Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:05, доклад
К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка» и маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потеряннымдесятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.
К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка» и маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потеряннымдесятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.
Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» классовая борьба еще больше обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.
Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах - заместителя Председателя ЦК
КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНР. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.
Базисом для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», который преследовал цель преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Политика «четырех модернизаций» отражала материальное содержание реформы. Суть идейно-политической линии представляли «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна.
На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.
Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и политика «открытости». Реформы были направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А политика «открытости» была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая. «Нынешний мир - мир широких сношений, - говорил Дэн Сяопин в 1984 г., - Китай в прошлом был отсталым именно из-за своей замкнутости. После образования КНР нас блокировали, но в известной мере мы и сами держались замкнуто... Опыт, накопленный за 30 с лишним лет, свидетельствует о том, что вести строительство при закрытых дверях нельзя - не добьешься развития». Наряду с развивающимися рыночными отношениями «открытость» страны является важнейшей составляющей новой экономической (и шире - социальной) политики руководителей КПК. И понимание прочной связи возможностей модернизации Китая с его «открытием», с его включением в глобальные процессы материального и духовного развития всего мира - огромная заслуга нового руководства КПК и лично Дэн Сяопина, выступивших против одной из самых стойких китайских (и шире - тоталитарных) традиций.
Процесс реформ был охарактеризован их «главным архитектором» как «вторая революция» после 1949 г., но революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования», а не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса. Он рассматривал реформу как своеобразное продолжение революции в новых условиях. Если революция раскрепощает производительные силы страны при переходе к социализму, то реформа это делает уже в рамках самого социализма.
С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской специфико. Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотных земель и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.
Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путем модернизации стал ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть главная производительная сила.
Лишь после создания необходимых политических условий, Дэн Сяопину удалось приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.
КПК как правящей партии и как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, уделялось особое место и в реформировании политической системы, и в целом в процессе модернизации, без чего не представлялось возможным успешное проведение курса социалистической модернизации. В этой связи вопросы укрепления партийной дисциплины, партийного строительства и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Огромное значение в реформировании политической системы придавалось превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона», то есть разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь.
Развитие и укрепление существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширение их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощение и сокращение управленческого аппарата, четкое разделение полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д. явились содержанием реформы политической системы.
На III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. руководством КПК во главе с Дэн Сяопином был совершен теоретический «прорыв», объявивший о соединении рыночной экономики с социализмом.
Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы. Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т. е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.
Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок -лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.
На XV съезде КПК в 1997 г. в устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она была объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой. И уже на этом на съезде Цзян Цзэминь в своем выступлении призвал поддерживать развитие индивидуального и частного капитала, который рассматривается в качестве важной составляющей части социалистической рыночной экономики.
Последующие и нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям Дэн Сяопина, но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители КПК стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ открытости».
Информация о работе Роль политических реформ Ден Сяопина в КНР