Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:11, доклад

Описание работы

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тысячи лет. «Намёки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639).
Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII-начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796г. Во Франции и развернуть модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858).

Файлы: 1 файл

Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции.docx

— 21.26 Кб (Скачать файл)

Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

    

 

 

  

 

 

  

 

 

  

2. Социалистическая идеология  и её разновидности.  

 Идеи, родственные  социалистическому учению, «бродят  по Европе» вот уже 2,5 тысячи  лет. «Намёки» на социализм  можно найти уже у Платона  в его учении о государстве,  в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса  Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639).    

 Облик же идеологии  эти идеи начинают принимать  в XVIII-начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796г. Во Франции и развернуть модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771-1858).    

 Наиболее внушительное  и последовательное развитие  идеи социализма получили в  марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение претендовало на  статус строгой теории, в которой  выявлены законы исторического  развития, однозначно указывающие  на неизбежность движения истории  в сторону социализма и коммунизма.   

 К. Маркс и  Ф. Энгельс смогли создать очень  цельную, содержательную, логически  стройную концепцию общественного  развития, достаточно просто и  наглядно переводившуюся на язык  политических целей и программ. Ключевые положения марксизма  хорошо известны. Центральное место  среди них занимают три радикальные  цели-требования: социалистическая  революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности  на средства производства.   

 Следует отметить, что марксистская идеология была  первой в истории теоретической  концепцией, которая открыто объявила, что она защищает интересы определённого класса. Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначение – дать рабочему движению теоретически  выверенную стратегию, определить  четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьёзные основания – европейское рабочее движение второй половины XIX века в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под её флагом.   

 Однако в конце  XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьёзных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания политической власти пролетариатом. Сторонники плавного, «эволюционного» пути вхождение во власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма – Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) – пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохранили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал-демократического.    

 Целью социал-демократов  был объявлен демократический  социализм, предполагающий длительный  процесс постепенных, не ограниченных  во времени социальных преобразований. Идея классовой борьбы была  заменена концепцией социального  партнёрства, приверженность принципу  консенсуса при решении спорных  проблем привела к задаче поддержания  равновесия между трудом и  капиталом. Главным же достижением  социал-демократической политической  теории и практики стало создание  в Западной Европе системы  социального государства (ФРГ,  страны Скандинавии), один из важнейших  приоритетов которого – социальная  защищённость трудящихся. Пик политических  успехов социал-демократов и их  идеологии приходится на 60-70-е  годы XX века. С накатом неоконсервативной волны 80-х они уходят в тень.   

 Наиболее же  ортодоксальные защитники революционного  духа марксизма, обвинив эволюционистов  в ревизии идей Маркса, занялись  организацией новых, коммунистических  рабочих партий, которым было  суждено сыграть значительную  роль в истории XX в. Многие из них смогли получить власть и попытались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии.   

 Её основополагающими  идеями были коллективизм, социальная  справедливость, народовластие и  др., пронизанные подлинным гуманизмом.    

 В бывших социалистических  странах марксизм-ленинизм, являясь  государственной идеологией, был  превращён в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а её положения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. На её основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращённом виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться верхушки.   

 С утверждением  гласности, плюрализма мнений, многопартийности  старая идеология, лишённая жизненной  силы, начала саморазрушаться. С её развалом в нашем обществе образовался вакуум, началось смутное время.   

 В современной  России идеологическая ситуация  такая, что преобладают на сегодняшнем  российском идеологическом пространстве  либеральные, национальные и коммунистические  конструкции. И не случайно: каждая  из них выражает не только  интересы стоящих за ними элитарных  политических групп, но и фундаментальные  общественные потребности, озвучиваемые  на языке политических целей  и задач.   

 Либеральная идеология  ориентированна у нас на задачу глубокого реформирования всех сфер общественной жизни, начиная, естественно, с экономики. Национально-патриотический комплекс идей пытается спасти былое единство народа, раскалываемое экономическими реформами, поднять уровень самооценки нации. Коммунистическая же система идей призвана ныне сгладить шоковые последствия либеральных реформ, сохранить по мере возможности былую социальную защищённость и «уверенность в завтрашнем дне» каждого члена общества. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

3. Для каждой из трёх основных  идеологий современности (либерализма,  консерватизма, социализма) выберите  приоритетные ценности из следующих  пар противоположностей:

а) свобода-равенство;

б) порядок-законность;

в) права человека-справедливость;

г) социальное равенство-равенство  перед законом;

д) рыночная конкуренция - государственное  регулирование;

е) индивидуализм-коллективизм. 

 

 

   К идеологии либерализма:

в) права человека – справедливость; 

 Т. к. исходным тезисом  либеральной идеологии является  положение о священности и  неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, об их приоритете над интересами общества и государства. Человек – независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательного вмешательства внешнего контроля. В общем, в либеральной идеологии ключевая концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Важнейшим достоинством политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом и др. А также можно сказать, что исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и т. д. 

 

 

   К идеологии консерватизма:

б) порядок – законность;  

 Т.к. базовыми ценностями  консервативной политической доктрины  являются порядок, стабильность и традиционализм. А политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней, что, на мой взгляд, подразумевает законность.  

 

 

    К идеологии социализма:

г) социальное равенство-равенство  перед законом.  

Социальное равенство,  т. к. нужды и интересы отдельного  человека растворялись в интересах  и нуждах всей нации, так  же марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком, поэтому все были социально равными (по марксистско-ленинской идеологии). Следовательно, т.к. существует социальное равенство, значит, и существует свойственное идеологии социализма равенство перед законом. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

                            4.Список  литературы. 

 

  1. В.Н. Лавриненко, Политология-2-е издание, ЮНИТИ: М., 2002

 

 

  1. В.Д. Перевалов, Политология-учебник для вузов, НОРМА: М., 2001

 

 

  1. Р.Т. Мухаев, Политология, ПРИОР: М., 1998

 

 

  1. В.В. Ильин, Политология-4-е издание, книжный  дом «Университет»: М., 2001

 

 

  1. Б.И. Кретов, Политология, «Высшая школа»: М., 2001

 

 

  1. А.А. Радугин, Политология-курс лекций, «ЦЕНТР»: М., 1998

 

 

  1. А.В. Макеев, Политология, ЮНИТИ: М., 2000

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

     

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 


Информация о работе Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность