Роль политики и государства в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:31, творческая работа

Описание работы

Цель: показать необходимость политики в жизни общества на различных этапах развития.

Задачи:
1. узнать, что такое политика и государство, определить их функции;
2.выяснить, что думали мыслители прошлого о политике и государстве в разные исторические периоды;

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2. Роль политики и государства в современном обществе……………...4
2.2. Мыслители Древнего мира о политике и государстве…………...... 5
2.3. Мыслители средневековья о политике и государстве........................7
2.4. Мыслители нового времени о политике и государстве......................8 3.Заключение.......................................................................................................10
4.Список использованных источников.........................................................11

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 26.98 Кб (Скачать файл)

     

                                                        Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………3

2. Роль  политики и государства в современном  обществе……………...4

2.2. Мыслители Древнего мира о политике и государстве…………...... 5

2.3. Мыслители средневековья о политике и государстве........................7

2.4. Мыслители нового времени о политике  и государстве......................8 3.Заключение.......................................................................................................10

4.Список  использованных источников.........................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                                 Введение

В настоящее время существует две  противоположные точки зрения о сущности и назначении политики — как к «грязному» занятию  негодяев и, наоборот, как самой «благородной» деятельности, доступной лишь людям высокой нравственности. Такое отношение к политике имеет длительную традицию. Политические учения прошли многовековой путь развития, являясь основой представлений о государстве. Уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство как создание человеческого искусства подчиненное общественным потребностям. В Античном мире зарождались теоретические основы взглядов на государство как на нечто сверхъестественное.

 

  Цель: показать  необходимость политики в жизни общества на различных этапах  развития.

     

Задачи:

1. узнать, что такое политика  и государство,  определить их  функции;

2.выяснить, что думали мыслители прошлого  о политике и государстве в  разные исторические периоды;

3. проследить  эволюцию  политической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

             1. Роль политики и государства в жизни общества.

 На  современном этапе  развития общества  роль политики  все возрастает. Все  взрослые, дееспособные граждане через   различные механизмы избирательного  процесса участвуют в формировании  органов власти, осуществлении управления  государством, распределении материальных и духовных ценностей.

 Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между  классами, нациями и др. социальными  группами, ядром которой является  проблема завоевания, удержания  и использования государственной  власти. А  государство – политическая  форма организации общества, основанная  на публичной власти, централизованном  управлении обществом и монополии  на применение силы принуждения.

 Политика  и государство выполняют различные  функции:

Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев  общества.

Рационализация возникающих  в обществе противоречий.

Руководство и управление общественными процессами в интересах  тех или иных групп или общества в целом.

Интеграция различных  социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого.

Политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

Различают внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции - это  основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся:

 

 1. Экономическая функция - установление налогов, выдача кредитов, инвестиций, определение льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни и т. д.

2. Политическая функция- гармонизация интересов различных социальных групп. 3. Социальная функция- обеспечение условий жизни для всех членов общества.

 

     4. Правоохранительная  функция - обеспечение точного  и полного выполнения положений законодательства.

5. Экологическая функция.

Внешние функции - это основные направления  его деятельности на международной  арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование  государства в  современном мире. Такими функциями  являются: функция обороны, дипломатическая функция (способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами),  поддержка мирового правопорядка (политическое сотрудничество государств с целью избегания глобальных вооруженных конфликтов), внешнеэкономическая функция (развитие взаимовыгодного сотрудничества государств), культурная  (сотрудничество между странами  на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО), сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

 

     Исходя  из  этого, можно сделать вывод   о том, что политика и государство   играют большую роль в жизни  общества. Однако, современное понимание политики и государства прошло длительный этап эволюции.

 

     2. Мыслители  Древнего  мира о политике  и государстве.

 История политической  мысли  уходит  в  глубокую  древность. Ученые связывают появление  термина «политика» с социально-экономической  и политической организацией  в Древней Греции - полисом (polis), т.е. городом-государством. Государственные и общественные дела в нем именовались «политикой». Именно в это время появилась идея о том, что политика — это прежде всего «искусство управления людьми», что она является «самой главной из всех наук и искусств»,  т. к. обеспечивает «высшее благо» граждан полиса. Мнения античных философов в достижении этой цели расходились.

Так основным принципом идеального  государственного  устройства для  Платона       является  справедливость, которая формируется  в душе индивида. Овладеть искусством осуществления справедливости могут  лишь исключительные люди. Поэтому  и управлять государством, осуществлять политическую деятельность - удел избранных, способных превзойти своих граждан  добродетелями, умом, моральными качествами. В государстве Платона необходимые  для общества в  целом  функции  и виды работы разделены между  специальными разрядами его граждан, но  в  целом образуют гармоническое сочетание.2 B идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Образом идеального государственного строя для Платона послужили патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др. Платон устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии.

Так же, Платон высказывает  своё  мнение о политике. Он был  первооткрывателем в сфере философского осмысления широкого комплекса политико-правовых проблем. Платон говорил, что истинная политика заключается в том, чтобы  просто улучшать граждан в государстве  путем воспитания.

Сущность  политики так  же раскрывает Аристотель через ее цель, а она, по мнению философа, самая  высокая - воспитательная и состоит  в том, чтобы придать гражданам  хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе  говоря, «цель политики - справедливое, общее благо». Поэтому политик  должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего указанной цели, политического  устройства. В политической деятельности не должно быть места корысти, эгоистическому расчету, властолюбию. Людям, не обладающим высокими моральными качествами, нет  места на верхних ярусах политической власти. Вот почему, по мнению Аристотеля, функции власти по самой природе  недоступны для раба и для женщины. Склонность к властвованию и подчинению — качество врожденное, биологически предопределенное. Индивид, обладающий ущербными качествами, не имеет права  заниматься политикой. Так же Аристотель говорил и о государстве. Он подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует  много форм государства с различными политическими устройствами. «Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое  государство представляет собою  некоторую форму общежития». Но общежитие  — это род, государство лишь один, хотя и главный вид общежития; «государство есть форма общежития  граждан, пользующихся известным политическим устройством».

Схожая  точка зрения была и в Китае. Так  Конфуций (551-479 гг. до н.э.) предполагал, что только идеальный  по своим  моральным качествам  человек  должен управлять государством.1 При этом он наделял его такими качествами как сыновья почтительность, братская любовь. Последователи Конфуция утверждали, что смысл и цель государственной политики состоят в том, чтобы воплощать этические принципы их учителя в жизнь.

В рамках идей Конфуция сформировался  взгляд на семью как на модель государства. Подданные рассматривались как  дети, а правитель наделялся качествами и функциями отца, который обязан заботиться о благосостоянии своих  подданных, наставлять и воспитывать  их. В китайском языке слово  «государство» состоит из двух иероглифов - «го» (государство) и «цзя» (семья). Идеи о государстве как о семье были характерны не только для Китая, оно распространится в эпоху средневековья в Европе.

В это же время в Китае  существовало еще одно течение политической мысли, которое отрицало патриархальную концепцию политики, государственности  как инструментов обеспечения «всеобщего блага». Не интересы подданных, а интересы правителя призвано блюсти государство. Народ — средство в руках государя, а не цель его политики. Эта теория получила называние «фацзя» («а» - закон, «цзя» - школа), а сторонники этой теории — легистов. Основателем этого направления был современник Платона Шан Ян (427-347 гг. до н.э.). Он считал, что «слабый народ — значит сильное государство, сильное государство — значит слабый народ.

Таким образом, уже в Древнем  мире можно проследить мысль, что  в основе морали лежит материальный и политический интерес наиболее влиятельных групп и индивидов. В последствии теории этих мыслителей оказали большое влияние на политическую и государственную жизнь общества.

 

     3. Мыслители средневековья о политике и государстве.

Следует отметить, что именно в средневековый  период обозначился  переход от древней  политической культуры к средневековой. В этот период мысль о государстве и политике развивали такие мыслители как Августин и Фома Аквинский.1

Августин (354-430 гг.), живший на стыке двух миров, Древнего и средневекового, разрабатывал свою социально-религиозную  и политическую концепцию в условиях, с одной  стороны, возрастающего  авторитета христианства, и с другой стороны, ослабления и распада государственной  власти. Августин ставит вопрос о соотношении  двух властей (власти светской и власти церковной), «двух царств» - божьего  и земного и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти, поставить государство под  контроль христианской церкви, объясняя это следующим образом: человеческое общество — разбойничьи стаи, где  главный закон — насилие. Спасение людей — в приобщении к «божьему граду», к церкви. Его взглядов придерживается и Фома Аквинский (1225-1274), утверждая, что государственная власть происходит от бога. Поэтому она должна быть подчинена духовной власти.  Он хотел усилить веру, установив церковную власть.

 В отличие от Августина  Блаженного, говорившего, что государство  это  наказание за первородный  грех, Фома Аквинский говорит,  что человек по своей природе  есть «животное общественное  и политическое». В людях изначально  заложены стремление объединяться  и жить в государстве, ибо  индивид в одиночку не может  удовлетворить свои потребности.  По этой естественной причине  и возникают политические общности (государства). Аквинский утверждает, что государство - это природная  необходимость человека жить  в обществе.

 Таким образом, несмотря  на небольшие разногласия   Фомы Аквинского и Августина,  они  выступают за главную  роль церкви в жизни государства  и в политике.

 

     4. Мыслители нового  времени о политике  и государстве.

 Одно  из самых ярких  имен Нового времени - итальянец  Николло Макиавелли.2 Знаменитое его положение - «цель оправдывает средства» - следует понимать именно как попытку выстроить приоритеты в деятельности политического лидера, подчинить всю эту деятельность не аморальной цели, а напротив - высшему благу, которое он связывал с «безопасностью государства». «Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно задаваться только одним вопросом - спасет ли принятое решение жизнь и свободу государства?

 С точки зрения теории  режимов, важно сопоставить методологию  Томаса Гоббса и Джона Локка.

Если  Гоббс был сторонником  государственного абсолютизма, то Локка  следует рассматривать  как теоретика  политических систем либерального типа. Гоббс рассматривал человека как  существо глубоко эгоистическое, обуреваемое  страхом, жадностью и честолюбием. «Человек человеку - волк», а если это  справедливо, то состояние «войны всех против всех» следует считать  для человеческого сообщества неизбежным. И потому правителю следует жестко, используя силу и незыблемость своих  прав, насаждать в обществе порядок, «гражданские законы» - это единственный способ избежать всеобщей анархии и  войны. Конечно, полагал Гоббс, существуют и «естественные законы» (Гоббс  насчитывает их до 19-ти), действие которых  связано с инстинктом сообщества к самосохранению.

Для Локка основным понятием выступает  «общественный договор», заключаемый  между государством и народом  во взаимных интересах. Он утверждает, что государство является опекуном над народом, т.к. выполняет  его  интересы. Ни о каких интересах  опекуна не может быть и речи. Государство обладает лишь обязанностями  и лишено всяких прав; оно выполняет  только служебные функции. «Народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат порученному  им делу, ибо вся власть, данная опекуну- закону, ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, опеку необходимо отобрать и вернуть тому, кто дал ее и может вручить другим, более достойным доверия, по его мнению».

Информация о работе Роль политики и государства в современном обществе