Разновидности либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 04:11, доклад

Описание работы

Слово «либерализм» происходит от латинского liberalis - «свободный», «имеющий отношение к свободе».
В современном мире либерализм существует как историко-философская доктрина, как идеология, обосновывающая программные установки определенных социальных слоев, и как организованное общественное политическое движение.
Как политический термин слово «либерализм» стало впервые употребляться в Англии в начале 19-го века. Английские сторонники королевской власти и католицизма стали называть «либералами» своих политических противников защищавших интересы так называемых новых людей: торговцев ростовщиков и промышленников.

Файлы: 1 файл

Политология-либерализм.docx

— 18.73 Кб (Скачать файл)

Либерализм

Слово «либерализм» происходит от латинского liberalis - «свободный», «имеющий отношение  к свободе».

В современном мире либерализм существует как историко-философская доктрина, как идеология, обосновывающая программные  установки определенных социальных слоев, и как организованное общественное политическое движение.

Как политический термин слово «либерализм» стало впервые употребляться  в Англии в начале 19-го века. Английские сторонники королевской власти и католицизма стали называть «либералами» своих политических противников защищавших интересы так называемых новых людей: торговцев ростовщиков и промышленников.

На основании взглядов сформировалось общество, которое впоследствии получило название «западной цивилизации» а «социальная группа», стала называться «буржуазией».

Родиной либерализма считается  Англия. Туда в 17-18 веках поехали  переселенцы из Центральной Европы. Именно эти люди провели так называемое первоначальное накопление капитала (ограбление крестьянства и превращение его  в бесплатную рабочую силу) и положили начало развитию знаменитой английской промышленности - первой в мире, основанной на наемном труде.

Основой идей либерализма является протестантизм (то есть одна из форм религии). Именно там зародились все мысли, составившие впоследствии основу либерального мировоззрения. В основе либеральной доктрины лежит идущая от европейского Возрождения атеистическая традиция, отринувшая Бога и провозгласившая человека «царем природы» и «венцом творения». Но при этом на смену Богу пришел Закон - вознесенный над всем, возведенный в культ и «обожествленный».

Стремление к тотальной свободе  «либерального меньшинства» порождало  дегуманизацию населения. Поэтому  неотъемлемой частью политического  лексикона либерализма стали  такие определения народа, как  «консервативная масса», «агрессивное большинство». Эта элитарно-снобистская  установка либерализма сегодня  вышла на глобальный уровень и  распространяется на целые страны и народы. Те из них, где нет многопартийности, парламентской формы правления, разделения властей, «правового государства» и прочих обязательных атрибутов либерального политического устройства, объявляются «отсталыми».

Существуют, две разновидности либерализма: классический либерализм и «новый» либерализм.

Понятие классического либерализма  обычно связывается с «негативным» пониманием свободы как «свободы от» - свободы индивида от всяких ограничений со стороны государства. Оборотной стороной этого подхода является экономическая концепция, настаивающая на полной свободе частной предпринимательской деятельности при полном невмешательстве в нее государственной власти. Параллельно с ним постепенно набирала силу и другая разновидность либеральной традиции - внешне демократизированный либерализм, восходящий к идеям Ж.Ж. Руссо. Эта традиция впоследствии получила название «нового» либерализма.

Возникновение «нового» либерализма  явилось, прежде всего, реакцией на изменившуюся социально-экономическую обстановку. Во второй половине 19-го века капиталистический  способ производства успел обнаружить все «теневые стороны» своего функционирования: массовую безработицу, нищету, неграмотность, социальное отчуждение, а рабочий  класс стал представлять серьезную  угрозу социальному благополучию.

Новые идеи «нового» либерализма»:

  • «Негативное» понимание свободы сменилось на «позитивное». Свобода отныне не означала лишь возможности делать то, что хочется. Она связывалась с разумным ограничением индивидуальной деятельности в интересах общества.
  • Либерализм перешел к концепции «социального государства» - государства - помощника в реализации индивидуальных прав и свобод, «государства всеобщего благосостояния». Речь идет об активной социальной политике - политике социального реформирования.

Этот резкий разворот «социального либерализма» сторону государственной  власти считают наиболее существенным его отличием от либерализма традиционного.

Разделение людей приверженных либерализму на правых и левых  произошло на почве идеологии  «социальной реформы». «Правые» - консервативное крыло «либералов - классиков». «Левые» - либералы-реформаторы, сближающиеся по ряду вопросов с социал-реформизмом.

 Наиболее важным представляется проблема разграничения «обязательной» и «необязательной» государственной деятельности и того, до каких пределов вмешательство государства является объективной необходимостью.

Особый интерес «левый» либерализм проявлял к проблемам производственной демократии - положению работающих по найму и законодательству, предоставляющему им право участия в управлении производственным процессом. Левые  выступали против право наследования, при котором контроль над предприятиями  сохранялся в руках одних и  тех же семей на протяжении столетий. Они требовали принятия специального закона, дающего возможность рабочим  «осуществлять прямое влияние на выбор руководящих лиц» через  коллегию выборщиков, где были бы представлены и рабочие.

Правые либералы заявили об иллюзорности лозунгов социальной справедливости и  равенства как принципиально  несовместимых с идеей свободы, об опасности расширения сферы государственной  деятельности, таящего в себе угрозу «нового тоталитаризма». Другими  словами, «праволиберальная волна» вылилась в попытки реставрации  классических либеральных постулатов. Идеологии «правого» либерализма  поставили знак равенства между  либеральной доктриной и капитализмом свободной конкуренции, заявив, что  «свободный рынок есть экономический  эквивалент демократии». Правые либералы выступили как против «бюрократической регламентации всех сфер жизнедеятельности  индивида» со стороны государства, так и против идеи демократии. Правые либералы не отвергают государственное  вмешательство.


Информация о работе Разновидности либерализма