Различия экономического развития регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжёлого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых, для страны различных демократических формаций и институтов.
Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма. Тотальное планирование сменилось практически полным отсутствием какого-либо целенаправленного воздействия федеральных органов власти на их экономическое развитие.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Теория региональной политики 4
Раздел 2. Концепция региональной политики России 6
Раздел 3. Различия экономического развития регионов РФ 8
3.1 Суть федеральной экономической политики по отношению к Калининградской области 8
3.2 Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Раздел 1. Теория региональной политики 4

Раздел 2. Концепция региональной политики России 6

Раздел 3. Различия экономического развития регионов РФ 8

3.1 Суть федеральной экономической политики по отношению к Калининградской области 8

3.2 Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Приложение 21

 

 

Введение

 

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло  на фоне тяжёлого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый  путь своего развития: началось практически  с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением  практически новых, для страны различных  демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма. Тотальное планирование сменилось  практически полным отсутствием  какого-либо целенаправленного воздействия  федеральных органов власти на их экономическое развитие. Роль федеральных  целевых программ социально-экономического развития регионов, как и созданных  по решению центральных властей свободных экономических зон - инструментов федерального регулирования, предназначенных для привлечения сюда инвестиций, оказалась крайне незначительной.

Региональная политика - очень  важная составляющая практически любой  политики, как на федеральном, так  и на субфедеральном и местном  уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно.

Региональная политика - самостоятельная  и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего  государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

 

Раздел 1. Теория региональной политики

 

Существует несколько  теорий региональной политики.

Важнейший вывод неоклассических теорий - выравнивание со временем уровня экономического развития регионов. Однако, на начальном этапе развития региональных теорий их сторонники пришли к выводу о нецелесообразности вмешательства центральных властей в экономическое развитие регионов, хотя они, естественно, не отрицали необходимости выделения проблемным территориям финансовой помощи на решение социальных проблем.

Сторонники теорий кумулятивного роста, исходя из увеличения или по меньшей мере сохранения диспропорций в уровне экономического развития регионов, наоборот, предлагали проводить активную региональную политику. От них идет и формулировка такой цели региональной политики, как снижение различий в уровне экономического развития регионов (или выравнивание уровня их экономического развития, причем под выравниванием понимается не достижение равенства, а снижение различий). Из этого следует, что государство должно стимулировать экономическое развитие в наиболее отсталых в этом отношении регионах.

Изначально теоретическая  основа региональной экономической  политики практически исчерпывалась  этими двумя крайними подходами. Однако идеи приверженцев неоклассических  теорий на практике не реализовывались: в краткосрочном периоде диспропорции в уровне экономического развития регионов не исчезали, поэтому в той или  иной степени вмешательство центральных  властей в экономическое развитие регионов осуществлять приходилось.

Г. Камерон выделил три течения: «неинтервенционалистов», которые в принципе отрицали необходимость воздействия государства на региональный рост,«адаптеров», которые ратовали за смягчение воздействия стихийных рыночных сил и незначительное корректирование развития территорий путем ускорения естественных процессов благодаря стимулированию миграций рабочей силы и инвестиций, и «радикальных преобразователей», выступавших за проведение интенсивного регулирования.

По мнению учёных, именно идеи «адаптеров» в наибольшей степени приемлемы для современной России, тогда как подходы «неинтервенционалистов» страдают очевидными недостатками.

Во-первых, они ведут к  недоиспользованию потенциала развития страны из-за недоиспользования потенциала развития отдельных регионов(5). Ведь львиную долю стоимости современного промышленного производства России, доходов ее государственного бюджета  формируют сырьевые отрасли, а значительная часть запасов полезных ископаемых, как известно, находится в малоосвоенных  районах, где требуются государственные  вложения в инфраструктуру (хотя, конечно, деятельность государства по воспроизводству  минерально-сырьевой базы можно относить к структурной политике).

Во-вторых, корни части  современных региональных проблем  России лежат в многолетней практике плановой экономики: не было бы плановой экономики, скорее всего, не пришлось бы решать, например, проблемы перенаселенности районов Крайнего Севера.

В-третьих, и это, пожалуй, главное, есть сферы деятельности, в  которых государство обязательно  участвует - это, прежде всего развитие инфраструктуры. Чем более осознанно  будет осуществляться расходование выделяемых на это средств, тем больший  эффект оно даст.

В-четвертых, отказаться полностью  от проведения региональной политики в России вряд ли удастся по политическим мотивам, поэтому будет гораздо  лучше, если эта политика будет продуманной  и обоснованной.

 

Раздел 2. Концепция региональной политики России

 

На парламентских слушаниях  в Государственной Думе речь шла  о государственной стратегии  регионального развития Р.Ф., о единстве национальной и региональной политики как условии территориальной  целостности страны.

Главная задача государственной  стратегии политики - в сохранении страны как единого федеративного государства, региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимального эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных  уровнях: государственная стратегия  регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная  политика местного самоуправления.

Государственная стратегия  вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет  общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального  развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов  государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей  и всех граждан России.

К традиционным задачам стратегии  следует отнести сочетание поддержки  отдельных регионов с государственным  стимулированием экономической  активности на всей территории: развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением  единого экономического пространства Р.Ф., государственную поддержку  регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России.

Среди новых задач - осуществление  функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность  регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью  в достижении стратегических интересов  Федерации; преодоление претензий  отдельных республик на роль субъектов  международного права; обеспечение  прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов  Р.Ф.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных  органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение  бюджетно-налоговой системы путём  разделения источников налоговых поступлений  между федеральным, региональным и  муниципальном уровнями; корректировку  статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования  страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию  организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России.

В конечном итоге направление  регионально - экономической политике должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.

 

Раздел  3. Различия экономического развития регионов РФ

3.1 Суть федеральной экономической  политики по отношению к Калининградской  области

 

Калининградская область -- один из немногих российских регионов, которому в последнее время федеральными властями уделяется огромное внимание. В 2001 г. проблемы развития области трижды становились предметом рассмотрения на заседаниях Правительства Российской Федерации (в марте, сентябре и октябре). При резком сокращении числа федеральных целевых программ развития регионов, программа для Калининградской области сохранилась и даже была обновлена. Наконец, это единственный регион, в отношении которого была разработана Концепция федеральной социально-экономической политики.

Транспортные проблемы существуют уже в настоящее время и  связаны с необходимостью транзита пассажиров и грузов через территорию Литвы. Общий объем дополнительных расходов за оплату транзита через  Литву, по данным администрации Калининградской  области, на конец 2000г. -- начало 2001г. оценивался в 22 млн. долл. в год, хотя в дальнейшем ситуация несколько улучшилась (в частности, Литвой были отменены дискриминационные железнодорожные тарифы для проходящих через Калининградский порт грузов). В настоящее время федеральными властями предусматривается целый комплекс мер по решению проблем транзита, в т.ч. достижение долгосрочных договоренностей с ЕС о тарифах, с Литвой о разграничении специализации Калининградского и Клайпедского портов (что сделает бессмысленным проведение Литвой протекционистской политики), строительство железнодорожно-автомобильного парома Усть-Луга -- Балтийск.

Перспектива возникновения  энергетических проблем связана  с тем, что в настоящее время  Калининградская область почти  на 100% зависит от поставок электроэнергии с основной территории России. С  предполагаемым переходом Литвы на синхронную работу с энергосистемой ЕС, Калининградская область окажется без электроэнергии. Если уже сейчас стоимость электроэнергии здесь одна из самых высоких (если не самая высокая) на Северо-западе страны, то при возникновении необходимости закупок электроэнергии в Европе, стоимость ее станет по российским меркам огромной. Основным на сегодняшний день вариантом решения энергетических проблем Калининградской области признано строительство ТЭЦ-2 (средства на это предусмотрены федеральной целевой программой развития региона).

По мере обсуждения перспектив развития Калининградской области  все большее внимание стало уделяться  не только связанным с расширением  Европейского Союза проблемам, но и  возникающим в этой связи новым  возможностям реализации хозяйственного потенциала Калининградской области (область стали даже называть «пилотным» регионом сотрудничества России и ЕС). Выгодное географическое положение области, которая является эксклавом по отношению к России, но анклавом в Европе (а в дальнейшем в ЕС), позволяет этому региону использовать целый ряд своих преимуществ, которыми не обладают другие субъекты Российской Федерации и/или сопредельные с Калининградской областью государства. Помимо географической близости к Европе, такими преимуществами являются:

- наличие достаточно квалифицированной  рабочей силы и ее дешевизна  по сравнению с европейскими  странами;

- дешевизна электроэнергии  по сравнению с другими европейскими  странами (в дальнейшем будет,  наиболее вероятно, происходить  рост российских тарифов, однако  они вряд ли достигнут европейского  уровня в среднесрочной перспективе);

- возможность создания  хороших транспортных связей  с европейскими странами (в настоящее  время обсуждается проект прокладки  автомагистрали «Виа Ганзеатика», которая пройдет непосредственно вдоль побережья Балтийского моря от Санкт-Петербурга до Любека; для подключения автодорожной системы области к этому важному транспортному коридору средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития региона предусмотрены);

- предпринимаемые в настоящее  время федеральными органами  власти меры по повышению инвестиционной  привлекательности страны (уровень  налоговой нагрузки, трудовых издержек  в России будет оставаться  более низким, чем в Европе), особенно  в том случае, если они будут  дополнены мерами по дальнейшему  развитию Особой экономической  зоны в Калининградской области.

Поскольку Калининградская  область является совершенно уникальным регионом требуется специальное решение федеральных органов власти и в отношении дальнейшей судьбы принятого в свое время решения о создании на ее территории Особой экономической зоны.

В отношении действующих  здесь в настоящее время льгот  по таможенным платежам могут быть приняты три альтернативных решения.

Первое. Отмена таможенных льгот  в ближайшее время.

Второе. Сохранение режима Особой экономической зоны в его нынешнем виде.

Третье. Трансформация режима Особой экономической зоны, подразумевающая  либо постепенную отмену таможенных льгот (например, в течение 10 лет), либо постепенную отмену таможенных льгот  с заменой их другими льготами в рамках режима Особой экономической  зоны.

Информация о работе Различия экономического развития регионов РФ