Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 00:15, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
- историю возникновения и развития теории разделения властей;
- принципы и схему разделения властей;
- принципы, методы, функции каждой из ветвей власти;
- систему взаимодействия ветвей власти;
- систему «сдержек и противовесов», необходимых для действенной работы законодательной, исполнительной и судебной ветвей.
Введение
1. История развития теории разделения властей.
2. Принцип разделения властей
2.1. Законодательная власть.
2.2. Исполнительная власть.
2.3. Судебная власть.
3. Система "сдержек и противовесов".
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение
Теории разделения властей
уделяется много внимания и в
зарубежной, и в современной российской
литературе, поскольку это одна из
самых неоднозначных и
Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти, а также места и роли судебных органов в этой системе. В одних случаях делается акцент на том, что суд должен выступать своего рода гарантией сложившегося равновесия; в других случаях суд должен выступать как арбитр, посредник между законодательной и исполнительной ветвями; в третьих случаях – своими решениями приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей.1 По моему мнению, судебная власть должна в какой-то мере совмещать все эти три вида деятельности.
Принцип разделения властей может реализовываться по разному в государствах с различными формами правления. Наиболее полно и последовательно этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определяющее место в системе государственной власти, а правительство полностью подотчетно парламенту, и в унитарных государствах (как простых государствах).
Сложнее принцип разделения властей реализовывается в президентских и смешанных республиках, так как здесь законодательные права парламента ограничены правом отлагательного вето Президента, а правительство либо вообще подотчетно парламенту, либо имеет двойную ответственность, то есть подотчетно и Президенту и правительству.
И уж совсем сложно этот
принцип реализуется в
В нашей стране Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу – парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители – депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти.
Целями и задачами данной курсовой работы является всестороннее изучение вопроса теории разделения властей. Для этого мы должны рассмотреть:
1. История
развития теории разделения
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей в том виде, в каком она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.
Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его политические воззрения – в произведении «О духе законов» (1748 г.).
Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства. Именно в такой период, в конце 17 в. , в Англии и в середине 18 в. во Франции усилиями Ш. Монтескье и Д. Локка разработаны основные положения и создан каркас здания под названием Теория разделения властей. При рассмотрении процесса создания теории разделения властей выделяют три фазы:
1 Создание такого мировоззрения и обстановки, в которой стала возможна концепция разделения властей ,оформление составных ее элементов
Говоря о конкретных условиях и предпосылках создания Теории разделения властей необходимо учитывать не только объективные, но и субъективные факторы.
Объективные факторы - реально существующие условия и предпосылки, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Субъективные факторы – политико-правовые и философские воззрения самих основателей доктрины.
Будучи сторонником естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности , наконец, идеологом компромисса и защитником идей либерализма Дж. Локк не без оснований рассматривал разработанный им принцип или Теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его мировоззрении целей и решения ряда социально-политических задач.
Представляя государство как совокупность людей, объединенных в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и созданной судебной инстанции, правомочной улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт как государство – носитель публичной политической власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединились в политическое сообщество.
Однако успешное выполнение этой сложной
и весьма многогранной миссии со стороны
государства непременно требует
четкого разделения его публично-правовых
полномочий на уравновешивающие друг
друга составные части и
В соответствие с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственно-властные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная. Все иные ветви власти подчинены ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.
Таким образом, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченной власти. Он считал, что поскольку она сама не подчиняются закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
Аналогичные идеи о Теории разделения
властей развивались и
В отличие от идей Локка идеи
Монтескье дополнялись наличием
в Теории разделения властей помимо
законодательной и
Идеи Теории разделения властей были широко представлены в таких фундаментальных актах, как:
В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1890 г.) он предлагал два варианта самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей. Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие прикрывалось бы не только внешними формами, а действовало бы не только формально, но и фактически (реально).
В советской и постсоветской литературе мало внимания уделялось теории разделения властей. До весны 1985 г. (начало перестройки) о ней если и говорили, то с сугубо академических позиций или в критическом плане.
С началом «перестройки» о теории разделения властей пишут довольно много, хотя и в упрощенном плане. Говоря о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти и о зачатках теории разделения властей в современной России необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса: