Происхождение и сущность политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:34, реферат

Описание работы

Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

Файлы: 1 файл

Происхождение и сущность политологии.docx

— 24.63 Кб (Скачать файл)
    1. Происхождение и сущность политологии, её структура и функции.

 

 

  Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

- политика - это многообразный мир отношений,  деятельности, поведения, общественных  ориентаций, взглядов и коммуникационных  связей по поводу реализации  групповых интересов, власти и  управления обществом. Происхождение  термина политика различные авторы  интерпретируют по-разному. Одни  исследователи утверждают, что слово  происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы);

  Политология - новое название политической науки, утвердившееся в 60-е - 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства - краткость и понятность. Перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. В этом смысле следует обратить внимание на две существующие парадигмы: Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

  Политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти, а социальной организацией, обладающей "конечной" властью над людьми, выступает государство. Оно, как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать цели, интересы, индивидуальные, групповые воли и, по возможности, направлять их на реализацию единой общенациональной политики. Эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике, полнота же ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

  Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки о политике. Она, как представляется:

- раскрывает  природу, факторы формирования, способы  функционирования и институционализации  политики;

- определяет  основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере  общества, стратегические приоритеты  и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов;

- показывает  политику как борьбу за власть  и ее удержание, как формы  и методы властвования;

- вырабатывает  методологию политического анализа,  политических технологий и политического  прогнозирования, базирующихся на  теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических  исследований.

  Как любая другая наука, политология вычленяет из совокупности общественных взаимодействий лишь свой собственный объект, исследуя то, "что в политике является политическим".

Функции политики

Степень значимости любого социального института и его роль в жизни общества обуславливаются в первую очередь теми функциями, которые он выполняет в социуме.

При этом каждый социальный институт в идеале решает только присущие ему  задачи, не вторгаясь в сферу иных институтов; именно такое положение  дел обеспечивает устойчивое состояние  общества, его эффективное функционирование и поступательное развитие. Это касается и института политики.

Оптимальное общественное устройство предполагает наличие сбалансированной и согласованной системы взаимодействия различных сфер человеческой жизнедеятельности. В то же время зачастую, когда  отдельные социальные сферы развиты  недостаточно, их слабая способность  к саморегулированию компенсируется за счет избыточного влияния других сфер, в том числе политической. Политика в подобных случаях выполняет  несвойственные ей функции, вмешиваясь в существование 

гражданского общества, нарушая  его свободу и препятствуя  саморазвитию.

  Поскольку политика представляет  собой сферу принятия решений  по общим вопросам, она призвана  выполнять свои функции в тех  обстоятельствах, когда способности  общества к саморегулированию  и самоуправлению уже полностью  исчерпаны, а приемлемый компромисс  между позициями различных социальных  групп так и не найден. Было  бы большим заблуждением полагать, что любой вопрос жизни общества  или хотя бы большая часть  таких вопросов нуждаются в  политическом урегулировании. Напротив, наибольшую опасность в себе  таит именно максимальное расширение  проявлений управленческого начала, его воздействие на те социальные сферы, которые могут и должны регулироваться изнутри. Абсолютная регламентация жизни общества, говоря без преувеличения, наносит ему непоправимый вред. Наиболее ярким примером, убеждающим в этом, является история тоталитарных режимов XX столетия, придерживавшихся политики предельного урегулирования жизни социума и тотального контроля над ним. Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности  и стабильности общества. Политика  осуществляет эту функцию в  русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения  общей деятельности: 
3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их):

4) функцию политической социализации (политика включает личность в  общественные отношения); 
5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организация. Любая из сфер жизни общества так или иначе связана с прочими сферами. Поскольку социум, несмотря на свою дифференциацию по различным критериям и наличие внутренних противоречий все же представляет собой целостное явление, ни одна из частей социальной системы не может существовать в отрыве от других. Несмотря на это, в политической науке существовали различные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на взаимосвязь политики с другими социальными явлениями.

Не все ученые придерживались по этому вопросу компромиссных  позиций. Некоторые исследователи  представляли политику сферой, полностью  производной от иных общественных отношений. Другие, напротив, полагали ее основной сферой жизни человеческого общества. Характерным примером первой крайности  можно считать экономикоцентризм, а второй политикоцентризм.

Идею зависимости политики от экономики  первым сформулировал еще Аристотель, утверждавший, что политика обусловлена  имущественным и социальным неравенством между людьми. Такие взгляды философа, проанализировавшего устройство 158 полисов, указывают на то, что уже  в древнегреческих городах-государствах управление обществом становилось  привилегией состоятельных граждан .

Теории экономической обусловленности  политических отношений придерживались многие мыслители, но до абсолюта она  была доведена марксизмом, согласно которому все социальные и политические отношения  носят «надстроечный» характер и  детерминированы отношениями экономическими, «базисом». Развитие надстройки полностью определяется состоянием базиса, политические процессы рассматриваются

лишь как отражение экономических. Влияние надстройки на базис хоть и считается возможным, но допускается в минимальной степени. В этой связи можно вспомнить известные высказывания К. Маркса , утверждавшего, что «способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы», Ф. Энгельса , по мнению которого «политическая власть является порождением экономической», и В. Ленина, утверждавшего, что политика «есть самое концентрированное выражение экономики».

Таким образом, экономикоцентризм полностью лишает политическую сферу самостоятельности и рассматривает ее как производную от отношений собственности.

С позиций политикоцентризма, основанного на противоположных взглядах, политика является абсолютно самостоятельной сферой, не подверженной воздействию иных социальных факторов.

Основоположником выделения политики в качестве самостоятельного феномена, доминирующего в жизни общества, считается Макиавелли . Автономность политики в рамках данного подхода основывается на политической власти, которая является самым эффективным рычагом воздействия на общество. Таким образом, власть превращается в самостоятельную ценность; само обладание ею дает возможности для дальнейшего получения богатства, признания и высокого социального статуса. Именно стремление к получению власти, в большей или меньшей мере выраженное у каждого индивида, является мотивом большинства социальных процессов. Политикоцентризм искусственно завышает роль политики, одновременно практически не придавая значения иным социальным факторам.

 
 Как экономикоцентризм, так и политикоцентризм представляют собой две

противоположные крайности. Гораздо  более взвешенными представляются подходы, в соответствии с которыми социальные процессы обусловлены взаимодействием  целого ряда факторов, политических, экономических, культурных, религиозных и прочих. Политика рассматривается в качестве одного из равноправных социальных институтов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. При этом характерная особенность политики состоит в том, что она имеет непосредственную связь практически с любой иной сферой жизни общества.ванности)

    1. Взаимодействие политики с другими сферами общества.

Взаимосвязь политики с иными сферами общества 
Любая из сфер жизни общества так или иначе связана с прочими сферами. Поскольку социум, несмотря на свою дифференциацию по различным критериям и наличие внутренних противоречий все же представляет собой целостное явление, ни одна из частей социальной системы не может существовать в отрыве от других. 
Несмотря на это, в политической науке существовали различные, зачастую диаметрально противоположные взгляды на взаимосвязь политики с другими социальными явлениями. Не все ученые придерживались по этому вопросу компромиссных позиций. Некоторые исследователи представляли политику сферой, полностью производной от иных общественных отношений. Другие, напротив, полагали ее основной сферой жизни человеческого общества. Характерным примером первой крайности можно считать экономикоцентризм, а второй политикоцентризм. 
Идею зависимости политики от экономики первым сформулировал еще Аристотель, утверждавший, что политика обусловлена имущественным и социальным неравенством между людьми. Такие взгляды философа, проанализировавшего устройство 158 полисов, указывают на то, что уже в древнегреческих городах-государствах управление обществом становилось привилегией состоятельных граждан . 
Теории экономической обусловленности политических отношений придерживались многие мыслители, но до абсолюта она была доведена марксизмом, согласно которому все социальные и политические отношения носят «надстроечный» характер и детерминированы отношениями экономическими, «базисом». Развитие надстройки полностью определяется состоянием базиса, политические процессы рассматриваются лишь как отражение экономических. Влияние надстройки на базис хоть и считается возможным, но допускается в минимальной степени. В этой связи можно вспомнить известные высказывания К. Маркса , утверждавшего, что «способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы», Ф. Энгельса , по мнению которого «политическая власть является порождением экономической», и В. Ленина, утверждавшего, что политика «есть самое концентрированное выражение экономики». 
Таким образом, экономикоцентризм полностью лишает политическую сферу самостоятельности и рассматривает ее как производную от отношений собственности. 
С позиций политикоцентризма, основанного на противоположных взглядах, политика является абсолютно самостоятельной сферой, не подверженной воздействию иных социальных факторов. 
Основоположником выделения политики в качестве самостоятельного феномена, доминирующего в жизни общества, считается Макиавелли . Автономность политики в рамках данного подхода основывается на политической власти, которая является самым эффективным рычагом воздействия на общество. Таким образом, власть превращается в самостоятельную ценность; само обладание ею дает возможности для дальнейшего получения богатства, признания и высокого социального статуса. Именно стремление к получению власти, в большей или меньшей мере выраженное у каждого индивида, является мотивом большинства социальных процессов. 
Политикоцентризм искусственно завышает роль политики, одновременно практически не придавая значения иным социальным факторам. 
Как экономикоцентризм, так и политикоцентризм представляют собой две противоположные крайности. Гораздо более взвешенными представляются подходы, в соответствии с которыми социальные процессы обусловлены взаимодействием целого ряда факторов, политических, экономических, культурных, религиозных и прочих. Политика рассматривается в качестве одного из равноправных социальных институтов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. При этом характерная особенность политики состоит в том, что она имеет непосредственную связь практически с любой иной сферой жизни общества.

Политика - власть. Самая распространенная -  трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”.

  • Экономика — наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
  • Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.[2]
  • Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
    1. Выполните тестовое задание:
    1. Какое из двух приведённых ниже утверждения верно:

А. взаимоотношения политики с другими  сферами общественной жизни строятся на причинно-следственных связях;

Б. политика-самодетерминирующаяся область общественной жизни.

2. Что такое политика? Выберите  ответ наиболее точно отражающий сущность данного понятия:

А. политика-это сфера отношений  по поводу организации и управления социальных процессов;

Б. политика-это совокупность взаимоотношений  индивидуалов и социальных групп, связанных с функционированием власти.

3. Причины возникновения политики:

А. распространение христианство;

Б. разделение общества на отдельных индивидов  и осознание ими своих интересов;

В. Возникновение первых государств;

Г. Конфликты общества и личности.


Информация о работе Происхождение и сущность политологии