Тема: Развитие политической
мысли в Эпоху Возрождения. Николло
Макиавелли.
Эпоха Возрождения
ознаменовалась значительной активизацией
человеческой деятельности во всех сферах
жизни западно-европейских стран.
Наряду с выдающимися достижениями
в науке и искусстве, Великими
географическими открытиями активно
развивалась политическая жизнь. Она
бурлила в итальянских городах-республиках:
Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах
Англии, Франции, Испании и других
европейских странах.
- • Ученостью и оригинальностью мышления выделялся итальянец Никколо Макиавелли. (1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других он высказал оригинальные идеи, имеющие важное значение для решения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху. Его суждения выстраиваются в определенную концепцию, в которой дается объяснение природы государства, его сущности, форм государственного устройства, а также способов осуществления государственной власти и других политических проблем. Это было первое четкое, систематическое и сравнительно глубокое их толкование. Поэтому Макиавелли называют основоположником политической науки Нового времени.
- • Николло родился в Сан-Кашано, рядом с городом Флоренция. Заинтересовался политикой с юности, о чем свидетельствует письмо от 9 марта 1498 года, второе из дошедших до нас, в котором он обращается к своему другу Рикардо Бекки, флорентийскому послу в Риме, с критической характеристикой действий Джироламо Савонаролы. Первое из сохранившихся писем, от 2 декабря 1497 года, было адресовано кардиналу Джованни Лопесу, с просьбой признать за своей семьей спорные земли семьи Пацци.
- • В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро Медичи, семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». Четыре года спустя, при поддержке Савонаролы Макиавелли появляется на государственной службе, как секретарь и посол. Через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет десяти, ответственным за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря республики, Марчелло Адриани, который был его учителем.
- • Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежит выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.
- • Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Макиавелли один из немногих деятелей Эпохи Возрождения , кто в своих работах затронул личность правителя. Он считал , исходя из современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители.
- • Автор идеи о всеобщей воинской обязанности – в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наемной к набираемой по призыву из граждан государства армии.
- • Политика по Макиавелли, есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей, отдельных личностей) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между людьми. Макиавелли четко сформулировал положение, которое в наше время стало хрестоматийным, а именно: основной вопрос политики есть вопрос о власти. Макиавелли объясняет происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из естественной, но и общественной его природы. Ведь многие положительные и отрицательные качества человека формируются в процессе его жизни и деятельности в обществе.
- • «Люди вообще по природе своей честолюбивы и подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Они ненавидят друг друга из страха или зависти» - Николла Макиавелли.
- • «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают никогда ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас же от тебя отвернутся».
- • Впервые в истории развития политической мысли государство истолковывается Макиавелли как некий орган, с помощью которого господствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов или весь народ) решают многие проблемы жизни общества, поддерживают определенный порядок и дают отпор внешнему врагу. Он выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно три рода правительств: монархия, аристократия и народное правление. При монархии и аристократии осуществляется власть над народом одного лица или же группы лиц. При народном правлении народ сам осуществляет свою власть. Однако Макиавелли не был сторонником народного правления. Напротив, он считал что оно может существовать лишь недолгое время, «пока не угасло основавшее его поколение».
- • Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Его учение о республике почти целиком, основано на осмысления опыта существования Римской республики и частично Афинской. Макиавелли показывает преимущества республиканской формы правления. При этом он говорит о «самостоятельной республике» и «федеративной». В своей теории федерации Макиавелли рассматривает принципы и механизмы взаимоотношений объединившихся государств. Речь шла об их политических, экономических и культурных отношениях. Макиавелли считал, что федеративные государства могут управляться «Совещательным собранием» и решать в нем проблемы взаимоотношений вошедших в федерацию государств.
- • Ради управления государством Макиавелли считал возможным применять любые способы. Он писал о полезных для государя способах осуществления государственной власти. Прежде всего благоразумному государю следует избегать тех пороков которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Мыслитель задает вопрос: «Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись?». И отвечает, что лучше, если государя будут бояться, но чтобы при этом страх не породил ненависти к нему подданных, «ибо вполне возможно внушать страх без ненависти». Должны ли государи держать слово? Ответ: да, но пока это им выгодно: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам».
- • «Великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, когда нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном итоге преуспевали куда больше, чем те, кто ставил на честность».
- • И как вывод: «Надо являться в глазах людей сострадательным, милостивым, искренним, верным слову, благочестивым - и быть таковым, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым».
«Цель оправдывает
средства»
Н. Макиавелли
- • Приведенные ранее морально-психологические установки политической деятельности вполне укладываются в формулу: «Для достижения цели все средства хороши». И хотя Макиавелли, находил иногда, казалось бы, весьма веские оправдания своей политики, далеко не все разделяли его взгляды. Со временем лживость, лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.
- • Интересные факты:
- 1. В компьютерной игре Assassin’s Creed: Brotherhood Макиавелли является ассассином и врагом семьи Борджиа.
- 2. Американский рэпер Тупак Шакур выступал под псевдонимом Makaveli.
Караганда
2013
Презентацию
приготовили:
Студенты
1 курса КГМУ
Факультет:
Общей медицины и стоматологии
Группа:
1-062 (2013)
Фонаков
Ярослав
Кимиль Айдан
Дудка Ольга
- • Список используемой литературы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE
- Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
1