Роль власти в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:09, реферат

Описание работы

Власть является одной из базовых начал общества и политики. Она присутствует всюду, где имеются устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, разного рода учреждениях и организациях, во всем государстве.
Проявления власти в общественных отношениях очень разнообразны, изменчивы и условны. Чтобы урегулировать их, стабилизовать власть в обществе и сделать ее высокофункционально способной, ее нужно институциализировать, зафиксировать в форме политического первенства.
Задача данной работы – рассмотреть роль и значение власти в обществе.

Содержание работы

Вступление 3
1. Понятие власти в политологии 4
2. Формы и виды политической власти 10
3. Роль власти в жизни общества 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Роль и значение власти в обществе2.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

При характеристике гос власти невозможно допускать две крайности. С одной стороны, неверно рассматривать эту власть лишь как власть, которая занята только тем, что притесняет народ, а с иной стороны, охарактеризовывать ее лишь как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть непрерывно реализует и то и другое. При этом притесняя народ, государственная власть реализует не только собственные интересы, но и интересы народа, который заинтересован в устойчивости общества, в его нормальном функционировании и развитии; выражая заботу о благе народа, она гарантирует реализацию не столько его интересов, сколько собственных, потому что только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить собственные привилегии, обеспечить реализацию собственных интересов, свое благополучие.

В действительности могут существовать различные системы гос власти. Все они, однако, сводятся к двум главным — федеративной и унитарной. Суть этих систем власти определяется характером существующего разделения гос власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами гос власти имеются промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то работает федеральная система власти. Ежели таковых промежуточных органов власти нет либо они находятся в совершенной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система гос власти.

Государственная власть исполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых государствах к названным трем властям прибавляют еще четвертую — избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных государств речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подвластным ему аппаратом: шестую — учредительная власть по принятию конституции.

Необходимость деления властей обусловливается, во-первых, потребностью точного определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, потребностью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, потребностью воплощения обоюдного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право,  государство и общество, приказание и повиновение; в-пятых, потребностью создания сдержек и противовесов в притворении в жизнь властных функции.

Законодательная власть базируется на принципах конституционности и господстве права. Она создается путем свободных выборов. Данная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики страны, утверждает государственный бютжет, принимает законы, обязательные для всех людей и органов власти, осуществляет контроль их исполнения. Главенство законодательной власти ограничено конституцией и правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть исполняет конкретную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Данная власть обязана базироваться на законе, действовать в рамках закона. Преимущество контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам гос власти.

Условно самостоятельную структуру гос власти представляет судебная власть. В собственных действиях данная власть обязана быть независимой от законодательной и исполнительной властей.

Начало теоретического обоснования проблемы деления властей связано с именем французского философа и историка Ш.Л.Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении шагов становления политической мысли, внес предложение разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В следующем идеи Монтескье возымели развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях почти всех государств. В конституции Соединенных Штатов Америки,  к примеру, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная — Верховным судом и низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип деления властей, согласно конституций, лежит в основе гос власти и в ряде остальных государств. Он, однако, до конца никак не реализован ни в одной стране. Совместно с тем во многих государствах в основе гос власти лежит принцип единственности.

В Российской Федерации  в течение многих лет считалось, будто идея деления властей не имеет возможность быть реализована на практике в связи с тем, что власть едина и не делима. В последние годы положение поменялось. Ныне все говорят о необходимости деления властей. Но, проблема разделения еще никак не решена на практике в связи с тем, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей часто подменяется противопоставлением данных властей.

Решение задачи разделения законодательной, исполнительной и судебной властей — в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой гос власти, точном определении их функций и возможностей.

Относительно автономным видом политической власти считается партийная власть. Как вид политической власти данная власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной литературе продолжает главенствовать точка зрения, согласно которой партия имеет возможность быть звеном в системе политической власти, однако никак не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные ученые. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, к примеру, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти считалась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы считаются и в индустриально развитых государствах Запада.

Политическая власть выполняет различные функции. Она реализует единые организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических взаимоотношений, структурирование политической организации общества, создание общественного сознания и т.д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти нередко характеризуются со знаком «плюс». Так к примеру, Б.И.Краснов пишет: «Власть обязана: 1) обеспечивать законные права людей, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень публичных отношений и лично уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции».

То, что «власть обязана» гарантировать «права людей», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т.д. — пожелание непременно, хорошее. Плохо только то, что оно часто никак не реализуется на практике. В реальности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т.д. Поэтому наиболее конкретные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

Сообразно мнению зарубежных политологов, власть «показывает себя через следующие главные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);

4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить только агент власти, своего рода общественно-политический менеджмент);

5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов);

6) шантаж (угрозы бед от неподчинения);

7) подсказки;

8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предупреждений, рекомендаций, мести и т. д.)».

Свои функции политическая власть исполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль власти в жизни общества

 

Общество представляет собой общность людей на конкретной территории, характеризующаяся финансовым и духовным согласием и целостностью организации жизни. К примеру, общество жителей России на территории РФ, французское общество на территории Франции.

Основная черта общества состоит в том, что оно представляет собой систему разумных созданий, т.е. особенный, независимый соц организм, охватывающий все народонаселение на той либо другой территории.

Понятие «общество» может обладать и другим смыслом, в том числе и наиболее узким. К примеру, когда речь идет о «малых обществах», т.е. о ограниченном, региональном, профессиональном либо ином объединении людей (общество филателистов, спортивное общество).

Общества разнообразны. Они могут быть: феодальными и капиталистическими, отсталыми и современными, заидеологизированными (религиозными) и светскими и т.д.

Для осмысливания государства и права особенно принципиально выделить неразвитые общества, т.е. общества с еще несложившимися, неутвердившимися финансовыми, политическими, социальными, духовными отношениями, и общества развитые, т.е. общества с уже образовавшимися отношениями и институтами.

Первые - общества Сомали, Анголы, Афганистана, ряда остальных государств Африки и Азии, не так давно ставших на путь самостоятельного становления. Вторые - к примеру, общества Швеции, Канады.

Значительно еще деление обществ на следующие 2 категории:

А) общества, в которых необходимое единство и организованность достигаются в основном, за счет внутренних финансовых и духовных факторов (а власть носит вторичный характер); таковы демократические общества (страны).

Б) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в итоге применения непрерывно действующей внешней силы - власти; таковы недемократические общества, в современном мире - общества с авторитарной и тоталитарной властью (государством).

Власть это отношение господства и повиновения, при которых свобода и действия одних лиц (властвующих) преобладает над волей и деяниями остальных лиц (подвластных).

Говоря совсем коротко, власть - это возможность оказывать  воздействие на поведение, ощущения, позиции людей. По словам создателя Толкового словаря В.И. Даля, власть есть право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений.

Характеризующая черта власти - возможность одних людей, организаций главенствовать над иными людьми, организациями, над их волей и деяниями, возможность властвующих повелевать. Отсюда потенциально негативные стороны власти - возможность злоупотребления ею, и случайного ее применения, борьба за власть. 
Власть призвана служить обществу, гарантировать его целостность, организованность, надлежащее функционирование, в демократическом гражданском сообществе служить личности, гарантировать и оберегать права и свободы людей. Совместно с тем власть имеет возможность приобретать значение самостоятельной силы, становиться самодовлеющем фактором, предметом острой борьбы и конфликтов людей, организаций, слоев и классов.

В демократичном обществе власть играет большую роль, она осуществляется на базе правовых общепризнанных норм, а преступное своеволие преследуется по закону.

Кроме того, это власть, подкрепленная мощью закона: чрез законы и другие юридические машины она способна проводить государственные веления во всем обществе, делать их неотъемлемыми для всего населения, а в силу этого реально контролировать положение дел, практически исполнять управление на территории государства.

Потому власть пользуется авторитетом, почтением, влиянием. Люди покоряются такой власти никак не из ужаса, а по совести, т.е. из внутреннего согласия с ней.

Искусство управления государством давно называют греческим одним словом политического деятеля. Власть, с помощью которой правят государством, именуется политической. Правительство считается инструментом данной власти, организация политической власти, а анархия - безвластие, беспорядок, неимение всякого, прежде всего, государственного управления.

Политика и власть пребывают в неразрывном единстве.

Идея правового государства вызревала и крепла, улучшалась на протяжении десятков веков, воплотив то наилучшее, что могло быть гарантированно правом. Истоки данной мысли находим в древнем мире. Так в еще Древней Греции были разработаны представления, входящие в понятие «правовое государство»: о власти закона - как сочетание силы и права, о равноправии людей по естественному праву, о праве как мериле справедливости, о государстве (республике) как «деле народа».

Мысль правового государства - одно из ценнейших достижений мировой юридической, общественной мысли. Сопротивлялись и противятся ей лишь те, кто стремятся делать всех зависимыми от своей собственной воли.

Одна из главных закономерностей становления государства содержится в том, что по мере совершенствования цивилизации, подъема и упрочения демократии оно преобразуется из «элементарно» организации политической власти, из простого, «варварского» понудительно- репрессивного образования в политически организованное общество, где власть работает в комплексе со всеми институтами страны в соответствии с принципом разделения властей.

Информация о работе Роль власти в жизни общества