Происхождение анархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:55, реферат

Описание работы

Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны быть упразднены.
Некоторые исследователи настолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличие социологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно с проблемой власти.

Файлы: 1 файл

Реферат анархизм.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

4) Принцип взаимопомощи;

Взаимопомощь – это  синоним сотрудничества. При работе людей сообща деятельность становится эффективнее, нежели когда каждый выполняет  свои обязанности поодиночке. Коллективное взаимодействие - это сокращенный  путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате  усилий. Фордистско-тейлористская организация  производства, стандартизация массового  производства, унификация приводят к  отчуждению людей друг от друга, способствуют раздроблению общества на эгоистов, озабоченных  только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации  способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более  актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм отходят, по крайней  мере, в странах, уже прошедших  процесс индустриализации, в прошлое.

5) Принцип разнообразия;

Можно сказать, что разнообразие – это более экологичная форма  организации, которая подразумевает  индивидуализированный подход к  производству и потреблению. Сторонники анархизма полагают, что общественные организации, сформировать по усмотрению представителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когда  человеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей  более естественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практической невозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчезновению природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной  неопределённости», то невозможности  тотального контроля сверху. К сожалению, развитие современных технологий ведет  к усилению данного контроля, исключая возможности формирования такого строя, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле существование анархизма вполне возможно в современных условиях.

6) Принципы равенства и братства

Равенство означает отсутствие иерархической системы, предоставление всем людям одинаковых возможностей удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах  труда, а также равного доступа  ко всем общественным благам, в том  числе последним достижениям  науки и техники. Братство же подразумевает  равенство всех людей, невозможности  доминирования интересов и потребностей одних людей над другими.

Анархизм возможен лишь при  так называемой «пространственной  неопределенности», то есть когда невозможен никак тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных  технологий лишь усиливают данный контроль, как бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в  сообществе свободных технологий есть другая неопределенность: между заказчиком и потребителем товара. Так что  в этом смысле, как строй, анархизм в современном обществе возможен.

Неправильное  представление

По мнению сторонников  анархизма, понятия «анархизм» и  «анархия», безусловно, принадлежат  к числу тех, которые наиболее часто представляются в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при  этом утверждается, что анархисты  якобы желают общественного хаоса  и возврата к «законам джунглей».

Сторонники анархизма  считают, что в последнее время  эта философия, несмотря на представление  анархии как стремления к хаосу  и полному насилия беспорядку, получает всё большее распространение. По их мнению, этому во многом способствует популярность движения за свободное  распространение компьютерных программ, исходного кода, энциклопедий, свободный  доступ к произведениям искусства  и результатам научных исследований, а также анархические по своей  сути проекты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анархизм – политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по убеждению анархистов, общественные системы и институты должны основываться на заинтересованности и добровольном согласии (метод пряника, поощрение) каждого их участника, а власть (метод кнута, принуждение) должна быть ликвидирована как таковая во всех её проявлениях.

Анархизм – это философская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множество направлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны. Это вызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, а также определения «анархист». Кроме того, часть анархистов считает что анархизм - это именно философия, которая не имеет никакого отношения к политике, и потому называть анархизм - политической идеологией - ложно. Не меньше вопросов вызывает и соотношение религии с анархизмом: традиционно анархизм считается атеистическим, однако вместе с тем существует христианский анархизм. Представители разных направлений в анархизме придерживаются разных позиций по вопросам морали, этики, гуманизма и т.д. Не менее сложные отношения у анархизма с понятиями прогресса, цивилизации, технологий.

Учитывая относительно небольшой  процент анархистов, сложно говорить о влиянии анархического сознания и поведения на общественную жизнь. Однако в периоды социальной напряжённости  анархия зачастую становится философией масс, а его влияние на жизнь общества значительным

 

 

Список использованной литературы 

 

1.  Боровой А.А. Власть. Анархия и Власть, М: Наука, 1992.

2.  Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М: Наука, 1989.

3.  Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .

4.  Электронная анархическая библиотека, http://anarchive.virtualave.net/

5.  Электронная свободная энциклопедия, http://wikipedia.ru/

 


Информация о работе Происхождение анархизма