Российско-белорусская интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.

Файлы: 1 файл

БелРос4.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

1 Внешняя  и внутренняя политика союза  России и Беларуси

 

Значение cоюза России и Беларуси выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных  с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной  сфере по военным и пограничным  вопросам, включая реализацию международных  договоров по вопросам сокращения вооруженных  сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями  внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими  республиками СССР в рамках СНГ, участие  в обеспечении стабильности и  безопасности на евразийском континенте и в мире.

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Беларуси ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

Активно развиваются российско-белорусские  торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Беларуси во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Беларуси – порядка 50%.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению  экономического сотрудничества содействует  образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное  сотрудничество. В настоящее время  все 6 белорусских областей и Минск  связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Беларуси.

Осуществляется  тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Беларусь выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими универсальными и региональными организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Беларуси, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

В социальной сфере ведется работа по выполнению положений Договора «О равных правах граждан». Значимым шагом стало создание единого миграционного пространства России и Беларуси, обеспечение равных имущественных прав граждан двух стран, а также возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве. В январе 2006 г. подписаны соглашения по дальнейшему обеспечению равенства прав российских граждан в Беларуси и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, пенсионной системы и налогообложения.

Интенсивный характер носят связи между Россией  и Беларусью в области культуры. В 2004 г. был проведен Год культуры Беларуси в России, в 2005 г. – Год культуры России в Беларуси. Наиболее крупным среди регулярных культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства фестиваль "Славянский базар".

 

2 Программы  Союзного государства России  и Беларуси

 

К основным программам союза России и Беларуси относятся следующие:

1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

Задачами  программы являются: создание автоматизированного, управляемого компьютерами оборудования для обработки оптических компонентов, изготовления оптических систем и управления технологическими циклами; создание компьютеризированных контрольных устройств, предоставляющих  полную информацию о ходе технологического процесса в реальном времени для  системы управления качеством.

Социально-экономическая  значимость программы состоит в  следующем:

- сохранение  и развитие научно-технического  потенциала в области оптико-электронного  приборостроения специального и  гражданского назначения России  и Беларуси, совершенствование их интеграционных связей;

-обновление  оптического производства новым  компьютеризированным программно-переналаживаемым  и экологически чистым оборудованием;

- развитие  производства и обеспечения оптико-механическими  и оптико-электронными приборами  отраслей народного хозяйства;

-  создание  на базе данного оборудования  новых форм организации производства  оптической элементной базы оптико-электронных  систем и комплексов «двойного»  назначения, максимально адаптированных  к условиям рынка.

2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

Основная цель – создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей современным международным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Основные  задачи программы: разработка конструкций  и организация производства различных  видов большегрузной автомобильной  техники, силовых агрегатов, систем, компонентов и материалов, отвечающих требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4 по экологии, безопасности, экономичности  и надежности.

Программой  предусматривается проведение НИОКР по разработке конструкций автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем и других автомобильных компонентов, проведению сертификационных мероприятий в России и при необходимости – в Европе. Эти работы носят инновационный характер и обеспечивают создание конструкций для реализации в инвестиционных проектах, направленных на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение существующих мощностей по производству дизельной автомобильной техники, компонентов, электронных систем и материалов. Создание специализированных мощностей по компонентам и электронным системам учитывает потребность автосборочных и автобусных заводов России и Беларуси, не являющихся непосредственными участниками программы.

 В результате реализации  программы ожидается: 

- активизация  и повышение эффективности экономики  Российской Федерации и Республики  Беларусь на основе развития  производства на предприятиях  автомобильной промышленности и  в смежных отраслях;

- организация  дизельного автомобилестроения, отвечающего  перспективным техническим требованиям  по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих  основные потребности внутреннего  рынка и государственные нужды;

- создание  новых рабочих мест.

3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

 Цель программы – создание  конструкции и освоение производства  комплексов высокопроизводительных  сельскохозяйственных машин на  базе универсального мобильного  энергосредства с двигателем мощностью 200-450 л.с. и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России с мощностью двигателя 210-280 л.с.

Программа решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства за счет обеспечения его техникой повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники (комплексов УЭС) до 1000-1200 часов в год вместо 150-200 часов (узкоспециализированной) в настоящее время.

Программа реализуется в два  этапа. Первый этап – проведение НИР  и ОКР по созданию универсального мобильного энергосредства и его модификации повышенной проходимости для Нечерноземной зоны России, а также высокопроизводительных комплексов машин и комбинированных агрегатов, проведение испытаний на машиноиспытательных станциях России и Беларуси. Второй этап – подготовка совместного производства универсальных мобильных энергосредств, комплексов уборочных машин и комбинированных агрегатов на предприятиях Беларуси и России, организация центров по реализации и сервису новой техники в регионах России и Беларуси.

Применение  комплексов машин на базе УЭС позволит сократить материалоемкость машинно-тракторного  парка в 1,7-2 раза, повысить производительность труда на 40-60%, сократить расход топлива  на 25-30%, вдвое уменьшить потребность в мощных дизельных двигателях, создать дополнительные рабочие места  на предприятиях России и Беларуси.

4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники» 

Основная цель – насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей отечественного производства в объемах  и ассортименте, позволяющих удовлетворить  покупательский спрос, повысить качество питания населения.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие конкретные задачи, как:

- разработка прогрессивных, экологически  безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий производства и переработки плодов и овощей;

- создание на их основе новой  современной техники и освоение  ее серийного производства;

- оснащение новой техникой белорусских  и российских хозяйств и предприятий  плодоовощной отрасли. 

Выполнение Программы и дальнейшее использование ее результатов, то есть создание и внедрение современных безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий и конкурентоспособной техники для производства, транспортировки, послеуборочной доработки, хранения и глубокой комплексной переработки плодов и овощей позволит увеличить объемы производства, переработки и потребления населением плодоовощной продукции улучшенного качества и в расширенном ассортименте.

 

 

 

 

 

    1. Результаты и перспективы экономической интеграции России и Беларуси

 

Учитывая  накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую  стратегию развития взаимоотношений  между Россией и Беларусью.

В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия.

Исходя  из накопленного опыта интеграции и  учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами  будет, как и прежде, строиться  путем заключения двусторонних соглашений. 

Интеграционный  процесс будет развиваться как  сверху вниз, так и снизу –  от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет  будет  отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в  хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором  интеграционного процесса станут транснациональные  корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Беларуси путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.

Информация о работе Российско-белорусская интеграция