Проблемы власти и в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Для удобства рассмотрения каждая проблема представлена в отдельной главе, с указанием определения, глубиной проникновения и важностью решения.
Перед тем как начать я укажу список исследуемых проблем:
Легитимность государственной власти в России
Политическая коррупция
Проблема «авторитарной демократии»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: Легитимность 4
1.1: Определение легитимности 4
1.2: Проблема легитимности в Российском обществе 4
Глава 2: Коррупция 6
2.1: Понятие коррупции 6
2.2: Коррупция в России 6
Глава 3: Российская авторитарная демократия: проблема и система. 9
Заключение. 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный аэрокосмический  университет имени академика  М.Ф.Решетнева»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра философии и социальных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:

по политологии

Тема: « Проблемы власти и в современном российском обществе »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы П-91

Гайдукова А.О.

                                                                Проверил: преподаватель 

                                                        Алексишин А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1: Легитимность 4

1.1: Определение легитимности 4

1.2: Проблема легитимности в Российском обществе 4

Глава 2: Коррупция 6

2.1: Понятие коррупции 6

2.2: Коррупция в России 6

Глава 3: Российская авторитарная демократия: проблема и система. 9

Заключение. 10

Список используемой литературы 11

 

Введение

Многие страны запада уже несколько столетий стремятся  захватить власть над Россией, что, к счастью, пока недостижимо для  них. Их можно понять, ведь, захватив власть, они получат в управление величайшую державу в мире. Но также  они получат и «половник дегтя» – широкий спектр проблем государственной  власти в России. Вот об этих проблемах  и пойдет речь в данной работе.

Этой работой  я хотела бы показать основные проблемы власти в России на настоящий период и, возможно, предложить решение некоторых из них.

Для удобства рассмотрения каждая проблема представлена в отдельной главе, с указанием  определения, глубиной проникновения и важностью решения.

Перед тем  как начать я укажу список исследуемых  проблем:

    • Легитимность государственной власти в России
    • Политическая коррупция
    • Проблема «авторитарной демократии»

 

Глава 1: Легитимность

1.1: Определение легитимности

Одним из основных специфических свойств  политической власти является легитимность. Она представляет собой форму  поддержки, оправдания правомерности  применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами  и институтами.

Легитимность, согласно определению, – это признание  институтов, решений и действий данной политической власти правомерными.

Существует  три источника легитимности политической власти:

  • идеологический;
  • нравственный;
  • правовой.

Само понятие легитимности в  настоящее время допускает различные  толкования. Однако базовое представление  о том, что эффективная и стабильная государственная власть должна быть легитимной, сомнению не подвергается. Ряд авторов предпочитает рассматривать  легитимность с точки зрения характеристики политической системы или режима, тогда как их оппоненты видят  в ней важный элемент массового  сознания.

Этимологически слово «легитимность» ведёт своё начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой населения, легитимность, характеризующая  опору и поддержку власти реальными  субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности  в целом.

Легитимная власть обычно характеризуется  как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых  большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свобода  слова, защита гражданских прав или  социальная помощь бедствующим слоям  населения.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации  отмечается, что Президент Российской Федерации является её гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют  легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит  ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

1.2: Проблема легитимности  в Российском обществе

Разработка  проблем легитимности и легитимации  политической власти в российской науке  началась сравнительно недавно и  включает в себя как освоения достижений западной политической мысли, так и  собственные наработки. Одной из первых попыток комплексного осмысления явления легитимности российской власти и возможностей ее укрепления в условиях перестройки социально-политической системы страны была предпринята  научным сообществом в 1994 году в  Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

К основным условиям влияющим на легитимацию и  эффективность государственной  власти в Российской Федерации следует  отнести: уровень компетентности властных структур, соответствие их действий законодательству; доступность, демократизм государственной  власти, ее уровень ответственности  перед экономическими, политическими, правовыми и духовными требованиям, идущим от народа, а также взаимовлияние  власти и общества друг на друга, гуманность государственной власти; деятельность политических СМИ.

При этом легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, её критические показатели сигнализируют  о наступлении кризиса – падения  уровня признанности и оправданности полномочий субъектов и институтов политической власти. При наступлении кризиса легитимности, правомочность политической власти начинает оспариваться.

На настоящий  момент уровень доверия к правящей партии в России стремительно снижается, единственное что спасает эту  партию – пассивное отношение  народа к политике. Вкупе с слиянием понятий президент и премьер-министр  в мозгах людей это может обернуться неприятными, а возможно и необратимыми последствиями.

Исходя из вышесказанного и анализирую сводку последних новостей можно сказать  что фактически уровень легитимности стремительно движется вниз. Остановить это можно лишь сделав невозможное  – избавиться от коррупции, заменить чиновничий аппарат на более компетентный и перестать наконец выпускать  глупые законопроекты. Хотя можно сделать  проще, достаточно просто продолжать водить народ за нос уповая на всю ту же политическую пассивность.

 

Глава 2: Коррупция

2.1: Понятие коррупции

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно  имеет многовековую историю и  присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике  1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный  юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и  лихоимству прибавились хищение  государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой истории  России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в  отдельные периоды, например, при  Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко, вплоть до смертной казни.

Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в  Европе в XV-XVI веках.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу, создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

2.2: Коррупция в России

Как уже говорилось ранее, коррупция в России явление далеко не новое. Она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах и называлась по-разному.

Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были уже известные нам мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Однако наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность коррумпирования публичной власти исходит из сферы законодательной государственной и представительной муниципальной власти. Одним из условий такого положения дел является несовершенство правовых основ формирования органов представительной власти.

Информация о работе Проблемы власти и в современном российском обществе