Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:22, контрольная работа
Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.
Введение
1. Понятие прокурорского надзора за исполнением законов………………..3
2. Предмет и пределы прокурорского надзора……………………………….5
3. Полномочия прокурора……………………………………………………..8
4. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов….13
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им К.Г. Разумовского
Кафедра «гуманитарных и социально – экономических наук »
Контрольная работа
по дисциплине: «Прокурорский надзор»
на тему (вариант контр. работы): «Прокурорский надзор за исполнением законов»
Выполнила студентка |
2 |
курса | |||
заочной полной |
формы обучения, | ||||
специальности (направления подготовки): |
030900
(шифр специальности, | ||||
юриспруденция
(название специальности, | |||||
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», р.п. Светлый Яр, Волгоградской области | |||||
номер зачетной книжки: |
2730-030900-11 | ||||
Данилова Л. С. | |||||
Проверил (научный руководитель) : |
|||||
(ученая степень, звание, должность) | |||||
Белова О. А. | |||||
Светлый Яр, 2012 г
Прокурорский надзор за исполнением законов
Введение
1. Понятие прокурорского надзора за исполнением законов………………..3
2. Предмет и пределы прокурорского надзора……………………………….5
3. Полномочия прокурора…………………………………………………….
4. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов….13
Заключение
Литература
Введение
О значении закона, законности для социального благополучия, нормального функционирования общества, полнокровной жизни всех и каждого сказано немало. Еще мыслитель древности Гераклит заметил, что «народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену». Много лет прошло с тех пор, а роль закона в регулировании общественных отношений, которые в ходе социального прогресса естественно усложняются, обогащаются, наполняются новым содержанием, неизменно возрастает.
На состоянии законности
в Российской Федерации, прежде всего,
сказываются объективные
Плохо обстоит дело с
исполнением действующих
Нормализовать сложившуюся ситуацию в сфере законности призваны органы прокуратуры, основная цель деятельности которых - обеспечение законности и правопорядка. Именно им принадлежит функция надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, именно они наделены государством необходимыми полномочиями, именно от правильной и грамотной организации их работы в данном направлении, во многом зависит состояние законности в РФ в целом.
Понятие прокурорского надзора за исполнением законов
Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора данное направление в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре называлось общим надзором это определение сохранилось и широко применяется до настоящего времени1. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"2, (далее Закон о прокуратуре) деятельность прокурора в данном направлении состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, орга-нами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Уже из определенного законом перечня видов объектов надзора видно, насколько обширна надзорная деятельность прокурора в данном направлении. Характеризуя содержательную сторону сферы прокурор-ского надзора за исполнением законов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отноше-ния, за исключением тех, которые возникают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, граждан-ским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов3 Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом определяет надзор за исполнением законов в органах и сфере государ-ственного управления. Являясь родоначальником специальной прокурор-ской деятельности, общий надзор в отличие от других отраслей призван содействовать обеспечению законности в сфере государственного управления. Исходя из этого его свойства, общий надзор можно считать звеном, цементирующим российскую государственность, способом согласования интересов Российской Федерации и субъектов, ее составляющих4. Надзор за исполнением законов - одно из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации.
При всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным образом отражаются на режиме законности в государстве5.
Предмет и пределы прокурорского надзора
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре.
Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:
1) соблюдение Конституции;
2) исполнение законов, действующих на территории РФ;
3) соответствие законам
правовых актов, издаваемых
4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.
При осуществлении надзора
за исполнением законов прокурорам
надлежит также правильно определять пре
Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:
Прокуроры субъектов
РФ осуществляют надзор за соблюдением
Конституции и исполнением
Прокуроры районов (городов)
осуществляют надзор за соблюдением
Конституции и исполнением
На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.
Информацию об имеющих место нарушениях закона содержат: заявления, жалобы и иные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; материалы уголовных, гражданских, админи-стративных и арбитражных дел; результаты статистики прокурор-ской и правоприменительной практики; другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования проку-рорских полномочий в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
Из этого законодательного требования есть исключение. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при реализации прокуратурой своих полномочий в сфере надзора за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, прокурорские проверки осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Полномочия прокурора
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов - это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов.6
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов