Разделение политической власти в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение разделения властей -- исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание. Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

Содержание работы

Введение

1. Единая государственная власть и её ветви

2. Историко-правовые корни разделения властей

3. Основное содержание принципа разделения властей

4. Реальное осуществление принципа разделения властей

5. Разделение властей в Российской Федерации на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

 

   По Конституции РФ 1993 г. “Президент РФ является главой государства” (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). “Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов -- Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)”. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

   Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

   После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты -- в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

   Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распустить Государственную Думу, но не предусмотрено его право распустить Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска.

 

 

 

Государственная Дума не может  быть распущена Президентом:

1) в течении года после её избрания;

2) с момента выдвижения  ею обвинения против Президента  до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

3) в период действия  на всей территории РФ военного  или чрезвычайного положения;

4) в течение 6-ти месяцев  до окончания срока полномочий  Президента РФ.

 

   В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

   При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:

1) применение к нему  термина “парламент” означает  официальное принятие категории  парламентаризма с учётом Российских  условий и особенностей, а также  мирового цивилизованного опыта;

2) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;

3) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации.

 

   Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

   Конституция Российской Федерации выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2004. с - 267.

   Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: Разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания.

Заключение

 

   В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.

   Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

   Сферы реализации трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

   Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

   Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Василенко И.А. Политическая  глобалистика. - М., 2001.

 

2. Гельман В.Я. Политическая культура, массовое участие и электоральное поведение//Политическая социология и современная российская политика. - СПб, 2000.

 

3. Елисеев С.М. Политические  отношения и современный политический  процесс в России: Конспект лекций. - СПб., 2000.

 

4. Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.

 

5. Лебедева М.М. Мировая  политика. - М., 2003.

 

6. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов - М.; Приор-издат., 2005.

 

7. Политология. Учебник  для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2004.

 

8. Политология. Энциклопедический  словарь. - М., 2003.

 

9.Соловьев А.И. Политология:  Политическая теория, политические  технологии: Учебник для студентов  вузов. - М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО ОмГАУ им.Столыпина ИВМиБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Разделение политической власти в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 321гр. ВСЭ (б)

Гвоздюкова Ирина

 

 

 

 

 

 

 

2011


Информация о работе Разделение политической власти в современном мире