Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:56, реферат
Целью данного реферата является показать взаимодействие государства и церкви, выяснить, что общего между этими сферами деятельности общества.
Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является:
- исследовать религию как фактор политической жизни общества
- рассмотреть взаимовлияние политики и религии
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Религия как фактор политической жизни общества…………………………5
2. Взаимовлияние политики и религии………………………………………….8
3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия………………..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список библиографических источников ………………………………………16
3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия
На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. [6, c.173-174]
На протяжении
веков сложилось несколько
1. Теократия. Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.
2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где имᴨȇраторы собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.
3. Законодательная поддержка, которая обесᴨȇчивает привилеᴦᴎҏованное состояние определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.
4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.
5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.
В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:
1. Прямое
финансирование государством
2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
3. Использование
средств "церковного" налога
религиозными организациями на
собственное усмотрение с
4. Отсутствие
финансовой помощи государства
конфессиям, которые существуют
за счет добровольных
Заключение
В процессе
нашего исследования были поставлены
и решены следующие задачи: исследовать
теоретические и исторический анализ
взаимодействия государства и церкви,
рассмотреть особенности
Государство,
сознающее пределы своей
Там, где
государство сознает себя как
религиозное установление или стремится
быть таковым, оно ищет церковного руководства.
Хотя в современном мире государство
обычно не связывает себя какими-либо
религиозными обязательствами, оно, однако,
как правило, осознает, что земное
благоденствие немыслимо без
соблюдения определенных нравственных
норм, которые проповедуются
Реальные модели взаимоотношений между Церковью и государством формируются, конечно, на основе исторической реальности, тем не менее, юридическую ответственность за правовой характер таких отношений несет государственная власть.
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.
Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некотоҏыҳ вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне ᴨȇреходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение котоҏыҳ должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гумаʜᴎϲтической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Итак, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
Список библиографических
1. Бабкина О.В., Горбатенка В.П. Политология / О.В.Бабкина, В.П. Горбатенка. - К: Академия, 2008. - 602 с.
2. Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - Москва. 2000. - 320 с.
3. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности / А.В. Логинов. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005.- 496 с.
4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - Москва. 2009. - 450 с.
5. Мельник В.А. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник. - Москва: Высшая школа, 2009. - 580 с.
6. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений / А.А. Морозова. - Москва. 2010. - 370 с.
7. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства / В.Н. Протасов. - Москва: Новый Юрист, 2009. -240с.
8. Радугина А.А. Политология. / А.А. Радугина. - Москва: Центр, 2009. -490 с.
9. Радугина А.А. Религиоведение / А.А. Радугина. - Москва: Центр, 2010. -720 с.
10. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / В.В. Розанов. - Москва: Наука, 2009. - 350 с.