1. Право граждан на
участие в местном референдуме
является непреложным правилом
при его проведении. В соответствии
со ст. 4 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» граждане Российской Федерации,
достигшие 18 лет, вправе голосовать на
местном референдуме, участвовать в предусмотренных
законом и проводимых законными методами
иных действиях по подготовке референдума.
При этом гражданин может участвовать
в местном референдуме независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
Не имеют права участвовать
в местном референдуме граждане, признанные
судом недееспособными или содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору
суда.
2. Непосредственное участие
граждан в референдуме. Этот принцип
закреплен в ч. 3 ст. 22 названного
Федерального закона. В соответствии
с указанной статьей «граждане
участвуют в местном референдуме
непосредственно». В данной норме
закреплен механизм прямого волеизъявления,
который предоставляет каждому гражданину
право участвовать во всех мероприятиях
по подготовке и проведению местного референдума
лично. Каждый выражает свою волю самостоятельно,
принимая то или иное решение во время,
например, голосования. Граждане действуют
не через какие-либо создаваемые органы
или формируемые съезды, конференции,
а самостоятельно.
3. Принцип добровольного
участия граждан в местном
референдуме закреплен в ч. 3 ст.
22 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации». В соответствии с указанным
законом граждане участвуют в местном
референдуме на добровольной основе. Законы
о местном самоуправлении, о местных референдумах
субъектов Российской Федерации в большинстве
своем раскрывают понятие этого принципа
таким образом: «никто не вправе оказывать
принудительное воздействие на участие
или неучастие гражданина в референдуме».
Участие в референдуме предполагает
наличие у гражданина только права, но
не обязанности. Поэтому принуждение к
участию или неучастию в референдуме считается
незаконным действием.
4. Принцип свободного
волеизъявления означает, что каждый
гражданин, обладающий правом на
участие в местном референдуме,
голосует по своему собственному
усмотрению, руководствуясь внутренним
убеждением. Никто не вправе принуждать
граждан голосовать вопреки их воле. Выбор
решения - это право каждого гражданина,
и реализует он это право самостоятельно,
без вмешательства других субъектов правоотношений.
5. Принцип тайного голосования
тесно связан с принципом свободного
волеизъявления. Тайное голосование
обеспечивает гарантию реализации
свободного волеизъявления.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» голосование на местном референдуме
осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением
граждан не допускается.
6. Принцип гласности осуществляется
всеми органами и на всех
этапах подготовки и проведения
местного референдума.
Осуществление принципа гласности
при проведении референдума означает,
что вся деятельность ведется открыто
и что граждане муниципального образования
систематически и всесторонне информируются
о решениях, принимаемых различными органами.
Реализация принципа гласности способствует
обеспечению законности при проведении
местного референдума. Изучение гражданами
принятых решений и осуществляемых мер
по подготовке и проведению референдума
дает им возможность зафиксировать факты
нарушений законов, уставов муниципальных
образований и потребовать от соответствующих
органов и должностных лиц их устранения.
В случае невыполнения требований граждане
вправе обратиться в суд за восстановлением
нарушенного права. Это право закреплено
в ст. 45 Конституции Российской Федерации.
7. Принцип законности означает, что
местный референдум проводится в строгом
соответствии с действующим законодательством.
Законодатель выступает одной из главнейших
гарантий подлинного народовластия, имеет
огромное значение для обеспечения конституционного
права граждан на участие в управлении
государственными и общественными делами.
Принцип законности закреплен в Конституции
Российской Федерации. Его действие распространяется
на все государственные органы, органы
местного самоуправления, должностных
лиц различных организаций, объединений.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации,
определяя главенствующую роль закона
в обществе, провозглашает, что органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы11.
Решение о проведении местного
референдума, согласно ч. 2 ст. 22 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», принимается представительным
органом местного самоуправления по собственной
инициативе или по требованию населения
в соответствии с уставом муниципального
образования.
Часть 3 ст. 1 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» закрепляет
норму, согласно которой местный референдум
назначается органом местного самоуправления.
При этом не указывается, каким именно
органом - представительным или исполнительным.
Эта коллизия, созданная федеральным законодательством,
дает основание органам власти субъектов
Российской Федерации устанавливать в
законах о местном самоуправлении, о местном
референдуме свой порядок назначения
местного референдума. Назначение местного
референдума представительным органом
местного самоуправления предусмотрено
в законах о местном самоуправлении большинства
субъектов Российской Федерации12.
Для подготовки и проведения
местного референдума формируются комиссии
местного референдума и участковые комиссии.
В соответствии с Федеральным
законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (ст. 23)
комиссии референдума формируются представительным
органом местного самоуправления. Аналогичный
порядок формирования предусмотрен в
законах субъектов Российской Федерации
о местном референдуме. Выборный орган
местного самоуправления, согласно закону,
обязан назначить не менее одной трети
состава комиссии местного референдума.
Кроме того, он должен принять решение
о включении в состав комиссии местного
референдума исходя из поступивших предложений
избирательных объединений, избирательных
блоков, фракций представительного органа
местного самоуправления по одному представителю
от общественных объединений и блоков13.
- Заключение
Проведенное исследование общественных
отношений конституционно- правового
института референдума в современной
России, позволяет сделать следующие основные
выводы.
В России проведение референдума
является одной из основных форм участия
народа в контроле за осуществлением государственной
власти.
Референдум является, одним
из важнейших средств прямой, непосредственной
демократии и дает возможность народу
выразить свою волю непосредственно, путем
голосования. Однако значение референдума
не следует переоценивать. Вопросы, выносимые
на референдум, могут быть не всегда доступными
для всесторонней оценки со стороны рядовых
избирателей, они могут не просчитать
всех политических последствий принимаемого
решения.
Проведение референдума требует
полной гласности, справедливой публикации
различных мнений, большой предварительной
работы по разъяснению формулы референдума
и его последствий.
Институт референдума занимает
особое место в политической жизни, его
исход во многом определяет дальнейшее
развитие государства на несколько лет.
Референдум может изменить если не характер
государственной власти, то характер и
направление ее деятельности. На референдуме
могут решаться ключевые вопросы жизни
и одобрение на референдуме какого-то
проекта решения придает ему высшую юридическую
силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении
народа. Одновременно это означает и поддержку
существующей государственной власти,
ее легитимацию, факт удостоверения ее
соответствия чаяниям и интересам народа,
большинства населения.
В современных
условиях стержнем для формирования и
эффективного действия института референдума,
должно стать обеспечение политической
свободы каждого гражданина, его права
выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум
заменял институты политического представительства
и противопоставлялся им как прямое выражение
воли народа ее искаженной передаче парламентариями.
- Список используемой литературы
- Федеральный закон от 19 сентября
1997 года «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (в ред.
от 30 марта 1999 года) // СЗ РФ.1997.-№38.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от
28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004.- № 27
- Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный
процесс в Российской Федерации политико-правовой
и технологические аспекты.// Государство
и право. - 1997. – 453 с.
- Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное
право России: Учебник для вузов.- М., 2003.- 387 с.
- Катков Д.Б. Конституционное право России
М. «Юриспруденция». 1999. – 296 с.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
– М., 1997. -512 с.
- Постовой Н.В. Муниципальное право России:
Учебник.- 2-е изд. испр. и доп.- М., 2000. -523
с.
1
Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный
процесс в Российской Федерации политико-правовой
и технологические аспекты.// Государство
и право. - 1997. № 8. С. 5.
2 Федеральный конституционный закон от
28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 27, ст. 2710
3
См.: Катков Д.Б. Конституционное право
России М.. 1999.С.108
4
Катков Д.Б. Конституционное право России
М. «Юриспруденция». 1999.С.111.
5
См. Федеральный конституционный закон
от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме
Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004.-
№ 27.- ст. 2710
6 Федеральный закон от 19 сентября
1997 года «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (в ред.
от 30 марта 1999 года) // СЗ РФ.1997.-№ 38. -Ст.
4339.
7
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №
131- ФЗ«Об общих принципах организации
местного самоуправления Российской Федерации»//СЗ
РФ. 2003. -№ 40. -Ст. 3822
8 Федеральный закон от 6 октября
2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления Российской Федерации»//СЗ
РФ. -2003. № 40.- Ст. 3822
9
Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное
право России: Учебник для вузов.- М., 2003.-
С. 261
10 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное
право России: Учебник для вузов- М., 2003.-
С. 261
11 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
– М., 1997. -С. 263
12 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное
право России: Учебник для вузов- М., 2003.-
С. 291
13
Постовой Н.В. Муниципальное право России:
Учебник.- 2-е изд. испр. и доп.- М., 2000. -С.
265