Республика как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:00, доклад

Описание работы

Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Файлы: 1 файл

Республика как форма правления.docx

— 140.37 Кб (Скачать файл)

Кириллин Р.К. ВБЭо-101

 

Республика как форма  правления.

 

Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются  общенациональными представительными  учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими  правами.

Форма правления - организация высшей власти в государстве, характеризуемая  системой и порядком образования  высших органов государства, их взаимодействием  с иными органами и населением.

Республика или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии  в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в  этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим  органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали  все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали  основные решения, избирали совет для  ведения текущих государственных  дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном  управлении.

Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республиканское  правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу  и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно- распорядительным органам) – выполнять  законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение  и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной  власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно  единую государственную власть и  не могут функционировать друг без  друга.

Следовательно, разделение властей  позволяет, во-первых, более качественно  решать возложенные на каждую из властей  задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет  республика и в сфере образования  органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные  избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так  или иначе, обязательно участвует  в формировании органов государственной  власти.

В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве  стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько  раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип  сменяемости.

Должностные лица в республике несут  ответственность. Конечно, она имеет  прежде всего политический характер и может выражаться в таких  действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции  между государственными органами позволяет  установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или  иное должностное лицо.

1. Президентская республика

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках  президента соединяются полномочия главы государства и главы  правительства. Яркими примерами президентской  республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного  вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает  законы. Высшие органы государства  не только структурно обособлены, но и  обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием  ответственности правительства  перед парламентом. Правительство  ответственно перед президентом. Президент  лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить  против президента процесс его отстранения  от власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент  допускает злоупотребление своей  властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.

Президентская республика создает  весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения в руках президента множества  властных полномочий. Президентская  республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство  государств, составляющих Организацию  Объединенных Наций, имеют президентские  системы правления.

Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Вот почему объективно в президентских республиках  должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители  и т.д.

Главный признак данной формы правления  – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

2. Парламентская республика.

Парламентская республика является менее  распространенной формой правления, чем  республика президентская, но она так  же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др. Парламентская  республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несет  политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие  должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер  партии, как правило, становится председателем  правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния  на осуществление государственной  власти.

Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как  правило, только после одобрения  правительством или парламентом, которые  и несут за них политическую ответственность.

3. Смешанная республика.

Иногда встречаются смешанные  формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в  основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание  президентской и парламентской  властей. Однако, такое сочетание  бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления  сочетает в себе черты парламентской  и президентской республик. Смешение признаков находит отражение  в наличии сильной президентской  власти при сохранении некоторых  признаков парламентской формы  правления – таких, как наличие  поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство  парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская (смешанная) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

4. Суперпрезидентская республика.

Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших  полномочий отдельные страны Латинской  Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в  Азии и Африке появились такие  республики, где власть президентов  была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в  тех или иных формулировках руководящей  силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями  официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме  Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и  т.д.). Наконец, многие из таких лидеров  в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены  пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая  республика, форма президентского абсолютизма.

В настоящее время в связи  с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской  республики почти нет, но нельзя исключать  появление их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма  правления, которая устанавливается  во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся  странах: со времени образования  независимых государств в Латинской  Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло  более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными  и привели к созданию новой  системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его  чистка), правительство и президент  смещаются со своих постов. Создается  новый высший орган — военный  совет (революционный совет, совет  национального спасения и т.д.), его  председатель — лидер переворота, провозглашается президентом республики. На места назначаются военные  губернаторы, коменданты и др. Из прежних  органов сохраняются обычно гражданские  суды, но параллельно с ними создаются  военные трибуналы, которые судят  и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться  выборы низовых представительных органов  на местах (как трижды было в Алжире и дважды — в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитаристкая  республика. Впрочем, и в других развивающихся  странах используется концепция  двойной роли армии (военной и  политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских»  президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых  бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным  комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный  ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически  президентом республики. Он получал  лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний  не мог ни отказать в признании  его президентом, ни избрать президентом  дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и  на реально властвовавший партийный  аппарат.

5. Республика с монархическими элементами.

Ранее уже говорилось о пожизненных  президентах. Такая должность, созданная  впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную  борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем  установлена в некоторых странах  Азии и Африки: в 60-х годах —  в Индонезии, в 70-х годах — в  Тунисе, Уганде, Центральноафриканской  Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был  лидером этой партии), с провозглашением  президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной  государственной. Один из таких пожизненных  президентов — Бокасса пошел  еще дальше: провозгласил себя императором  Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской  Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким  Ир Сена был объявлен его наследником  и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и  особенно объявление этого поста  наследственным сближают данную республиканскую  форму правления с монархией.

Как отмечалось, многих республиканских  черт лишена форма правления, создаваемая  в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным  органом, например парламентом или  особой избирательной коллегией. Они  провозглашаются президентами группой  своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент  в этих условиях распускается, конституция  целиком или в значительной части  отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения  вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных  властей. Таким образом, создается  необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют  республиканские учреждения.

Информация о работе Республика как форма правления