Роль и место политической оппозиции в современной всемирной истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека.

Содержание работы

Понятие оппозиции
Типы и модели оппозиции
Роль оппозиции в современных обществах.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

 

 

 

Реферат 

 

«Роль и место политической оппозиции в современной всемирной  истории» 

 

 

 

   

 

 

 

 

                                                                                      Алиев Алексей Артёмович,

                                                                                      ЭУП (группа №3) 1 курс

 

 

                                                                  План

  1. Понятие оппозиции
  2. Типы и модели  оппозиции
  3. Роль оппозиции в современных обществах.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие оппозиции 

 Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике  партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социального существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого, монолитного, раз и навсегда установленного отношения к выдвигаемым властью целям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных отношений.

При демократических  режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, это  ее «визитная карточка». В государствах этого типа у оппозиции существует свой статус, права, возможности влияния  на власть. Например, в Великобритании «оппозиция Ее Величества Королева»  — это один из основополагающих политических институтов. В то же время  оппозиция выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки. В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.

 

 

  1. Типы и модели  оппозиции

    В странах Запада традиционно выделяются два основных типа

оппозиции — внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево-

 и праворадикальные партии  и группировки, программные установки  которых полностью 

(либо частично) отрицают преобладающую  систему политических ценностей.  Их 

деятельность нацелена на дискредитацию  функционирующих институтов

государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода

политического процесса. Ко второму типу относятся абсолютное большинство лево- и

 правоцентристских партий Запада (либеральных, социал-демократических,

 консервативных, христианско-демократических). Они отталкиваются от признания 

незыблемости основных политических, социальных и экономических институтов общества

и расходятся с действующей властью  главным образом в выборе путей  и средств,

достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в  рамках

сложившейся политической системы  и не направлена на подрыв её устоев, хотя переход

власти от одной партии (или коалиции партий) к другой в результате выборов  в данном

случае вовсе не гарантирует абсолютной преемственности политического курса.  По

степени лояльности к целям и  ценностям правительства обычно разделяют 

проправительственную, нейтральную и непримиримую формы (типы) оппозиции, а также

институционализированные (включающие партии, «теневые кабинеты» и т.п.) и

неинституционализированные (ограничивающиеся идейной критикой). Главной

характеристикой любого типа оппозиции  служит степень ее сплоченности,

организованности, массовости, отношение  к легальным и законным средствам  протеста.

Иногда оппозиция складывается даже внутри правящих кругов (например, на основе

разочарования части правящей элиты в идеалах  системы власти). В зависимости от типов оппозиции определяются и её методы борьбы:

  1. Политические - критика правительства в органах власти и СМИ, избирательные компании, попытки смещения правительства путем парламентских комбинаций и вынесения вотумов недоверия(в государствах с парламентским правлением), при наличии повода — организация импичмента президента.
  2. Ненасильственный протест - Организация митингов, шествий и пикетирований,

 забастовки, акции гражданского неповиновения: блокирование транспортных        коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции и пр. Наибольшее распространение ненасильственное сопротивление получило в XX веке. Самые известные случаи его применения: борьба за независимость Индии (ок. 1947), свержение коммунистических режимов в странах Восточной Европы (кроме Румынии- 1989), подавление августовского путча в СССР (1991), свержение режима Милошевича в Югославии (2000) и Шеварднадзе в Грузии (2003), оранжевая революция на Украине (2004).

 

  1. Насильственные - вооруженные восстания, партизанская война, террористические

акты, военные перевороты (путчи) и пр. Наиболее известные примеры насильственной оппозиционной деятельности — это революции в странах Европы, война за независимость и война между Севером и Югом в США, революции 1905, февраля и октября 1917 в России, деятельность сепаратистов в Северной Ирландии, Стране Басков. В ряде случаев, оппозиционные партии комбинируют легальную и насильственную политическую борьбу (теоретическое обоснование такой тактике дал Ленин).

   Самые  значительные проблемы для режима  создает непримиримая оппозиция,  не 

 

признающая ценностей правительства, постоянно призывающая к пересмотру итогов

 

выборов, не считающаяся с нормами политической игры и имеющая тенденцию

 

переходить  к вооруженным формам протеста. Непримиримые оппозиционеры нередко 

 

отказываются  от участия в выборах, используют провокации, ведут поиск союзников  за

 

рубежами  страны, обращаются к международной  поддержке своих требований,

 

убеждают  общество в том, что правящий режим  является проводником чуждых

 

зарубежных  интересов и получил власть в  результате противоправных действий или 

 

международного тайного  заговора («масонов», «мирового сионизма»  и т.д.). Особый тип политической оппозиции представляет собой центризм. Формулируемые им задачи не имеют агрессивного характера, а ориентированы на принципиальное соглашательство, т.е. на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-прагматический учет всего позитивного, что формулируется как властями, так и на противоположных флангах политического спектра. Политические требования центризма неразрывно связаны с легальными механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реальной ответственности властей за принимаемые решения. Однако рациональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирателям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возможности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.

       В 1966 г. Роберт Даль, анализируя основные параметры политической оппозиции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британскую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую».

Первая модель, которую  можно назвать классической, или  «вестминстерской», характеризуется  наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция  сосредоточена в одной партии. Эти партии строго соревновательны  в парламенте и на выборах. Оппозиция  столь резко отличима, что ее можно  идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и  правительством происходит на парламентских  выборах и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент  форумом, используемым для победы на следующих выборах, ведь парламентские  дебаты имеют целью повлиять не столько  на депутатов, сколько на публику  – и на будущие выборы.

В ряде государств континентальной  Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов  с целью формирования исполни-тельной  власти. Соответственно и стратегия  оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства, что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.

Выделение третьей модели – скандинавской – может представляться несколько искусственным; здесь  также большую роль играет политический торг, но существенное отличие состоит  в том, что рамки его существенно  расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно  больший круг участников, чем в  предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом  эта модель оппозиции предполагает включение механизмов социального партнерства.

Наконец, оппозиция в четвертой  модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутренним единством  и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них  вообще отсутствует решающее место  противоборства между оппозицией и  правительством.

 

  1. Роль оппозиции в современных обществах

    Процесс формирования института политической оппозиции завершился в Восточной

Европе преимущественно ещё  во второй половине XIX ст. Там сформировалось

либерально-демократическое представление  о политической оппозиции не только как о 

группе людей, неудовлетворённых  действиями власти, но и тех, кто  пытается стать этой

самой властью. Исторически первой состоялась Английская модель. Характерной  чертой

такой модели можно считать предоставление статуса «оппозиция ее Величества»  не

любой политической партии, которая  не приняла участия в формировании органов 

власти, но меньше той, которая теоретически способна самостоятельно сформировать

правительство. Эта Вестминстерская, как ее называют, традиция была распространена так

же на Австралию, Ирландию, Канаду, Новую Зеландию. На такую парламентскую

оппозицию возлагается так называемая функциональная триада: контроль, критика,

альтернатива. Лидер оппозиции, которая формально утверждается главой государства –

королевой, получает заработную плату. Оппозиционная партия формирует  «теневой

кабинет». Существует так же традиция обязательного представительства  в парламентских

комиссиях депутатов как большинства так, и оппозиционного меньшинства.

Двухпартийная система Великобритании включает в себя консервативную и 

лейбористскую партии. Консервативная (партия тори)- является одной из старейших

политических партий страны. После поражения партий на выборах 1997 г. её новый лидер

У.Хейг предложил новую идеологии партий - «открытый, демократичный, народный

консерватизм», который верен консервативным принципам и традициям, но и учитывает 

происшедшие в 80-90-е гг. социальные изменения в стране. Во внешнеполитическом

плане для консерваторов характерен обще натовский подход к решению большинства

актуальных международных проблем. Лейбористская партия Великобритании (ЛВП) –

образована в 1890 г. на базе Комитета рабочего представительства, объединявшего ряд

социалистических, рабочих и кооперативных  организаций Британии. Выступает  за

приоритетное решение таких  вопросов внутренней жизни страны, как совершенствование 

системы налогообложения, уменьшение числа безработных, особенно среди  молодёжи,

улучшение систем образования и  здравоохранения. В области внешней политики

лейбористы делают упор не необходимость  укрепления европейской системы 

безопасности, но по-прежнему считают, что ее опорой должно оставаться НАТО,

выделяют необходимость нормализации отношений с ЕС. Своеобразные традиции

исторически сложились в США, которая так же считается страной с классической

двухпартийной системой. В первую очередь требуется подчеркнуть  что в США( где

целесообразно применять термины  «большинство» и «меньшинство»  а не оппозиция)

главное -распределение не между партиями, а между органами власти. Законодательство

США не оперирует понятиями «права партий» , там говорится про «права депутата».

Больше того, президент не имеет  гарантированной поддержки не в  Сенате, не в

Конгрессе, даже среди представителей своей партий. Он может быть избранным из

партий меньшинства и оказаться  в оппозиции к парламенту. В Соединённых Штатах есть

две главные партии: Демократическая  и Республиканская. Большинство современных

американцев считает Демократическую  партию более либеральной, подразумевая под

этим, что демократы требуют  от федерального правительства и  властей штатов

проведения более активной социальной политики, предоставления программ

социального и экономического развития тем, кто в них нуждается: бедным, безработным 

и студентам, не имеющим средств  на получение образования. Республиканцы больше

полагаются на частное предпринимательство  и нередко обвиняют демократов в

Информация о работе Роль и место политической оппозиции в современной всемирной истории