и следствиях коррупции был более понятен мы можем выделить экономические, политические и социальные последствия коррупции.

К экономическим последствиям коррупции относится:

-нарушение конкурентных механизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитация идей рыночной экономики;

-расширение сектора теневой экономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет;

-неэффективное использование бюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов;

-повышение цен за счет коррупционных "накладных" расходов и др.

Среди политических последствий коррупции следует указать:

-уменьшение доверия населения к власти, возрастания ее отчуждения от общества;

-угроза разложения демократических институтов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии;

-падение престижа страны и угроза ее экономической и политической изоляции и др.

Наконец, социальные последствия коррупции заключаются в:

-дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества;

-закреплении и увеличении имущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределению средств в пользу узких олигархических групп;

-укреплении организованной преступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом, в том числе с правоохранительными органами, и др.

В результате всего этого увеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике и угрожает политической стабильности в стране.

 

1.4 Приоритетные направления противодействия коррупции в современной России

 

На сегодняшний день не выработано четкой стратегии противодействия коррупции. Разные авторы предлагают свои планы, стратегии противодействия коррупции. Одни предлагают выделить 3 стратегии противодействия коррупции:

1)общественное осознание опасности коррупции и ее последствий;

2)предупреждение и предотвращение коррупции;

3)верховенство закона и защита прав граждан.

В рамках первой стратегии - это:

-общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии;

-антикоррупционное гражданское образование;

-построение антикоррупционных коалиций;

-свободный доступ к информации и независимые СМИ.

В рамках второй стратегии - это:

-прозрачная власть, прозрачные процедуры;

-общественное участие в процессах предотвращения коррупции;

-уменьшение вмешательства государства в дела общества;

-кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей;

-снижение административных барьеров для предпринимателей.

В рамках третьей стратегии - это:

-сильная и независимая судебная власть;

-неукоснительное исполнение законов;

-законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и общественная экспертиза;

-правовая помощь и защита.

Существует и другая стратегия борьбы с коррупцией:

-принятие общего кодекса поведения для всех государственных служащих, для работающих в отдельных сферах государственной службы и работников судебной системы;

-анализ риска коррупции внутри государственных органов и других госучреждений;

-установление внутреннего контролирующего механизма;

-определение специфических мер, которые должны быть предприняты на основе кодекса поведения и анализа рисков;

-подготовка и осуществление плана по предотвращению коррупции и объединение с другими органами.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из серьезных проблем на пути построения российского правового государства является все возрастающая коррупция. Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы переходного периода.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно.

В целом можно сказать, что основным приоритетом Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами ее реализации - предупреждение и профилактика коррупции, ужесточение уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.

Поставленные мною задачи решены, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 64-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 07.12.2011 N 420-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П). // Собрание законодательства РФ 1996. N147.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) "О противодействии коррупции". //Российская газета.-2008.-30 дек.

3. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М., 2002.- 258с. С.112-114.

5. Кирпичников А.И. Российская коррупция: научное издание. /А.И.Кирпичников/ Ассоц. «Юрид. центр».-3-е изд., испр. И доп.- СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.- 437с. С.148-156.

6. Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России: научное издание/П.А.Скобликов.-М.:Норма,2007.-271с. С.187-210.

Информация о работе Проблемы борьбы с коррупцией в современной России и ее предупреждение