Роль средств массовой информации и церкви в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия политической системы, ее структуры и функции, типы политических систем, а так же роль средств массовой информации и церкви в политике.
Приступая к изучению данной темы были поставлены следующие задачи:- изучить понятие политической системы,ее системный подход к изучению политической жизни;
- рассмотреть структуру и финкции политической системы;
- проанализировать роль средств массовой информации и церкви в политике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни…………………………. …….4
2. Структура и функции политической системы……….10
3. Роль средств массовой информации и церкви в политике…………………………………………………………………..11
4. Типы политических систем…………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………25

Файлы: 1 файл

контрольная работа по политологии.docx

— 48.23 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение………………………………………………………………….3

1.    Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической  жизни…………………………. …….4

2.   Структура и функции политической  системы……….10

3.   Роль средств массовой информации и церкви в политике…………………………………………………………………..11

4.   Типы политических систем…………………………………...16

Заключение……………………………………………………………….24

 Список литературы……………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Целью данной работы является изучение понятия политической системы, ее структуры и функции, типы политических систем, а так же  роль средств массовой информации и церкви в политике.

Приступая к изучению данной темы были поставлены следующие задачи:- изучить понятие политической системы,ее системный подход к изучению политической жизни;

  - рассмотреть структуру  и финкции политической системы;

  - проанализировать роль  средств массовой информации  и церкви в политике.

Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное на различные стороны жизни общества.  Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий.

 

 

 

 

Понятие политической системы. Системный подход к изучению  политической  жизни

 

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из  остальной  части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей  средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую  систему  составляют  многие  подсистемы,   структуры и  процессы,  она   взаимодействует   с   другими   подсистемами:   социальной, экономической, идеологической, культурной,  правовой.  Пределы  политической системы  определяются  границами,  в  рамках  которых  политические  решения данной системы обязательны и реально исполняются. В  случае  законодательной системы речь идет о действии закона на  определенной  территории,  в  случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае  политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение  понятие  «политическая система» получило лишь в середине XX  в.,  что  порождено  логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни  с системных позиций. Политологи  разработали  несколько  моделей,  позволяющих наглядно  представить  и  понять   функционирование   политических   систем.

Рассмотрим две из них, составляющие  основу  теории  политических  систем  - американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

 Д.  Истой   в   работах   «Политическая   система»   (1953),   «Предел

политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни»  (1965) изложил основу анализа  любой  политической  системы  какой-либо  страны,  а также  составляющих  эту  систему  подсистем:   парламента,   правительства, местного самоуправления, политической партии,  общественной  ассоциации.  По Д. Истону политическая система  -  это  саморегулирующийся  и  развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на  который  извне  поступают  импульсы  в  форме требований (конструктивных и  деструктивных)  и  поддержки  (или  протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде,  так  и внутри самой системы Поддержка может выражаться в выплате  налогов,  военной службе, соблюдении законов, участии  в  голосовании,  лояльном  отношении  к государственной  власти  и  ее  символам.   Независимо   от   места   своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической  системы и должны учитываться  ею  в  соответствующих  структурах  и  при  соблюдении  определенных процедур. Например, требование индексировать  заработную  плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации - результат функционирования политической  системы  - осуществляется в  виде  решений  и  политических  действий.  Эти  решения  и действия,  так  или  иначе  оказывают  воздействие   на   окружающую   среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения  и  действия соответствуют  ожиданиям  и  требованиям  многочисленных  слоев,   и   групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы.  В  случае  полного или частичного несоответствия ожиданиям  политические  решения  могут  иметь негативные последствия, породить новые  требования,  что  может  привести  к частичному или  полному  кризису  политической  системы.  В  этом  случае  в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования  занимают  важное   место   в   разнообразной   информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и  интересах людей.  Истон  разделил  их  на  распределительные  (о  зарплате  и  рабочем времени, об условиях получения  образования,  услугах),  регулировочные  об обеспечении  общественной  безопасности,  контроле  над  рынком  и  т.  п.), коммуникативные (о предоставлении политической  информации,  о  демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой, она подвержена  многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.  Если  такое  воздействие  слабое, тогда политическая система не  имеет  достаточной  информации  для  принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть  сильным,  но односторонним, и тогда система принимает  решение  в  интересах  какого-либо одного  слоя,  а  это  также  может  дестабилизировать  ситуацию.   Наконец, воздействие может  быть  настолько  сильным,  что  происходит  перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия  политической  системы,  по  Истону,  обусловлены  ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она  состоит  в обязательном представлении политических решений, авторитарном  распределении и обеспечении  принятия  их  населением.  Политическое  решение  и  является формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую  систему  как множество   взаимодействий,   поведений,   как   государственных,   так    и не государственных, которые необходимо исследовать.  Он  отмечает,  что  любая политическая система имеет свою собственную  структуру,  многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и  те  же  функции  и  смешаны  в культурном  смысле.  Важной  особенностью   является   многофункциональность системы.  В  частности,  несмотря  на  провозглашенный  принцип   разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в  разных  системах  неразделимы. Например, вмешательство  парламента  в  текущую  политику,  законотворческая  деятельность правительства и президента происходит во многих  странах  мира.

Смешанность политических систем  в  культурном  смысле  означает,  что  нет, например, «чистого» президентского или «чистого» парламентского правления.

  Модель Г. Алмонда  преодолевает некоторые недостатки  модели  Д.  Истона. Она   учитывает    психологические,    личностные    аспекты    политических взаимодействий, импульсы, поступающие  не  только  извне,  от  народа,  но  и поступающие от правящей элиты. Правительство, к  примеру,  решает  множество вопросов, имеющих мало общего с интересами и желаниями  граждан  (применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны).

Вход  информации,  по  Г.   Алмонду,   складывается   из   политической социализации  и  мобилизации  населения,  анализа   существующих   интересов (высказанных  и   невысказанных,   укрупнения   обобщения   и   интеграции) интересов,  политических  коммуникаций  (связей  и  взаимосвязей   различных политических сил).

Функции   выхода   информации   состоят    из    установления    правил: законодательная   деятельность,  применения    правил    (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание  им  юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая  деятельность правительства  по  осуществлению  внутренней  и  внешней  политики).   Таким образом,  к  важнейшим  функциям  политической  системы  относятся  изучение ситуации и учет ее особенностей, а  также  политическое  решение  выявленных проблем.

 В данной модели  основное  внимание  уделено  множественности  различных интересов  внутри  системы,  их  столкновению  и  объединению,  учету   этих интересов  системой. Современные интерпретации политических систем отличаются  разнообразием концепций. Существует  до  двух  десятков  определения  данного  понятия,  в основе  которых  различные  критерии.  В  целом,   можно   утверждать,   что политическая система  —  это  универсальная управляющая  система  общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и  которая  в  конечном итоге регулирует взаимоотношения  между  социальными  группами,  обеспечивая стабильность  общества  и  определенный   социальный   порядок   на   основе использования государственной власти.

Значение системного подхода в анализе  политики:

Во-первых,  он позволяет  представить  политическую  жизнь  именно  как  систему  поведения людей, установить механизмы  влияния  политических  действий,  поступков  на характер политических институтов и структур;

 во-вторых,  дает  понимание   политики   как   целостности,   открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия  с  окружающей  средой, компонентами  которой  могут   выступать   природа,   экономика,  культура, социальная структура;

в-третьих,  одно  из  важнейших  назначений  политики   -   обеспечение  единства,  целостности  общественного   организма,   неизбежно   включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия.  Формирование политической системы связано с  постепенным  приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков:

во-первых,  это  устойчивая   взаимозависимость   различных   элементов политической жизни;

во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития;

в-третьих,  у  политической  системы  есть  культурное  основание.  Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений,  привитых членами  политической  общности;

в-четвертых,   для   политической   системы    характерно    совместное реагирование   всех   элементов   на   внешнее   воздействие. В этом случае усилия государственных органов опираются на  участие граждан, пользуются поддержкой  разнообразных  политических  и  общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.

 

Разные системы  обладают  разными  механизмами  сопротивления  внешним воздействиям. Внутренние  кризисы,  противоречивость  процессов,  присущих политическим системам свидетельствуют о необходимости  корректировок  либо политики, либо системы. Политическое поведение деятелей  и  партий  должно быть исключительно внимательным к появлению кризисных явлений и  тупиковых процессов.  На  ранних  стадиях  всегда  возможно  их  урегулировать   без серьезных потерь.

 

Структура и функции политической системы

 

В структуре политической системы учеными выделяются  такие  ее  системы как  институциональная  (организации,   учреждения); нормативная   (нормы правовые  и  моральные,  политические  традиции); функциональная  (формы  и направления  политической  деятельности,  различные  политические  процессы, способ и методы осуществления власти); коммуникативная (объединяющие  связи, формы  взаимодействия,  например,  между  партиями  и  государством,   между политической и экономической подсистемами); идеологическая (взгляды).

 В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко  вычленяются четыре главные группы элементов политической системы:

  1. политическая организация;

  2. политические отношения;

  3. политические и правовые  нормы;

  4. политическое сознание и политическая культура.

    Главные  элементы  политической  системы   общества   и   механизм   их функционирования  отражаются  в  конституции  государства  законодательстве, которые    регулируют    принципы,    формируют    деятельность     органов государственной власти,  права  и  обязанности  государственных,  партийных, хозяйственных и общественных организаций.

 Наиболее активной  и динамичной  частью  политической  системы  общества является его  политическая организация. Любой  вид  политической  деятельности  осуществляется  в  организованных  формах  -  через   совместные   действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными  правилами,  нормами, принятыми  данной  общности.  Именно  благодаря   организации   осуществляет перевод идеологической или  моральной  силы  в  материальную, становятся правилами поведения. Организация в следствие выступает важнейшим  средством формирования единой воли.  В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в  политические отношения,  не  имея  хоть  в   какой-то   степени   развитой   политической организации, ее функции берут на себя другие силы: я,  племенные  структуры, религиозные сообщества.

Информация о работе Роль средств массовой информации и церкви в политике