Российско-японские отношения в период 2007-2009 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений страны с ее дальневосточным соседом - Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Введение

Появление в 1991 году на международной  арене новой России как суверенного  государства, провозгласившего путь демократических  и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного  по сравнению с предшествующим периодом характера отношений страны с  ее дальневосточным соседом - Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с  Японией как неизбежного следствия  прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции  к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной  экономической державе с растущим потенциалом политического влияния  в международных делах.

Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что в российско-японских отношениях нет проблем, которые стороны не могли бы решить. "Нет неразрешимых проблем", - сказал он на встрече в Лиме 22 ноября 2008 года с премьер-министром Японии Таро Асо в ответ на его замечание о необходимости урегулировать пограничный вопрос.

Таро Асо отметил, что у двух стран остаются нерешенные вопросы. Россия и Япония являются соседями, но несмотря на это, у стран остается нерешенной пограничная проблема, которая является элементом дестабилизации в регионе. Но японский премьер заявил о готовности следовать по пути нормализации ситуации.

 

 

 

 

  1. Российско-японские отношения в период 2007-2009 гг.

В рамках МПК функционируют  две Подкомиссии: по торговле и инвестициям  и по вопросам экономических отношений  с Дальневосточным регионом (в  феврале 2007 г. преобразована в Подкомиссию  по межрегиональному сотрудничеству, в октябре 2007 г. состоялось первое заседание  указанной Подкомиссии в г.Владивостоке).Наряду с последовательным укреплением официальных контактов дальнейшее развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде всего в рамках Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС), созданных, соответственно, при РСПП и «Ниппон Кэйданрэн» (Японская Федерация экономических организаций). 5 сентября 2006 г. в Москве проведено VIII совещание РЯКЭС-ЯРКЭС. В 2007 г. РЯКЭС был преобразован в Национальный комитет по развитию экономических отношений с Японией» Но отношения двух стран не ограничиваются экономическим сотрудничеством и инвестициями. Так, например, «28 апреля 2007г. в Токио открылась уникальная выставка шедевров русского искусства из собраний Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Около 200 шедевров русского искусства конца 18 - начала 20 веков были представлены на открывающейся уникальной выставке из коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. "Я уверен, что это очень важный вклад в развитие российско-японских культурных связей и продолжение диалога двух культур. Я рад за художников, которые здесь представлены, потому что японский зритель обладает высокой культурой восприятия, умеет ценить профессионализм и тонкость", - сказал генеральный директор музея Владимир Гусев на церемонии, посвященной открытию. Экспонаты были представлены вниманию токийской публики до 8 июля 2007 года в Токийском музее изобразительных искусств. Потом они продолжили свой путь по еще нескольким городам: Канадзава, Мацуяма, Осака, - и в январе 2008 года вновь вернулись в Токио, где пробыли до 23 марта» Также, наблюдается активное сотрудничество в сфере воздушных перевозок. В 2008 году Россия задействует ряд новых более коротких и экономичных для авиакомпаний авиатрасс из дальневосточного региона РФ в Японию. Как сообщили корр. АРМС-ТАСС в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД), основными пользователями этих трасс являются зарубежные авиакомпании. Российская сторона «полностью подготовила эту трассу к открытию уже 28 августа 2008 года» Кроме того, создана новая конфигурация воздушной трассы для полётов воздушных судов с северо-западной части США в Юго–Восточную Азию через Японию. В настоящее время полеты по ней выполняются по регламенту (не круглосуточно) и только в направлении с севера на юг. С 20 ноября эта спрямленная трасса переводится в режим «двустороннего движения», и полеты по ней могут выполняться круглосуточно. Ось воздушной трассы будет смещена в сторону п-ова Камчатка. Если сейчас на одном эшелоне по трассе пролетает только один самолет в час, то после задействования оптимального маршрута воздушные суда пойдут с интервалом в 15 минут. «Для обеспечения этого будет организован речевой канал связи между авиадиспетчерами в Саппоро с российскими коллегами в Хабаровске и Владивостоке. В связи с установкой УКВ-ретранслятора в районе п. Курильск значительно увеличится дальность связи с воздушными судами, осуществляющими полеты по данной трассе», - подчеркнули в ГК по Орд. А 9 сентября 2008 Россия объявила о запуске в коммерческую эксплуатацию подводной кабельной системы связи. Новая кабельная система соединила Россию и Японию прямым высокоскоростным маршрутом по двум географически разнесенным линиям. Кабельная система RJCN построена с применением цифрового оборудования спектрального уплотнения DWDM с планируемым увеличением пропускной способности. Организация полного кольцевого резервирования новой кабельной системы обеспечивает готовность «Ростелекома» к надежному пропуску растущих объемов международного трафика на рынок транзитного трафика Европа-Азия, в первую очередь, в направлении Россия – Япония. «Начало 2009 года в российско-японских отношениях было отмечено визитом в Японию в январе председателя Совета Федерации Сергея Миронова и встречей 18 февраля президента России Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии Таро Асо на Сахалине во время запуска завода по производству природного сжиженного газа. Ожидается также визит в Японию премьер-министра России Владимира Путина. Несмотря на развитие культурных связей и некоторые торгово-экономические успехи, политические вопросы между странами решаются тяжело, а проблема мирного договора не решается вообще. Вероятно, визит Путина также будет нацелен прежде всего на стимулирование деловых контактов между Россией и Японией, что в любом случае является событием позитивным, особенно в контексте переформатирования картины мира по причине глобального кризиса.Новая ситуация, вызванная ослаблением позиции США в мире, может оказать стимулирующее действие и на развитие отношений между странами-соседями в Восточной Азии. Так, если Япония примет стратегическое решение на сближение с Россией в области обеспечения региональной безопасности, то есть надежда на качественные сдвиги в российско-японских отношениях и в военной сфере. В свою очередь такое сотрудничество может способствовать и решению территориальной проблемы между странами, как это имело место в российско-китайских отношениях.Но нельзя игнорировать и другой вариант, когда ухудшение экономической ситуации в России может послужить поводом для того, чтобы Япония встала на путь усиления давления на Россию с целью решения проблемы мирного договора по японскому сценарию, т.е. путем «возвращения» Японии южных Курильских островов – «северных территорий». При таком развитии событий, очевидно, серьезных позитивных сдвигов ожидать не приходится, а риски ухудшения российско-японских отношений только увеличатся.

Ухудшение экономической  ситуации в самой Японии, похоже, привело к тому, что политики в  Токио стали еще активнее использовать территориальную карту в популистских целях. Опять японская сторона начала разговоры о каких-то нестандартных  подходах к решению территориальной  проблемы. По этому поводу 17 февраля  глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия не обещала Японии «нестандартно» решить вопрос Курил. Однако 18 февраля бывший премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми, выступая в Москве на пресс-конференции, сказал, что считает плодотворной идею члена Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерия Зубова поделить все острова пополам, чтобы половина каждого острова осталась за Россией, а половина отошла Японии. 6 марта МИД России резко отреагировал на мнение премьер-министра Японии Таро Асо, когда тот, отвечая на вопрос одного из депутатов японского парламента по поводу своего визита на Сахалин, сказал, что вопрос о принадлежности Южного Сахалина «окончательно не определен», и что поездка премьер-министра, как и учреждение генконсульства Японии в Южно-Сахалинске, «не оказывают влияния на вопрос о юридическом статусе Южного Сахалина». МИД России отметил, что заявления, подобные упомянутому «ответу», наносят существенный ущерб общей позитивной атмосфере двусторонних отношений, доверию и добрососедству, без которых невозможно рассчитывать на урегулирование сложных вопросов, имеющихся в двусторонних отношениях, включая и проблематику мирного договора. Насколько реалистичен негативный сценарий развития отношений? Россия настроена весьма конструктивно на сближение с Японией по широкому спектру задач, однако специфика японской внешней политики позволяет говорить о существующей практике перевода любого улучшения отношения в какой-либо сфере сотрудничества в область требований «возвращения» южных Курильских островов. Иногда это делается завуалировано, иногда явно, но руководство России постоянно сталкивается с завидной настойчивостью японской стороны в этом вопросе» Таким образом, можно отметить, что за последние десятилетия Россия и Япония совершили значительный прорыв в двусторонних отношениях. Изменения коснулись экономической, инвестиционной, транспортной, культурной, политической сфер деятельности. Заключен ряд постановлений и соглашений, касающихся отношений двух соседних государств, проведены встречи и заседания, направленные на укрепление сотрудничества, получил развитие культурный обмен и обмен кадрами. Все это говорит о том, что соседи стремятся идти навстречу друг другу, налаживать и восстанавливать разрушенные в военное время связи, наверстывать упущенное за долгие годы «холодных» отношений. Нерешенным остается только «территориальный» вопрос, который, как надеется автор, в скором времени разрешится самым наилучшим для обоих государств образом.

 

 

  1. Российско-японские отношения

Показатели российско-японских экономических  отношений остаются стабильными, независимо от состояния переговоров о статусе  Курильских островов. «На это влияют не мягкая или жесткая позиция  России, а особенности экономики  обеих стран», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Рынок сбыта японских высокотехнологичных товаров в России ограничен в силу их высокой стоимости. Обязательства по экспорту российских углеводородных ресурсов в Китай не позволяют слишком заметно расширить аналогичные поставки в Японию. В наиболее привлекательной для японских инвестиций сфере, нефтегазовом комплексе, Россия сама пошла на ужесточение государственного контроля над деятельностью иностранного бизнеса, введение ограничений по работе иностранцев на шельфе и освоению крупных месторождений. «В Японии в последнее время участились бескомпромиссные высказывания официальных лиц касательно Курил, и это довольно серьезно настораживает. Россия оперирует имеющимися правовыми договорённостями на международном уровне, достигнутыми в том числе и на конференции в Сан-Франциско, и отступать от них не намерена, - отмечает Павел Данилин, политолог. - В случае если Япония попытается занять одностороннюю и ущербную позицию по отношению к Курильским островам и позволит себе эскалацию конфликта хотя бы в дипломатическом формате, это может привести только к тому, что это государство потеряет все перспективы на мирное урегулирование совместного использования земель островов и морского пространства». Япония полагает, что последние действия российского руководства (имеется ввиду мирная договорённость с Китаем по границе по фарватеру реки, а также недавняя договорённость с Норвегией по акваторию) позволяют им рассчитывать на передачу по крайней мере двух островов под юрисдикцию Японии. Это неоправданные ожидания при подобной позиции Токио, добавил Павел Данилин.

В начале месяца президент РФ Дмитрий  Медведев посетил остров Кунашир. Это  было первым визитом руководителя российского  государства на Курильские острова. «Япония убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории, поэтому визит президента (Медведева) достоин сожаления», - заявил японский премьер-министр Японии Наото Кан, выступая в парламенте. 14 ноября, выступая на пресс-конференции, премьер Японии выразил надежду, что развитие экономического сотрудничества с Россией и Китаем пойдет на пользу решению территориальных споров. 

 

 

 

  1. Территориальная проблема

Путин обсудит в Японии территориальную проблему и ситуацию в КНДР МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе переговоров с японским коллегой Таро Асо во вторник обсудит территориальную проблему, развитие сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, космоса, информационных и нанотехнологий, а также международную проблематику, в частности ситуацию в КНДР, сообщил журналистам замглавы аппарата правительства РФ Юрий Ушаков.

Глава российского правительства  прибыл с рабочим визитом в  Токио. Переговоры с руководством Японии намечены на 12 мая, по итогам, которых планируется подписать порядка десяти документов, в том числе соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии.

В Токио Путин, помимо переговоров с Таро Асо, выступит на представительном российско-японском бизнес-форуме, на конференции губернаторов России и Японии, побеседует с президентом японской Федерации экономических организаций Митараи и руководителями крупнейших японских и российских компаний, встретится с видными политическими деятелями Японии, в том числе с бывшим премьер-министром Японии, депутатом палаты представителей парламента Йосиро Мори.

Кроме того, запланированы  встречи с еще одним бывшим премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, с председателем Демократической партии Итиро Одзавой и генсеком этой партии Юкио Хатоямой.

По словам Ушакова, официальные  переговоры с японским руководством закончатся пресс-конференцией, после  чего Путин примет участие в рабочем  обеде от имени премьер-министра Японии.

Премьеры РФ и Японии во время встречи обсудят курильскую проблему, которая является камнем преткновения для заключения мирного договора.

В преддверии поездки в Токио российский премьер в интервью японским СМИ заявил, что Россия и Япония должны решать проблемы территориального размежевания без спешки, создавать условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик постоянными претензиями и конфронтацией.

В российском правительстве  считают, что "никакая проблема не должна мешать развитию всего комплекса  отношений, как бы она сложна ни была для той или иной стороны".

Россия, по словам Ушакова, настроена  на конструктивный диалог по этой проблематике "без завышенных ожиданий и разочарований". "Мы ничего не отдаем, но готовы в  какой-то степени, наверное, обсуждать  ту или иную гипотетическую ситуацию", - добавил он.

Однако японцы поставили  в зависимость от решения

территориального спора  подписание мирного договора между  двумя странами.

 

  1. Территориальный вопрос с Японией

Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что Россия и Япония должны решать проблемы территориального размежевания без спешки, создавать  условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик претензиями. "Наша позиция заключается в том, что если мы хотим решать проблемы, даже проблемы самого сложного свойства, то нужно создавать условия для их решения, а не заводить ситуацию в тупик постоянными претензиями и конфронтацией. Напротив, нужно, как я уже сказал, создавать условия, нужно развивать отношения по всем направлениям, для того чтобы решать проблемы такого уровня и такой сложности. Нужно проявить терпение, внимание и уважение к интересам друг друга. Россия готова именно к такому диалогу с Японией", - сказал Путин в интервью японским СМИ накануне визита в Токио. "Россия всегда исходила из того, что мы готовы к этому переговорному процессу. И с учетом того, что между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Японии состоялась встреча, ... налажен прямой контакт и диалог по этой проблеме, можно ожидать, что он будет развиваться в том конструктивном ключе, в котором мы приступили к обсуждению этой проблемы в последние 2-3 года", - сказал премьер РФ. Японские журналисты напомнили Путину, что не так давно в правительстве Японии была высказана идея разделить площадь островов пополам и, таким образом, решить территориальную проблему. Однако японское правительство точной позиции на этот счет не выразило и продолжает исходить из того, что решение вопроса видится ему как решение по всем четырем островам.  "Что касается предложения "50 на 50", о котором Вы сейчас упомянули, то Вы же сами и сказали, что правительство Японии пока точно и ясно не сформулировало свою позицию. Разве можно от меня просить, чтобы я прокомментировал позицию, которая точно не сформулирована? Давайте оставаться в диалоге, давайте дадим возможность поработать нашим экспертам, министерствам иностранных дел", - сказал Путин журналистам.

"Повторяю еще раз:  мы исходили и исходим из  того, что решение вопросов такого  уровня и такой степени сложности  требует внимательного, уважительного  отношения к интересам друг  друга и терпения", - заявил  премьер. На вопрос, какую роль Путин может как премьер играть в решении территориального вопроса, глава российского правительства ответил, что он хотел бы помочь создать условия для взаимного доверия, сотрудничества, развития отношений по всему комплексу межгосударственных отношений.

"Вот я бы и хотел  выполнить эту роль, а именно - роль человека, который возглавляет государственную структуру - правительство Российской Федерации, в задачи которой входит развитие межгосударственных связей в области экономики, социальной сферы, в области культуры и гуманитарных связей. Именно такая обстановка взаимодействия и будет повышать доверие, и будет создавать условия для решения проблем любой степени сложности", - заявил премьер.

На вопрос, когда Россия и Япония могут установить отношения  стратегического партнерства, как  в российско-китайских отношениях, Путин ответил: "Мы должны сделать  все для того, чтобы в наших  двусторонних связях не было бы ничего раздражающего. И как только Япония и Россия почувствуют, что таких  раздражителей нет, с этого момента  мы перейдем и к другой терминологии".


  1. Российско-японские торгово-экономические отношения

 
           Глобальный финансовый кризис оказал серьезное негативное воздействие на двусторонние экономические отношения. По итогам 2009 г. при сокращении российской внешней торговли на 36,2% по сравнению с годом ранее, объем товарооборота с Японией снизился на 49,8%. За 2009 г. наиболее существенно сократился импорт из Японии (на 61% до 7,25 млрд. долл. США), в то время как российский экспорт снизился менее заметно (на 30% до 7,26 млрд. долл. США).

В 2010 г. наметилась устойчивая тенденция по выходу двусторонней торговли на докризисные рубежи. По итогам 2010 г. российско-японский товарооборот составил 23,1 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 59,4%. Внешнеторговый оборот России с Японией в январе-июле 2011 г., по данным российской таможенной статистики, составил 16,2 млрд. долл. США (рост на 42,5% по сравнению с январем-июлем 2010 г.), в том числе экспорт составил 8,3 млрд. долл. США (рост – 26,9%), импорт – 7,9 млрд. долл. США (рост – 163,3%). По этим результатам Япония занимает 10-ое место среди внешнеторговых партнеров России.

В 2010 г. Россия укрепила свои позиции одного из ведущих экспортеров  энергетического сырья в Японию. В августе 2010 г. объем поставок нефти  из Российской Федерации в Японию увеличился почти в 2 раза по сравнению  с уровнем августа 2009 г., что позволило  России подняться с 6 на 4 место в  списке основных поставщиков нефтепродуктов на японский рынок, уступая только Саудовской Аравии, ОАЭ и Катару. В товарной структуре российского экспорта в Японию по итогам 2010 г. основная доля поставок приходится на минеральные  продукты – 81,7% всего объема экспорта. Удельный вес металлов и изделий из них составляет 8,1%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3,2%, драгоценных камней, металлов и жемчуга – 2,9%, машин, оборудования и транспортных средств – 1,8%. продовольственных товаров и сельхозсырья – 1,7%. Основные экспортные товары (свыше 95% всех поставок): сырая нефть, сжиженный природный газ, нефтепродукты, необработанный алюминий, каменный уголь, необработанные палладий и платина, пиломатериалы, ферросплавы, рыба и морепродукты. Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства (84%), продукция химической промышленности - 7,8%, металлы и изделия из них (4,7%). Япония входит в десятку основных стран-инвесторов в экономику России. По объему накопленных в российской экономике зарубежных инвестиций на конец 2010 г. Япония занимает 8-ое место. Объем инвестиций, поступивших из Японии в Россию за весь 2010 г. составил 1108,6 млн. долл. США, уменьшившись относительно 2009 года на 64% (на 1911 млн. долл. США). В этой связи Япония переместилась с 7-го на 12-ое место в рейтинге ведущих зарубежных инвесторов по поступившим в Россию иностранным инвестициям за 2010 г.

Запущены нефтегазовые проекты «Сахалин-1» (доля японских компаний – 30%) и «Сахалин-2» (японская доля – 22,5%). В феврале 2009 г. в пос. Пригородное в рамках второго сахалинского проекта открыт первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), а в апреле 2009 г. начались поставки СПГ в Японию.

Японскими промышленными  корпорациями реализуется ряд крупных  проектов в России. В декабре 2007 г. началось производство автомобилей  на заводе «Тойоты» в Санкт-Петербурге (пос. Шушары). 2 июня 2009 г. состоялась церемония пуска автозавода компании «Ниссан». В феврале 2007 г. автомобилестроительная компания «Исудзу» подписала с ОАО «Северсталь-авто» пакет документов о создании СП по производству грузовых автомобилей. Компания «Хитачи» прорабатывает возможность создания предприятия по производству строительной техники в Находке.

Запуск новых  автозаводов способствовал созданию в России предприятий японских производителей автокомпонентов: «Бриджстоун» и «Йокохама Раббер» (автопокрышки), «Тоёта Босёку» (сидения и обшивка салона), «Дэнсо» (электрика), «Тирадо» (радиаторы), «Дайдо» (подшипники), «Сакура Когё» (тормозные и топливные системы), «Асахи Гласс» (автомобильные стекла), и др. 23 марта 2010 г. в Липецкой области прошла церемония начала строительства завода компании «Йокохама Раббер» по производству шин. Начало производства намечено на лето 2011 г. (ожидаемый объем выпуска продукции в 2011 г. – 1,2 млн. шин).

2 июня 2010 г. в  Ярославле состоялась церемония  открытия завода компании «Комацу» по производству строительной и специальной техники. Объем инвестиций в проект составил 95 млн. долл. США. Компания также рассчитывает в перспективе осуществить программу локализации производства компонентов для сборки спецтехники на предприятиях Ярославской области.

13 ноября 2010 г. во  время проведения саммита АТЭС  в Иокогаме в присутствии Президента  Российской Федерации состоялась  церемония подписания контракта  между ОАО «Аммоний» и «Мицубиси хэви индастриз» по проекту строительства химического комбината в Менделеевске (Республика Татарстан). Генеральным поставщиком проекта выступает консорциум в составе: «Мицубиси Хеви Индастриз» (Япония), «Содзицу корпорэйшн» (Япония), «Китайская национальная химическая корпорация» (Китай) и ОАО «Научно-исследовательский институт карбамида» (Россия). Общая стоимость проекта – 1 млрд. долл. США. Финансирование проекта будет осуществляться за счет синдицированного кредита Внешэкономбанка и Евразийского банка развития (ЕАБР), который будет рефинансирован Японским банком международного сотрудничества и банком «Сумитомо Мицуи».

21 июня 2011 г. между  Минэкономразвития России и компанией  ООО «Мазда Мотор Мануфэкчуринг Рус» было заключено соглашение о строительстве в Приморском крае завода по производству автомобилей «Мазда» (около 45 тыс. автомобилей в год). Объем инвестиций в проект - более 2,2 млрд. руб. 18 сентября 2011 г. японские СМИ сообщили о намерении корпорации «Хонда Мотор» разместить автомобильное производство в России.

Японский бизнес подключается к проектам в рамках подготовки Владивостока к саммиту  Форума АТЭС в 2012 г. В частности, корпорации «Исикавадзима Харима» и «Иточу» получили заказ на субподрядные работы по строительству мостового перехода на о.Русский (поставка бурового оборудования, инженерно-техническая поддержка и т.д.).

13 ноября 2010 г. «на  полях» саммита АТЭС в Иокогаме  состоялось первое заседание  «Российско-Японского консультативного  совета по вопросам модернизации  экономики России» - рабочего  совещания деловых кругов двух  стран по вопросам модернизации. В заседании с российской стороны  приняли участие Помощник Президента  России А.В.Дворкович и представители крупного бизнеса, с японской – Посол Японии в России, ведущие производственные и торговые компании, представители МИД и Минэкономики Японии. Японской стороне было предложено принять участие в реализации проекта «Сколково», создании СП по производству высокотехнологичной продукции, проведении совместных НИОКР в сфере энергетики, медицины, а также в налаживании сотрудничества по вопросам энергосбережения, в том числе путем создания «интеллектуальных сетей». С японской стороны, помимо традиционных пожеланий об участии в разработке сырьевых ресурсов, подчеркивался интерес к реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. По итогам встречи достигнута договоренность продолжить диалог с целью выхода на конкретные проекты модернизационной направленности. В ходе второго заседания Совета 20 сентября с.г. в Москве обсуждались возможности взаимодействия в сфере энергосбережения и энергоэффективности, медицины, информационно-коммуникационных технологий, безопасности ядерных объектов, производства новых материалов для электронной промышленности, технологического перевооружения российских предприятий. Проведены презентации проектов стоимостью более 12 млрд. долл. США.


 

 

 

Заключение

Итогом исследовательской  работы стали следующие выводы: сопоставляя с утверждениями крупных политических деятелей в данной сфере (Р. Хасимото, Б. Немцов), была доказана гипотеза: «если бы правительства обоих государств изменили идеологию отношений, то это привело бы к появлению новых перспектив сотрудничества и изменению общественного мнения, что также немаловажно». Кроме того, проанализировав использованную литературу, оказалась перспективной (но требующей дополнительной проверки) следующая гипотеза: «если бы Япония и Россия решили свои территориальные проблемы, то это, несомненно, повлияло бы на весь комплекс взаимоотношений». «За исключением территориальной проблемы у двух стран ни сейчас, ни на перспективу нет принципиальных противоречий ни в одной из наиболее важных для национальных интересов сфер: политики экономики, обороны, идеологии».

Но за разнообразием мнений все-таки просматриваются некоторые  пути решения проблемы: долгий политический диалог, где были бы приняты приемлемые для обеих сторон компромиссные  решения; передача спорных территорий под эгиду ООН с установлением  там соответствующих визового и  паспортного режимов для русских  и японских граждан; окончательная  передача островов одной из сторон или же, не взирая на все трудности, дальнейшее развитие экономической и культурной сфер (торговые связи, инвестиции, совместная разработка технологий и подготовка кадров и т.д.). Русские и японцы «должны жить как добрые соседи, не дожидаясь развязки всех конфликтных узлов. У них достаточно сфер, где они могли бы с пользой сотрудничать, да и приглядеться к опыту друг друга».

Но при любых обстоятельствах  мирный договор между Россией  и Японией должен быть продуктом  взаимного учета интересов и  возможностей сторон. «Вполне можно  предвидеть, что переговорный процесс  по проблеме мирного договора будет  непростым. Очевидно, что взаимно  крайне сложно изменить привычный образ  мышления в этом вопросе. Однако недопустимо  позволять сложностям оказывать  негативное влияние на весь комплекс отношений». И какой бы ни был  избран путь, действительную нормализацию российско-японских отношений даже в случае подписания мирного договора следует строить на основе подлинного добрососедства, опирающегося на уважение интересов обеих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Бабиков И.И. Русско-японская война1904-1905. – М.,1958

2.    Багров В.Н. Победа на островах. – Южно-Сахалинск, 1958

3.    Бойков В. Пути вспять у нас нет. //Труд. 2000, 2 июля

4.    Бондаренко О.Я. Неизвестные Курилы. – М., 1992

5.    Бюро Международных Экономических дел Кэйданрэн

6.    Головин В.А. Неоконченный поединок богатыря и самурая. //Новое время. 1997, №1\2

7.    Жуков Е.М. Япония в 1870-1914 годах. – М., 1952

8.    Журнал «Новое время» (№№ 39, 44)

9.    Журнал «Дипломат» №1 (117), январь, 2005

10.  ИНТЕРФАКС

11.  История русско-японской войны 1904-1905. – М.,1977

12.  ИТАР–ТАСС

13.  Кошкин А. Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997, №4

14.  Кузнецов Ю.Д. История Японии. – М., 1988

15.  Кутаков Л. Н. СССР и Япония. – М., 1987

16.  Кутаков Л. Н. Москва – Токио. Очерки дипломатических отношений, 1956-1986 гг. – М., 1988

17.  Курилы: острова в океане проблем. – М., 1998

18.  Макаров А.А. Проблемы российско-японских отношений. //Международная жизнь. 1995, №10

19.  Медведев Ж. Японский пейзаж с видом на Россию.// Международная жизнь. 1998, №6

20.  Официальный сайт журнала «Япония сегодня» www.japantoday.ru


Информация о работе Российско-японские отношения в период 2007-2009 гг