Российское чиновничество в прошлом и настоящем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Хотя слова «чиновник», «чиновничество» появились у нас относительно недавно, представители данного вида деятельности существовали у нас под разными именами с древнейших времен с появлением начальных, еще примитивных форм государственности. Наши ученые XIX — начала XX вв. (Б. Чичерин, А. Градовский, Е. Карнович, М. Александров и др.) выделяли несколько этапов в истории российского чиновничества после создания Московского царства. Рассмотрим их насколько возможно кратко.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Российское чиновничество в прошлом и настоящем ……………………….3
2. Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв…………………5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Российское чиновничество в прошлом и настоящем ……………………….3

2. Основные политические идеологии на рубеже XX-XXI вв…………………5

Заключение………………………………………………………………………...8

Список литературы………………………………………………………………..9

 

Введение

Хотя слова «чиновник», «чиновничество» появились у нас относительно недавно, представители данного вида деятельности существовали у нас под разными именами с древнейших времен с появлением начальных, еще примитивных форм государственности. Наши ученые XIX — начала XX вв. (Б. Чичерин, А. Градовский, Е. Карнович, М. Александров и др.) выделяли несколько этапов в истории российского чиновничества после создания Московского царства. Рассмотрим их насколько возможно кратко.

 

ХХ век не случайно называют «веком идеологий». Никогда прежде в истории преобразовательные идеи и теории не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание, прежде всего, в сфере политики, приучая воспринимать ее сквозь призму мыслительных стереотипов. Апогея эта тенденция достигла в тоталитарных диктатурах первой половины нашего столетия. Но следует иметь в виду, что тоталитаризм был порожден особенным идеологическим характером современной политики, который впервые проявился в период французской революции

 

1.Российское чиновничество в прошлом и настоящем.

Чиновничество в России — служащие российского государственного и муниципального аппарата. Чиновниками  называют служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне. К служащим, оплачиваемым из государственного бюджета, но не исполняющим государственных или муниципальных управленческих функций (учителям, врачам, военным) термин «чиновники» как правило не применяется. Чиновничество в России имеет давнюю историю, а взгляды на функции чиновников менялись на протяжении истории. В командно-бюрократической системе Советского Союза чиновники существенным образом влияли на все стороны жизни в стране. Роль чиновников в политике, экономике и социальных сферах современной России особенно усилилась. Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.

Долгое время был  широко распространен взгляд, будто  бы чины для государственных служащих в России впервые были созданы  известной «Табелью о рангах»  Петра I (Бабичев 1913: 28). Но слово «ранг», близкое по смыслу к современному социологическому понятию «статус», никогда не обозначало чина. Ранг (или «класс») обозначал иерархически расположенные степени достоинства и почетности лиц, занимавших определенные должности и обладавших определенным стажем и управленческим опытом, что подтверждалось соответствующими орденами. Интересно, что некоторые исследователи уже ХХ века беспомощно запутываются в сложном переплетении должностей, чинов и рангов русской администрации и часто абсолютно неоправданно их отождествляют (Ерошкин 1968: 64). В старой Руси чин был выражением особой близости к верховной власти, личным почетным званием, которым государь жаловал за преданность и отличия на государственной службе, гражданской или военной. Всего было пять чинов: боярин, окольничий, думский дворянин, стольник и стряпчий, и обладание ими гарантировало денежное вознаграждение от царя. По традиции боярский чин считался самым престижным, остальные были примерно равны. Чинопроизводительной лестницы как реестра услуг государю не было, поэтому постепенности в получении чинов не наблюдалось. Инициатива подданных на предмет получения чина соответственно родовитости или самомнение относительно личных услуг, оказанных власти, решительно подавлялись. Можно было лишиться уже имевшихся чинов и даже угодить в тюрьму (Евреинов 1887: 12).

Чины, как почетные звания, были в известной степени самостоятельны от должности, так что уход с нее не лишал чина, который сохранялся вплоть до смерти его обладателя. В соответствии с политической практикой тех лет, основную массу боярских чинов получали отпрыски знатных родов князей — Воротынских, Голициных, Хованских, Урусовых, Трубецких и т. д. Люди «худородные» получали подобные чины за исключительные заслуги (К. Минин от царя Михаила Федоровича, дьяк Ордын-Нащокин, автор «западнического» Новоторгового устава 1667 г., от Алексея Михайловича) или по династическим соображениям, например, когда родственники царицы получали чины после официального заключения брака. После создания в 1682 г. Московской славяно-греко-латинской академии было решено всех, кто успешно закончил ее, даже из «худородных», награждать чином — стольника или стряпчего (Евреинов 1887: 7).

2. Основные  политические идеологии на рубеже XX-XXI вв

Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.

Политика и идеология тесно  связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей.

Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров.

Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом  Антуаном Дестют де Траси для обозначения  учения об идеях. Со времени появления  термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.

Политическая идеология затрагивает  узловые проблемы мировоззрения  людей, государственного и общественно-политического  устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие - выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Либерализм (от лат. liberalis — «свободный») — идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность. История либерализма в России во многом противоречива. Влиятельная часть общества полагала, что для решения внутриполитических проблем и преодоления экономического отставания от западных стран необходимо перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в различные периоды либеральную инициативу проявляли главы государства, аристократия и интеллигенция. Как отмечает большинство историков, эти усилия не имели в своей основе политической программы и потому часто страдали от копирования западных решений без должного учёта российских реалий, приводили к непредвиденным результатам и дискредитировали себя в глазах общества. Тем не менее, они оказали значительное влияние на страну, и их последствия включали важные положительные сдвиги. В прошлом, за каждым либеральным подъёмом следовал период реакции, в течение которого многие достижения уничтожались.

Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; общественного строя, воплощающего эти принципы, для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Согласно определению энциклопедии Британника социализм - это экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности[3]. По определению философского словаря под редакцией А. А. Ивина социализм - это радикальный коллективизм индустриальной эпохи (история которой развивается между двумя крайними проявлениями: социализмом и капитализмом) воплощение которого на практике неминуемо приводит к тоталитаризму.

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Национали́зм (фр. nationalisme) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм  проповедует верность и преданность  своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

 

 

Заключение

В современной  России идеологическая ситуация несколько иная. Преобладание на сегодняшнем российском идеологическом пространстве либеральных, национальных и коммунистических конструкций не случайно: каждая из них выражает не только интересы стоящих за ними элитарных политических групп, но и фундаментальные общественные потребности, озвучиваемые на языке политических целей и задач. Либеральная идеология ориентирована на задачу глубокого реформирования всех сфер общественной жизни, начиная с экономики. Национально-патриотический комплекс идей пытается спасти былое единство народа, поднять уровень самооценки нации. Коммунистическая система идей призвана сгладить шоковые последствия либеральных реформ, сохранить былую социальную защищенность и «уверенность в завтрашнем дне» каждого члена общества. Таким образом, у лидирующих в России идеологических течений есть точки соприкосновения, есть основа для национального согласия.

 

Список литературы

1. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 544 с.

2. Политология: Учебник/ Под. ред. В.А. Ачкасова - М.: Юрайт, 2009 - 692 с.

3. Политология: Учебник/ Под ред.  Р.Т. Мухаева - М.: ЮНИТИ, 2005 - 495 с.


Информация о работе Российское чиновничество в прошлом и настоящем