Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:46, контрольная работа
Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти – одного класса над другим, одной социальной группы над другими. Одной личностью над массой и т. п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.
Введение
Причины возникновения политики
Функции политики
Структура политики
Субъекты политики
Политический процесс
Заключение
Список литературы
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
Введение
Говоря о политике, мы чаще всего ведем
речь о власти – одного класса над другим,
одной социальной группы над другими.
Одной личностью над массой и т. п. Ядром
политики является борьба за завоевание,
удержание и использование власти. Политическая
власть есть реальная способность социальных
сил реализовать свои специфические объективные
интересы, проводить свою волю в политике
и правовых нормах.
Таким образом, политика есть сфера властных
отношений. Власть – первооснова, суть
политических отношений, важнейшее конституирующее
качество политики. Только на этой основе
можно выделить политику, политические
отношения из всей совокупности общественных
отношений.
В современных условиях все более активную
роль в политической жизни, наряду с государством,
играют политические партии, общественные
организации и движения, группы давления.
В совокупности они составляют организационный
остов политики, придают ей внутреннюю
целостность, позволяют выполнять определенные
функции в обществе.
Обладание таким ресурсом, как власть,
определяет верховенство политики в системе
общественных отношений, обязательность
политических решений для всего общества.
Основным назначением политики является
управление социальными процессами как
систематическое и целенаправленное воздействие
на общество для сохранения и оптимального
функционирования данного социально-экономического
строя. Отсюда еще один подход к определению
политики, связанный с объяснением ее
функций - управления, поддержания порядка,
сохранения стабильности социума, авторитарного
распределения ценностей и др.
Политика выступает как организационная
и регулятивно-контрольная сфера общества,
что обусловлено такими ее свойствами,
как универсальность, всеохватывающий
характер, инклюзивность (включенность
во все сферы) способность воздействовать
практически на любые стороны жизни.
1. Причины возникновения
политики
В практической жизни человека никакие
исторически устойчивые формы и способы
его существования не возникают в результате
произвольного желания отдельных лиц
или групп. Все они являются своеобразными
ответами на вызовы времени, изменение
обстоятельств и условий человеческой
жизнедеятельности. Так произошло и с
политикой, сформировавшейся в результате
пересечения целого ряда тенденций в развитии
общества, востребовавших этот способ
обеспечения людских интересов и решения
назревших проблем.
Вся социальная жизнь представляет собой
процесс постоянного взаимодействия людей
и их объединений, преследующих свои интересы
и цели, а потому неизбежно конкурирующих
друг с другом. На начальных стадиях развития
человечества такая конкуренция поддерживалась
в основном механизмами общественной
самоорганизации. Их ведущими элементами,
обеспечивавшими порядок и распределение
важных для жизни человека ресурсов, выступали
обычаи и традиции, нравы, религиозные
догматы и другие простейшие нормы и способы
общежития. Вследствие же усложнения и
интенсификации социальных взаимосвязей,
нарастания демографической, территориальной,
религиозной и иных форм дифференциации
населения эти механизмы оказались неспособными
регулировать совместную жизнь людей
и обеспечивать удовлетворение многих
групповых потребностей.
Кроме того, со временем среди групповых
потребностей выявился блок непримиримых
интересов, реализация которых грозила
резким нарастанием социальной напряженности
и дезинтеграцией человеческого сообщества.
Так сформировалась мощная общественная
потребность в новых, более эффективных
способах регулирования во многом изменившихся
человеческих взаимоотношений.
Эта потребность реализовывалась по мере
становления государства как специфического
общественного института, оказавшегося
способным создать общеобязательные формы
социального поведения для всех слоев
населения. Принудительная сила публичной
власти – нового механизма обеспечения
групповых интересов – выводила общество
на качественно иной уровень регулирования
социальных связей и отношений, где каждый
их участник неизменно ощущал доминирующее
влияние этой силы.
Возникновение новой системы регуляции
социальных контактов групп высветило
полную несостоятельность человеческих
нравов, религиозных обычаев и традиций
в качестве механизмов упорядочения социальных
конфликтов. Только государственная власть
явилась той силой, которая могла не только
обеспечить реализацию разнообразных
групповых интересов, но и сохранить целостность,
обеспечить порядок и стабильность социальной
жизни. Таким образом, деятельность государства
имела целью примирение противоборствующих
сторон и обеспечение условий для выживания
всего общества в целом. Одновременно
возможность осуществлять контроль за
государством, а также использовать силу
его структур для обеспечения своих интересов
стала выступать в качестве наиболее притягательной
цели деятельности для разных социальных
групп.
Политика и возникла в связи с необходимостью
реализации таких интересов групп, которые
затрагивали их общественное положение
и не поддавались удовлетворению без вмешательства
институтов публичной власти, предполагая
использование методов принуждения. Таким
образом, политика стала регулировать
не все групповые интересы, а лишь те из
них, которые затрагивали их властно значимые
потребности и предполагали вовлечение
в конфликт «третьей» силы в лице государства.
Из-за стихийного характера такой конкуренции
К. Мангейм называл политику «самостийной»
величиной, т.е. явлением, не способным
возникнуть в результате искусственной
реконструкции.
Понятно, что интересы, заставляющие человека
переступать грань политической жизни,
в основном имеют не индивидуальный, а
надперсональный, групповой характер.
Они приобретают определенное значение
для человека как представителя конкретного
класса, нации, той или иной части населения.
Поэтому импульсы политической жизни
исходят оттуда, где различные общности,
стремясь к реализации собственных целей,
влияют на положение (цели, статусы, интересы)
других слоев, вовлекая государство как
посредника в урегулирование этих споров.
Учитывая сказанное, политику можно было
бы определить как совокупность отношений,
складывающихся в результате целенаправленного
взаимодействия групп по поводу завоевания,
удержания и использования государственной
власти в целях реализации своих общественно
значимых интересов. В этом смысле политика
понимается как результат столкновения
разнонаправленных действий групп, соперничающих
и друг с другом, и с правительством, которое
тоже являет собой особую группу и потому
защищает не только общесоциальные, но
и собственные интересы.
Как глобальный механизм регулирования
социальных отношений политика есть способ
рационализации межгрупповых конфликтов
и институциализации межгруппового диалога,
придания процессу конкуренции за власть
в основном цивилизованных и мирных форм.
При этом структура и строение политического
взаимодействия не дают возможности какой-то
одной стороне, достигая своей цели, игнорировать
наличие и противодействие конкурентов.
В противном случае политика вырождается
в монополизацию власти, превращающую
политическую «игру» за власть в форму
административного диктата.
С момента своего зарождения государство
служит тем центром силы, который способен
принудительными методами организовать
должное распределение ресурсов, статусов,
ценностей. Вот почему даже там, где между
собой конкурируют партии или иные участники
политики, борьба внутренне нацелена на
овладение той или иной частью полномочий
этого института. Правда, в сфере международной
политики не существует какого-то единого
государства, но и там политические отношения
складываются по поводу оспаривания прав
того центра и источника силы, который
де-факто временно обладает такими реальными
возможностями и полномочиями (например,
ООН, олицетворяющая действенность системы
международного права, или НАТО, обладающее
силовыми ресурсами, позволяющими ему
в то или иное время выступать от лица
международного сообщества).
По своему характеру политическое регулирование
означает использование государством
принудительных способов урегулирования,
как бы «поверх» находящихся в распоряжении
сторон ресурсов. Например, не зависимо
от экономической обоснованности использования
материальных ресурсов государство может
перераспределить их в пользу наиболее
нуждающихся членов общества или в силу
политической целесообразности поддерживать
убыточные предприятия, строить и разрушать
рыночные связи и т.д. С этой точки зрения
политика представляет собой способ упрощения
конфликтов, когда все их многообразное
содержание подводится под общий знаменатель
государственной воли. Вместе с тем она
возникает тогда, когда деятельность государства
становится объектом заинтересованности
различных групп, общим для активной части
населения делом.
2. Функции политики
Формируясь в процессе регулирования
межгрупповых противоречий, поддержания
целостности социума и сохранения общественной
стабильности, политика в своем развитии
получила статус важнейшего социального
механизма, без которого ни одно сложноорганизованное
общество не способно воспроизводить
и развивать свои социальные порядки.
В настоящее время роль и значение политики
зависят от выполнения ею следующих функций:
1. выражения и реализации властно значимых
интересов групп и слоев общества;
2. рационализации конфликтов, придания
межгрупповым отношениям цивилизованного
характера, умиротворяющего противоборствующие
стороны;
3. распределения и перераспределения
общественных благ с учетом групповых
приоритетов для жизнедеятельности общества
в целом;
управления и руководства общественными
процессами как главного метода согласования
групповых интересов посредством выдвижения
наиболее общих целей социального развития;
4. интеграции общества и обеспечения целостности
общественной системы;
5. социализации личности, включения ее
в жизнь сложноорганизованного государства
и общества. Через политику человек приобретает
качества, необходимые ему для реалистического
восприятия действительности, преодоления
разрушающих последствий подсознательных
реакций на политические процессы, препятствующих
рациональному отношению к жизни. Конституируя
личность как самостоятельное, активное
существо, политика способна осуществлять
и творческие задачи;
6. обеспечения коммуникации. Политика
создает особые формы общения между конфликтующими
по поводу власти группами населения,
формируя или используя для этого специфические
институты (СМИ), способы поддержания контактов
между властью и населением (политическую
рекламу), стратегии информирования населения
и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию,
политический паблик рилейшнз – особые
техники связи с общественностью);
7. созидания действительности (проективная
функция). Политика способна формировать
новые отношения между людьми и государствами,
преобразовывать действительность в соответствии
с планами различных политических субъектов,
создавать новые формы организации социальной
жизни, формировать возможности для новых
отношений между человеком и природой.
Более частные, разнообразные функции
политики складываются при взаимодействии
ее с отдельными конкретными сферами жизни
(например, со сферой формирования общественного
мнения, создания органов власти и т.д.).
Политика может обладать как явными, так
и скрытыми (латентными) функциями, например,
при согласовании интересов в сфере принятия
государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться
в зависимости от времени, места и субъектов
политической деятельности. Это говорит
не только о том, что отдельные функции
способны осуществляться в более или менее
развитых формах, но и о том, что в ряде
случаев они могут приобретать противоположный
своему назначению характер (когда, к примеру,
жесткость конкуренции за власть может
десоциализировать человека, оттолкнув
его от активной политической жизни). Далее
мы увидим, какие качественные изменения
происходят с функциями политики в рамках
тоталитарных обществ, на поздних стадиях
развития современных индустриальных
государств, в переходных процессах, острых
кризисах государственной власти.
3. Структура политики
Выполнение политикой столь специфических
функций предполагает и наличие у нее
соответствующей внутренней структуры,
которая, собственно, и предопределяет
возможность исполнения ею перечисленных
задач. Эти структурные элементы в своей
совокупности обеспечивают формирование
политики как целостной и качественно
определенной области социальной жизни.
К несущим опорам политики относится прежде
всего ее политическая организация, которая
представляет собой совокупность институтов,
транслирующих властно значимые групповые
интересы в сферу полномочий государства
и поддерживающих конкуренцию их субъектов
в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные
политические движения, средства массовой
информации, профсоюзы и другие политические
ассоциации и объединения вкупе с представительными
и исполнительными органами государства
составляют этот организационный фундамент
политики.
Важнейшим элементом структуры политики
является и политическое сознание. В самом
общем виде оно характеризует зависимость
политического регулирования от разнообразных
программ, идеологий, утопий, мифов и других
идеальных образов и целей, которыми руководствуются
субъекты борьбы за власть. С этой точки
зрения политика предстает как общественный
механизм, специально приспособленный
для реализации разнообразных идейных
проектов.
Воплощенная (объективированная) часть
человеческих замыслов и представлений
существует в формах практической деятельности
людей, институтах, механизмах и процедурах
борьбы за власть, даже в архитектуре государственных
учреждений и прочих материализованных
формах. В то же время не выявленный мир
политического сознания «живет» в поле
публичной власти в виде ценностей, идеальных
побуждений, оценок, мотивов поведения
и т.д. С точки зрения зависимости от политического
сознания политика может быть представлена
как постоянный переход, преобразование
различных способов мышления из духовной
формы в материальную, и наоборот.
Еще одним структурным элементом выступают
политические отношения. Они фиксируют
специфические особенности деятельности,
направленной на государственную власть,
а также устойчивый характер взаимосвязей
общественных групп между собой и с институтами
власти. В этом смысле политические отношения
раскрывают специфические особенности
конкурентных связей, складывающихся
между всеми участниками «игры» за власть
и определяющих внутренний ритм существования
политики, как таковой. Например, политические
процессы могут формироваться в рамках
обостренной борьбы сторонников противоположных
целей или свидетельствовать об установлении
в обществе прочного консенсуса по основным
целям общественного развития. Не случайно
Дж. Сартори считал, что политика может
существовать либо в виде «войны», в которой
стороны не считаются со средствами достижения
целей и ведут борьбу на уничтожение, либо
в виде «торга», где свои позиции в государственной
власти конфликтующие стороны укрепляют
на основе сделок и договоров.
4. Субъекты политики
Субъекты политики - это индивиды, социальные
группы, слои, организации, участвующие
в процессе реализации государственной
власти. Специфическое взаимодействие,
возникающее между субъектами политики,
на основе выполняемых ими ролей и функций
составляет политический процесс. Иногда
его отождествляют с политикой.
Политическое отношение предполагает
как минимум двух субъектов. Под субъектом
всегда имеется в виду человек, наделенный
сознанием, познающий окружающий мир и
действующий в нем. В сфере политики человек
выступает как носитель политических
отношений, как «человек политический»,
наконец, как гражданин, наделенный определенными
правами и обязанностями. Как субъект
политических отношений человек выступает
в разных качествах, обращен к политике
различными своими гранями. Поэтому возникает
необходимость классификации субъектов
политики. Это можно сделать по разным
основаниям (признакам).
По количественному признаку политические
субъекты можно разделить на единичные
(отдельные граждане, иностранцы, лица
без гражданства и т.п.) и групповые. Под
последними имеются в виду большие, средние
и малые социальные группы: классы, этносы,
сословия, элиты, фракции и т.п.
По правовому признаку субъектов политики
делят на физических (граждане, политические
лидеры) и юридических лиц (общественно-политические
организации);
По направлениям политики ее носителей
можно классифицировать на субъектов
внутренней (граждане, руководители, партии)
и внешней политики (народы, государства,
его специализированные органы, межгосударственные
объединения).
Субъектов политики классифицируют также
по признаку первичности или вторичности
их политического участия. В этом случае
к первой группе отнесем граждан (с различным
политико-юридическим статусом) и такие
социальные общности, как классы, нации,
политические элиты, иные социальные группы.
Ко второй группе отойдут такие политические
институты, как государства, общественно-политические
организации и движения и межгосударственные
объединения.
Возможна классификация субъектов политики
и по другим признакам.
Субъект обычно неразрывно связан с понятием
объекта, под которым имеется в виду какой-то
предмет познания или деятельности человека,
окружающий его мир. Объектом политики
также выступает человек, социальные группы,
юридические лица, испытывающие властное
воздействие субъекта. Таким образом,
это соотносительные и иерархические
понятия. Между субъектами и объектами
политики возникают разнообразные отношения,
общим и главным содержанием которых выступает
власть.
Выделяют несколько видов субъектов политики:
а) непосредственные участники политической
жизни: государство, партии, общественные
организации и движения, лидеры; б) крупные
социальные группы и общности: классы,
сословия, межклассовые и внутриклассовые
группы; в) группы, концентрирующие в своих
руках основы власти, ее рычаги: политическая
элита и бюрократия - посредник между элитой
и остальным обществом.
По характеру и месту, занимаемому в общественной
структуре выделяются три группы субъектов
политики:
а) субъекты социального уровня: класс,
этнос, масса, группа, индивиды;
б) институциональные субъекты: государство,
политические партии, общественные организации,
парламент, президент, местная администрация
и т.д.;
в) функциональные субъекты: армия, религиозные
организации, средства массовой информации,
оппозиционные организации, малые группы,
общественные движения, международные
корпорации и так далее.
Некоторые политологи проводят дифференциацию
субъектов политики на первичные и вторичные.
И хотя не все исследователи берут на вооружение
данные понятия , такая дифференциация
позволяет выявить социальные корни партий,
движений, политической элиты. Интересы
социальных групп реализуются через вторичные
субъекты, они призваны защищать и отстаивать
интересы тех социальных общностей, на
базе которых сформированы.
Субъекты политической деятельности могут
быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные субъекты политической
деятельности. В России с принятием Конституции
1993 года все граждане Российской Федерации
названы субъектами политической деятельности,
ибо, в соответствии статьей 3 Конституции
РФ, носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
высшим непосредственным выражением власти
народа являются референдум и свободные
выборы. Граждане имеют право проводить
собрания, митинги и демонстрации, участвовать
в управлении делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей, избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления, участвовать в отправлении
правосудия. Граждане РФ имеют равный
доступ к государственной службе.
Таким образом, в настоящее время, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
все граждане включены в политическую
деятельность, то есть являются субъектами
политической деятельности.
Таким образом, можно рассматривать в
качестве субъекта политической деятельности
каждого гражданина РФ, а не только руководящие
кадры, представителей политической элиты
или профессиональных политиков (имея
в виду занятие политикой как вид профессиональной
деятельности). Субъектами политической
деятельности, так или иначе вовлекаясь
в нее, становятся все люди. При этом следует
разделять вольное и невольное, непосредственное
и опосредованное участие и, с психологической
точки зрения, сознательное и неосознанное.
В политической жизни общества человек
играет различные социальные роли. Так,
во-первых, в системе политических отношений
он предстает, с одной стороны, как субъект,
а с другой, – как объект политического
воздействия (руководства, господства,
управления и т.п.). В последнем случае
говорят об участии обычных (рядовых) граждан
в политике, об их политическом поведении.
Как подлинный субъект политики человек
действует в качестве парламентария, президента,
члена правительства, судьи и т.п. В этом
случае речь идет о профессиональной политической
деятельности, о функционировании человека
как политика. Эту деятельность обычно
именуют политической карьерой, под которой
понимают последовательное продвижение
по служебной лестнице. Научное или публицистическое
описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося
жизненного пути политика составляет
его политическую биографию.
Политические организации – это негосударственные
институты политической системы общества,
разновидность общественных объединений.
К ним относятся политические партии,
движения, ассоциации, союзы, народные
фронты, общества, клубы и т.п. Они являются
вторичными субъектами политики и юридическими
лицами. После государственных органов
это важнейшие институты политической
системы общества, через которые реализуются
ее функции. Структура политических организаций
непостоянна, изменчива. Граждане участвуют
в деятельности политической организации
либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно,
поддерживая ее материально, голосуя на
выборах за ее кандидатов и т.п.
Политические организации могут быть
классифицированы по различным основаниям.
Например, по организационному признаку
они подразделяются на формальные (фиксированное
членство, взносы, структура, программные
документы, нормативная регламентация
и т.д.) и неформальные, не имеющие таких
признаков. К формальным организациям
относятся политические партии, общества,
союзы, интернационалы и пр. к неформальным
– политические движения, народные фронты,
гражданские инициативы.
По идейно-политической ориентации рассматриваемые
организации обычно делят на левые и правые.
Первые выступают за прогрессивные изменения
в политике и других сферах жизнедеятельности
общества, вторые носят консервативный
или даже реакционный характер.
Важнейшей и наиболее распространенной
разновидностью политических организаций
являются политические партии.5. Политический процесс
Для характеристики политической системы
с точки зрения изменения ее самой и ее
элементов и используется понятие политического
процесса, под которым понимается вся
совокупность действий по обеспечению
формирования, изменения, преобразования
и функционирования политической системы.
Существуют следующие типы политических
процессов:
1. формирование органов политической
системы (институализация)
2. воспроизведение компонентов и признаков
политической системы в процессе ее функционирования;
3. принятие и исполнение политических
решений.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное
сочетание действий, направленных на обеспечение
стабильности, постоянства в политической
жизни и ее изменения, динамики, творчества.
Крайними позициями в отношении к политическим
процессам служат консерватизм, выражающийся
в том, что его сторонники видят основное
назначение политических процессов в
сохранении постоянства, неизменности
политической системы, воспринимают любую
ее трансформацию как нечто опасное и
нежелательное; и революционаризм, представляющий
политическую жизнь в качестве непрерывной
и крутой ломки форм ее организации.
Революция - это коренное, полное преобразование
структуры власти в обществе, радикальное
изменение его политической системы, открывающее
возможность значительных социально-экономических
преобразований. Принудительный характер
осуществляемых в обществе перемен, сопротивление
тех социальных сил, против которых они
направлены, делает практически неизбежным
большую роль насилия в любом революционном
процессе.
Реформа характеризуется постепенностью
намечаемых преобразований, а в ее программе
акцент делается не на обеспечение полноты,
радикальности и всесторонности их, а
на доведение до конца, и этому придается
ключевое значение. Считается, что такие
изменения как бы вытягивают за собой
цепь всех остальных социальных перемен.
Большое значение при этом придается обеспечению
всеобщей поддержки перемен, достижению
согласия в обществе относительно их проведения,
т. к. считается, что по крайней мере в первых
шагах реформы заинтересовано все общество.
Последствия и размах политических, социальных
преобразований, наступающих в ходе реформы,
может быть таким, как и в революции, в
которую они, кстати, очень часто перерастают,
но ее существенное отличие от революции
- в поэтапности изменений, наличии промежуточных
звеньев в преобразовательном процессе.
Бунт - массовое действие, имеющее очень
высокую степень интенсивности, активности
его участников, но еще больше ограниченного
временем протекания, причиной его вызвавшей.
Бунт - это почти всегда ответная реакция
на какие-либо экстраординарные действия
представителей господствующих политических
групп, государственных органов. Лозунги,
выдвигаемые в бунте, или слишком глобальны,
неконкретны, или чрезвычайно заземлены.
Мятеж по степени интенсивности эмоциональной
напряженности близок к бунту, но в отличие
от него имеет еще более ограниченное
число участников. Мятеж возникает как
результат продуманной, целенаправленной
подготовки определенной группы лиц. Он
носит вооруженный характер, ставка здесь
делается на военную силу, и костяк мятежников
обычно составляет армия, но с присоединением
к его инициаторам более широкого состава
участников он быстро теряет качество
организованного, целенаправленного действия,
приобретая качества бунта.
Политическая кампания - это система действий,
рассчитанная на достижение определенной
цели, обычно в качестве таких целей в
политике бывают изменения структуры
власти в обществе, перераспределение
политических полномочий , формирование
органов власти, достижение тех или иных
национальных приоритетов. Поскольку
политическая кампания - это система именно
коллективных действий, то ее успех в значительной
степени зависит от степени поддержки
выдвигаемых в ходе нее целей как можно
большим количеством людей. Зримыми проявлениями
поддержки могут быть количество членов
организации или политического движения,
регулярность выполнения гражданами своих
обязанностей, число голосующих за политическую
партию, кандидата на выборах.
Существуют два основных типа политических
процессов: когда воздействие на политическую
власть осуществляется через представительные
органы, которые функционируют в рамках
самой политической системы, и через непосредственное
влияние граждан на органы политической
системы.
Митинг - собрание людей с неограниченным
составом участников, посвященное обсуждению
той или иной проблемы. Несмотря на внешние
признаки спонтанности и в какой-то степени
анархичности и неуправляемости, митинг
- это акция, имеющая достаточно выраженные
тенденции протекания, учет которых позволяет
контролировать и направлять его ход.
Демонстрация - массовое шествие сторонников
определенной идеи, требования, выражение
поддержки или протеста против той или
иной акции политической власти.
Забастовка - прекращение работы с целью
политического заявления, предъявления
и настаивания на принятии определенных
требований. Это акция требующая для обеспечения
своей эффективности высокого уровня
организации, четкого определения целей,
средств возможной компенсации нежелательного
урона жертвам забастовочного действия.
Заключение
Политика - широкое социальное явление,
охватывающие своим влиянием все стороны
общественной жизни. Это самый широкий
субъект политической жизни людей.
Конкретные пути эволюции политической
системы различны в разные эпохи и в разных
обществах. Однако принцип ее пространственно-временных
изменений постоянен. Такими же инвариантными
являются принципы ее организации, или
принципы политической организации общества.
Политическая система в каждый данный
момент или период ее истории предстает
как конкретная политическая ситуация,
относительно протяженная во времени
и стабильная. От состояния общественных
отношений, уровня развития общества зависит,
будет ли эта ситуация статичной или подвижной,
а, следовательно, будет ли динамичной
и сама политическая система или нет. Динамизм
политической системы отличен от нестабильности,
он определяет способность системы развиваться,
адаптироваться к изменениям в обществе
и его внешнем окружении, в смешанных организационных
системах и реагировать на эти изменения.
Жесткие статичные системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию
общества, вступать с ним в конфликт, прибегать
к насилию и выживать, в конечном счете,
за счет общества. В древности, в отдельных
регионах, подобные стабильные системы
(деспотичного азиатского типа, связанные
с так называемым азиатским способом производства)
существовали неограниченно долго и разрушались
главным образом в результате нашествий
извне и гибели государства. В Новое время
срок жизни таких систем, как правило,
очень ограничен и завершается общественными
и политическими кризисами, революциями
или глубокими реформами. Ускорение исторического
процесса и глубокие преобразования материальной
и духовной жизни современного человечества
привели к образованию нового динамичного
типа политической организации общества,
с более свободными отношениями между
частями и элементами политической системы,
между государством и обществом, с развитым
социальным контролем политической жизни
и регулярно действующими правовыми, политическими
и культурными механизмами общественных
преобразований. Динамическая стабилизация
таких систем обеспечивает им большую
жизнеспособность и долговечность.
Список литературы
1. Авакян. С. А. Практика Российской государственности.
Вестник МГУ, Сер. 18 2007 №1
2. Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политика.
Власть. Очерки современной философии
Запада. М., Наука 2005
3. Амелин В. Н.. Политика. Социально-Политические
науки. 2001. №2.
4. Байтин. М. И. Государство и Политическая
Власть. Саратов, 2002.
5. Барнс. Б. Политология вчера и сегодня.
М., 2000
6. Дегтярёв А. А. Политика. Полис: Политические
Исследования 2006г. №3
7. Дмитриев. Ю. А. Государство и право 2004
№7
8. Ильин В. В.. Власть. Вестник МГУ, Сер12.,
Социально-Политические Исследования.,2002.№3
9. Исаев. И. А. История государства и права
Росси. М., 2004
10. Краснов. Б. И. Социально-политический
журнал. 2004. №7-8
11. Подорога. В. А. Власть И Познание. Политика.
Очерки Современной Философии Запада.
М.Наука.2005.