Прокурорский надзор за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.

Содержание работы

Введение
1. Понятие прокурорского надзора за исполнением законов………………..3
2. Предмет и пределы прокурорского надзора……………………………….5
3. Полномочия прокурора……………………………………………………..8
4. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов….13
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Прокурорск. надз.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ  ВПО  МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им К.Г. Разумовского

                 Кафедра «гуманитарных и социально – экономических наук »

Контрольная  работа

                                  по дисциплине: «Прокурорский надзор»

     на  тему (вариант контр. работы): «Прокурорский надзор за исполнением законов»

Выполнила студентка

        2

курса

заочной полной 

формы обучения,

специальности (направления  подготовки):

            030900

(шифр специальности, направления  подготовки)

юриспруденция

  (название специальности, направления  подгот.)

Филиал ФГБОУ ВПО  «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», р.п. Светлый  Яр, Волгоградской области

номер зачетной книжки:

 

           2730-030900-11

Данилова Л. С.

(ФИО студента)

Проверил (научный руководитель) :

ст. преподаватель

                           (ученая степень, звание, должность)

Белова О. А.

(ФИО научного руководителя)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлый Яр, 2012 г

Прокурорский надзор за исполнением законов

 

Введение

1. Понятие прокурорского надзора за исполнением законов………………..3

2. Предмет и пределы прокурорского надзора……………………………….5

3. Полномочия прокурора……………………………………………………..8

4. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов….13

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О значении закона, законности для социального благополучия, нормального  функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано  немало. Еще мыслитель древности  Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.

На состоянии законности в Российской Федерации, прежде всего, сказываются объективные сложности  нынешнего времени, зыбкость и подвижность  нормативно-правового «поля». Сейчас в России нет стабильной правовой системы, она только формируется. При отсутствии продуманной концепции правовой реформы законотворческие работы осуществляются бессистемно. Наличие пробелов в законодательстве пагубно сказывается на регулировании процессов в экономике, социальной и других сферах.

Плохо обстоит дело с  исполнением действующих законов. На фоне общего падения социальной дисциплины в стране усилился правовой нигилизм. Распад прежней системы  государственного и общественного  контроля не сопровождался созданием  новой целостной контролирующей системы.

Нормализовать сложившуюся  ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и  правопорядка. Именно им принадлежит  функция надзора за исполнением  законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.

Понятие прокурорского  надзора за исполнением законов

Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора данное направление в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре называлось общим надзором это определение сохранилось и широко применяется до настоящего времени1. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"2, (далее Закон о прокуратуре) деятельность прокурора в данном направлении состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, орга-нами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Уже из определенного  законом перечня видов объектов надзора видно, насколько обширна  надзорная деятельность прокурора в данном направлении. Характеризуя содержательную сторону сферы прокурор-ского надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отноше-ния, за исключением тех, которые возникают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, граждан-ским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов3 Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом определяет надзор за исполнением законов в органах и сфере государ-ственного управления. Являясь родоначальником специальной прокурор-ской деятельности, общий надзор в отличие от других отраслей призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления. Исходя из этого его свойства, общий надзор можно считать звеном, цементирующим российскую государственность, способом согласования интересов Российской Федерации и субъектов, ее составляющих4. Надзор за исполнением законов - одно из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации.

При всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на режиме законности в государстве5

Предмет и пределы  прокурорского надзора

Предмет прокурорского  надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре.

Выделяются следующие  элементы, составляющие его структуру:

1) соблюдение Конституции; 

2) исполнение законов,  действующих на территории РФ;

3) соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами;

4) обеспечение условий,  способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора  за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нару-шения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского  надзора за соблюдением Конституции  и исполнением законов можно  классифицировать по следующим основаниям:

  1. компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов  РФ осуществляют надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов  органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов  органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.

На основании принципов  централизации и единоначалия в  организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

  1. объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законода-тельства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
  2. наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. 

В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию об имеющих  место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, админи-стративных и арбитражных дел; результаты статистики прокурор-ской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования проку-рорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора  РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

 

 

 

 

Полномочия  прокурора

Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за исполнением  законов - это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору  законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов.6

Прокурор при осуществлении  возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;
  • при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
  • предостерегать о недопустимости нарушения закона;
  • освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов