Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал своё понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Происхождение политики…………………………………………………..3
2. Сущность политики…………………………………………………………5
3. Функции политики в обществе……………………………………………..7
4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни…………………………………………………………………………8
4.1. Взаимодействие экономики и политики………………………………8
4.2. Политика и право……………………………………………………….9
4.3. Взаимосвязь политики и морали………………………………………10
4.4. Идеология и политика…………………………………………………..10
5. Заключение…………………………………………………………………...11
6. Список использованной литературы……………………………………….13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

   СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………….2

  1. Происхождение политики…………………………………………………..3
  2. Сущность политики…………………………………………………………5
  3. Функции политики в обществе……………………………………………..7
  4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни…………………………………………………………………………8

4.1. Взаимодействие экономики  и политики………………………………8

4.2. Политика и право……………………………………………………….9

4.3. Взаимосвязь политики  и морали………………………………………10

4.4. Идеология и политика…………………………………………………..10

     5.  Заключение…………………………………………………………………...11

     6.  Список  использованной литературы……………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение.

       Представления  о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: "Политика - это  стремление к участию во власти  или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства,  или между государствами". Ленин  давал своё понимание политики, как "области отношений между  классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.  В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:  1. социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;  2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;  3. научно сконструированные , раскрывающие её деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение политики.

      Термин «политика»  в найчный оборот ввёл Аристооель  в IV веке до н. э. Греческий философ определил её как искусство управления государством, под которым понимался полис (город – государство). Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задогл до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значтельно позже, чем экономические, социальные отношения и мораль.

      Одним из  распространнёных подходов в  истории политической мысли стала  антропологическая трактовка необходимости  политики. Так в трактовке античных  мыслителей Платона и Аристотеля  политика призвана обуздать эгоистическое,  животное начало в человеке  и воплотить общую пользу и  справедливость. Аристотель прямо  утверждал, что человек есть  существо политическое, вне политики  он либо животное, либо божество, либо животное и бог не нуждаются  в законах и правах. Близкую  мысль в XVII веке выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как  эгоистическую и жадную, что порождает в обществе «войну всех против всех». Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием.

      Согласно  другому подходу, политика формируется  в ходе исторической эволюции  общества вместе с ростом его  социальной неоднородности и  сложности организации. Первобытное  общество было социально однородным. В нём не было политических  учреждений и организаций, не  было и политики, хотя была  власть, осуществляемая всеми взрослыми  членами рода. Усложнение общества  по мере его развития, повление  в нём противоречивых интересов  обусловили возникновения государства,  а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность  по организации совместной жизни  людей в социально неоднородном  обществе. Общественные изменения  были производными от неолитической  революции, которая изменила все  формы хозяйства и образ жизни  людей. С неолитической революцией  связывают появление металлических  орудий труда, переход от присваивающего  типа хозяйства (охота и собирательство) к opnhgbndyels (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счёте, это привело к изменениям во властных отношениях.

      Логику появления  политики можно представить следующим  образом:

  1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибывочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:

- дальнейшему разделению  труда и развитию экономики,  в частности росту обмена, торговли, появлению ремёсел, городов. Тем  самым складываются различные  социальные группы, усложняются  формы экономических взаимоотношений;

- росту автономии личности,её  независимости от власти «целого» (рода, племени);

- усилению имущественного  расслоения, складыванию различных  классов и групп с противоположными  интересами и конфликтными формами  взаимоотношений.

  1. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.
  2. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племён друг к другу. Появляется проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.

    Таким образом,  политика формируется как результат  неравного распределения богатсва, различия статусов, несовпадающих  интересов социальных групп, неизбежности  противоречий и конфликтов в  обществе. Её появление было связано  с тем, что классовые, этнические  и религиозные проблемы, межплеменные  конфликты, с которыми столкнулись  общество, уже не могли быть  решены с помощью прежних регуляторов  – традиций, обычаев, нравственных  норм. Для решения этих проблем  потребовались новые регуляторы (административно – правовые  и политические) и новые организационные  структуры – государство.

      Политика  непосредственно связана с такими  явлениями как власть и государство.  Власть является главным инструментом  политики и основой политической  борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера. Французский политолог М. Дюверже выделил три исторических формы власти:

    • анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племён даже не было старейшин, принятие решенийосуществлялось всеми взрослыми членами рода);
    • индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;
    • институционализированная, связанная с появлением особого института – государства.

       Первые  две формы власти носят догосударственный  характер, а такие общества называют  потестарными (от лат.: potestas – власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно – публичный характер.

       С появлением  государства связан переход от  неполитической (племенной кровно  – родственной 0 к политической  организации общества. Государство  стало новой социальной силой,  призванной поддерживать целостность  общества, использующее рычаги отношений.  Потребность в отстаивании своих  интересов породила объединение  людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

 

  1.  Сущность политики.

       Понимание  сущности и специфики политологии  невозможно без определения объекта  и предмета этой науки. Объект  познания – это всё то, на  что направлена деятельность  исследователя, что противостоит  ему в качестве объективной  реальности. Предметом исследования  конкретной науки является та  часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой  данной науки. Предмет науки  является воспроизведением эмпирической  реальности на абстрактном уровне  путём выявления наиюолее значимых  с точки зрения этой науки  закономерных связей и отношений  данной реальности.

      Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основопологающих общественных образований. Хотя понятие «политика» привычно вошло в научный и обыденный лексикон, опредеоить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многограностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

      В самом  общем виде политика есть область  отношений между различными общностями  людей – классами, нациями, социальными  группами и слоями. В историческом  аспекте возникновение политики  связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных  социальных групп, связанные с  удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент  регулирования, соподчинения или  примирения этих интересов в  целях обеспечения целостности  общественного организма. Понимание  политики как сферы взаимодействия  различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал как форму общения, способ коллективного существования человека.  Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или “общения” людей.

      Таким образом,  политика есть сфера властных  отношений. Власть – первооснова,  суть политических отношений,  важнейшее конституирующее качество  политики. Только на этой основе  можно выделить полити ку, политические  отношения из всей совокупности  общественных отношений. В современных  условиях всё более активную  роль в политической жизни,  наряду с государством, играют  политические партии, общественные  организации и движения, группы  давления. В совокупности они  составляют организационный остов  политики, придают ей внутреннюю  целостность, позволяют выполнять  определённые функции в обществе.

      Обладание  таким ресурсом, как власть, определяет  верховенство политики в системе  общественных отношений, обязательность  политических решений для всего  общества. Основным назначением  политики является упарвление  социальными процессами как систематическое  и целенаправленное воздействие  на общество для сохранения  и оптимального функционирования  данног социально – экономического  строя. Политика выступает как  организационная и регулятивно  – контрольная сфера общества, что обусловлено такими её  свойствами, как универсальность,  всеохватывающий характер, инклюзивность  способность воздействовать практически  на любые стороны жизни.

      Функциональность  политики не только позволяет  ей глубоко воздействовать на  другие сферы общественной жизни,  но и связывает её с ними. Рассмотренные выше трактовки  политики не исчерпывают всего  многообразия её определения,  но в совокупности позволяют  раскрыть сущность политики как  социального чвления. Политика  сфера деятельности, связанная с  отношениями между классами, нациями,  другими социальными группами, имеющая  целью завоевание, организацию и  использование государственной  власти, управление социальными  процессами.

      Различают  политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия возможно выделение экономической, социальной, культурной, найиональной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.

 

 

  1. Функции политики в обществе.

      Само понятие «функция» (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности. реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – «классических теоретических функций». В неё входят:

1).концептуально – описательная. Она состоит в предоставлении  исследователю в рамках политологии  и за её пределами определённого  запаса терминов, понятий и категорий,  а также правил описания отражающих  содержание политической действителтности, охваченное в этих категориях  и понятиях;

Информация о работе Происхождение политики