Научное понимание
марксистской концепции - это реализация
его действительного, а не мифологизированного,
теоретико-методологического арсенала
и одновременно критическое переосмысление
его в соответствии с историческим опытом
и достижениями политологической мысли.
Принципиально важно при этом учитывать,
что марксистская концепция - продукт
своего исторического времени, отражение
определённого этапа политического развития
в Европе. Только те положения имеют сегодня
научную ценность, которые подтверждены
исторической практикой. Не более того.
Обращаясь к марксизму
как методу анализа социальной реальности,
надо также отметить в виду важность разграничения
в марксизме теоретических взглядов и
политической доктрины. Ещё в начале века
на этот вопрос обратил внимание Э. Бернштейн,
подчёркнувший ошибочность сведения теории
социализма к политической доктрине. Теория,
отмечал он, объясняет идею социализма,
характеризует его как некую модель будущего
общества. Политическая доктрина - это
интерпретация теоретической идеи с точки
зрения цели политической борьбы социал-демократии
и путей её достижения. Научная теория
всегда открыта для поиска новых взглядов,
подходов и решений. Социально-политические
доктрины всегда имеют вид законченных
систем; они подчинены «диктату определённых
целей и политических мотивов».
Не будет ошибкой сказать,
что для советской литературы многие годы
было правилом именно то, против чего возражал
немецкий социалист: отождествление марксизма
как теории с революционной политической
доктриной. С той именно доктриной, которая
была положена в основу деятельности Коммунистической
партии.
Такой подход к марксизму
был заложен лидерами большинства. Л. Троцкий
в своё время писал, что метод Маркса служит
«преимущественно, почти исключительно,
для политических целей».
К чему привело безоговорочное
сведение научно-теоретической стороны
марксизма к его политическому аспекту,
известно. Политизированный марксизм
в конечном счёте превратился в инструмент
коммунистической апологетики.
Теперь о существе
концепции политики, составляющей сердцевину
марксистского анализа. Центральная идея
марксизма - обоснование социально-экономической
детерминации политической жизни сферы
общества. Она конкретизирована в положениях
о классовой природе государства, политической
власти партий. В одной из своих ранних
работ «К критике гегелевской философии
права» Маркс подчёркивал зависимость
государства от гражданского общества как
феномена реальной социальной жизни людей.
Политическое государство есть абстракция
от гражданского общества - классов, сословий,
форм организации семьи, материальных
жизненных отношений. Политическая жизнь
- абстракция от гражданской жизни. Государство
определялось Марксом как политическое
бытие гражданского общества. Эти положения
не потеряли своей научной значимости
и могут рассматриваться в качестве элемента
метода анализа политической реальности.
Как известно, доминирующей
идеей марксизма является обоснование
и раскрытие классово-экономической основы
политической власти, её институтов. Политическая
власть, по Марксу, есть лишь порождение
экономической власти; класс, которому
принадлежит экономическая власть, неизбежно
завоюет и политическую власть. В марксистских
теоретических работах раскрывается прямая
связь политического с противоречиями
между материальными интересами классов
и внутриклассовых групп. Причём на первый
план ставятся большие интересы. Именно
с ними сопрягается понятие политики.
Политика есть не то что иное, как отношение
классов, связанное с интеграцией общих
интересов, с их защитой и реализацией.
По Марксу, политическое движение - это
движение класса, стремящегося осуществить
свои интересы в общей форме. Общеклассовые
интересы суть интересы политические.
Идея о классовом характере государства
и целом политики была отправной для В.И.
Ленина и всех марксистских теоретиков.
Политика «есть область отношений всех
классов и слоёв к государству и правительству,
область взаимоотношений между всеми
классами».
Идея относительной
самостоятельности политики позволяет
прояснить некоторые проблемы современного
мирового политического процесса. Например,
тот факт, что на одном и том же типе экономического
базиса (например, капиталистического)
существуют и развиваются разнообразные
формы политического устройства общества.
Или, - что у одинаковых по своей социальной
базе политических партий может существенно
различаться политическая стратегия и
тем более тактика.
Эта идея - ключ к обоснованию
границ свободы государства по отношению
к экономической системе, что составляет
необходимое условие осуществления им
своих функций.
Определение современного
правового, демократического государства,
в частности, в доктрине социал-демократов,
увязано с признанием его относительной
автономии в обществе. С точки зрение раскрытия
сущности марксистской концепции, актуален
вопрос о соотношении политики и насилия.
Здесь не рассматривается практическая
сторона, а имеется в виду лишь теоретико-методологический
аспект.
Таким образом, социально-классовый,
классово-экономический подход в анализе
политики - основополагающий для марксистского
метода. Он не разделялся многими политическими
мыслителями - современниками Маркса,
не является общепризнанным в политологии
и в настоящее время.
Поскольку в работах
классиков марксизма первоисточником
политического насилия рассматривается
эксплуататорское буржуазное государство,
то и борьба за его свержение признаётся
основным вопросом революции. Отсюда приоритетность
насильственных методов борьбы. Преувеличенные
роли насилия в борьбе против старого
мира, переросшее в широкомасштабный террор
(что связано со сталинщиной, маоизмом
и т.д.), объясняется другими социально-историческими
условиями революций, а не теоретическими
принципами марксизма.
Итак, марксистский
метод анализа политики основывается
на признании её детерминированности
классовыми социально-экономическими
отношениями, противоречиями и конфликтами
и вместе с тем - относительной самостоятельности
политики. Этот постулат материалистической
концепции не охватывает всего многообразия
факторов, влияющих на политические процессы
и структуры, и поэтому не может быть признан
исчерпывающим в анализе. Однако он отражает
глубинную сторону в общественно-политических
связях и составляет суть субстанционалистской концепции
политики. Последняя не только не исключает,
а напротив, предполагает такое дополнение,
как объяснение политике через взаимодействие
различных связей и выявление сложного
переплетения многочисленных нюансов
влияния. Эта концепция в литературе названа
«взаимовлияющей». Она реализуется в функциональном
и системном типах анализа.
Подчёркивая значение
материалистической концепции анализа
политики, следует напомнить, что её создатели
не оставили науке единое, законченное
целостное учение о политической жизни
общества. В их взглядах, как уже говорилось,
абсолютизировался классовый подход,
содержались и некоторые другие положения,
не подтвердившиеся исторической практикой.
Главное же в том, что марксизм даёт исходную
теорию анализа глобального общественно-политического
процесса. Это суждение французского философа
Альтюссера едва ли вызовет возражение
у тех, кто к политической теории марксизма
подходит с научных позиций.
2 Предмет, функции,
основные методы политологии
2.1 Политика и
политология
Политика - довольно
сложное явление, определить её сущность
и выявить её содержание не так-то просто.
До сих пор нет общепринятого определения,
понятия политики. Можно встретить десятки
разных вариантов. Политика - означает
государственные и общественные дела,
сферу для деятельности, связанную с властными
отношениями. Можно указать следующие
наиболее существенные свойства политики:
1) Она содержит в себе
динамичное, деятельное начало. Прежде
всего она выступает как политическая
деятельность, направленная на удовлетворение
политических потребностей и интересов
тех или иных социальных субъектов;
2) Политика заключает
в себе, как правило, две стороны: объективную
и субъективную:
Объективная сторона
политики - это не зависящее от сознания
людей условия их политической деятельности.
Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций,
точек зрения, имеющих политический характер,
- это субъективная сторона политики -
политическое сознание. В зависимости
от специфики отражения в нём политических
процессов выделяются политическая идеология
и политическая психология. По уровню
отражения политической реальности политическое
сознание может быть теоретическим и обыденным
по направленности - демократическим,
авторитарным, лояльным, бунтарским и
т.д.
Выделяются также массовое
и специализированное политическое сознание.
Политика - это сфера
деятельности, предполагающая отношения
между большими и малыми группами и политическими
партиями. Стремясь удовлетворить свои
интересы, они вступают между собой в политические
отношения по поводу политической власти,
политических прав и свобод. В рамках данных
отношений проявляются политические интересы
классов, наций, социальных групп, политических
партий и отдельных личностей. Политические
отношения требуют регулирования. Без
этого невозможно обеспечить стабильность
и устойчивое развитие политических процессов
и общества в целом.
Одна из существенных
характеристик политики - это деятельность
субъектов политики, осуществляемая либо
с целью удержания и упрочнения политической
власти, либо с целью овладения ею теми
или иными способами, либо, наконец, с целью
приобретения права на участие на ряду
с другими субъектами в осуществлении
власти, приобретения властных полномочий.
Главное для субъектов политики - это овладение
в той или иной степени политической властью,
приобретение права на участие в работе
властных структур и осуществление таким
образом властных полномочий.
Совершенно очевидно,
что содержание политики сказанным выше
не исчерпывается. Повседневная практика
и исторический опыт свидетельствуют,
что политика активно вторгается в разные
сферы жизнедеятельности общества - в
экономику, культуру, демографическую
и социальные сферы, экологию и т.д. Однако
деятельность в этих сферах жизни общества
приобретает политический характер (становится
политической) в том случае, если в неё
включается государство как основной
субъект этой деятельности или же как
партнёр, к которому направлены устремления
субъекта, стремящегося привлечь государство
и его структуры к решению проблем, возникающих
в данной сфере общественной жизни. Достижение
цели, которую ставит перед собой такой
субъект, может приобрести общественно-политическое
значение.
В современных условиях
роль и значение политических факторов
в жизни общества значительно возросли.
Эти факторы оказывают значительное влияние
на функционирование общества. Сегодня
нет человека, находящегося вне воздействия
политики. Она является своеобразным регулятором
его действий и поступков, осуществляемых
в различных сферах жизни.
Изложенное выше, предполагает
достаточно широкое толкование политики
- это реализация отношений власти, отношений,
связанных с осуществлением гражданских
прав и свобод, система отношений, направленных
на обеспечение целостности общества
и его стабильности.
Как уже отмечено выше,
политика не безлика, в неё вовлечены участники
политической жизни общества - субъекты
политики. Это участники политического
процесса, способные действовать свободно
и самостоятельно. У них есть свои потребности
интересы, осознаваемые ими. Это позволяет
субъектам политики реалистично оценивать
происходящее в обществе, политике, определять
цели своих действий, выбирать средства
их достижений.
Выделяются такие постоянно
действующие на политической арене субъекты
политики, как государство, классы, политические
партии, нации, общественные организации
и движения, политические лидеры. Их влияние
и активность на политические процессы
различны. Но все они пытаются осуществить
свои интересы и несут ответственность
за свою деятельность. К субъектам политики
относятся и такие специфические образования,
как элиты и бюрократы. Нередко именно
они вырабатывают и принимают решения
по важнейшим вопросам политической жизни
общества и государства, концентрируя
в своих руках немалую власть. Сила и влияние
этих субъектов в том, что они являются
устойчивыми социальными группами со
своими интересами, противостоящими интересам
других социальных групп.
Политическая элита
- это сравнительно немногочисленная и
сплочённая группа лиц, концентрирующая
в своих руках власть путём монополизации
права принимать решение, отдавать приказы,
определять цели и стратегию политического
развития. Посредником между элитой и
остальным обществом выступает бюрократия,
которая образует аппарат политических
организаций, ядро государственных структур;
она исполнитель воли элиты и непосредственно
взаимодействует с населением.
Активно воздействуя
на все сферы общественной жизни, политика
при этом испытывает на себе их влияние.
В зависимости от объектов политического
регулирования выделяют следующие основные
направления: экономическая политика,
социальная, демографическая, национальная,
аграрная, научно-техническая, культурная,
военная, экологическая, геополитика и
др.
Выделяют также внутреннюю
и внешнюю политику государства.
Политика изучается
системой политических наук, среди них:
политология, теория государства и права,
политическая философия, политическая
экономия, политическая история, политическая
социология. В этом ряду политология занимает
особое место. Она выступает как своего
рода интегральная дисциплина, изучающая
политику во всех её проявлениях и в тоже
время как методологическая база развития
других политических наук. Политология
обобщает и систематизирует политические
знания, анализирует закономерности становления,
функционирования и развития политической
жизни общества и прежде всего политической
власти.
Политология функционирует
и развивается на двух уровнях - теоретическом
и прикладном.
Теоретическая политология изучает
сущность политики, её природу, значение
для человека и общества, политические
взаимоотношения между классами, нациями
и государствами, а также между личностью,
обществом и государством. Она выявляет
и исследует закономерности, обусловливающие
развитие политической жизни общества,
отдельных политических процессов, явлений,
событий. Эти закономерности действуют
как законы-тенденции и нередко трактуются
как политические. В их числе можно назвать
закономерности: