Русская политическая мысль в конце ХIХ- начале ХХ века. (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:29, доклад

Описание работы

Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русского общественного сознания того времени вопросы: о соотношении личности и власти; об упорядочении государственного устройства и оптимальной форме правления; о путях социально-экономического развития и способах решения аграрного вопроса; о правовых гарантиях свободы индивида и роли интеллигенции в социальном процессе; об исторических судьбах России и ее отношениях с Западом.

Файлы: 1 файл

Русская политическая мысль в конце ХIХ.docx

— 18.50 Кб (Скачать файл)

Русская политическая мысль  в конце ХIХ- начале ХХ века. (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев).    

Девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных  течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русского общественного  сознания того времени вопросы: о  соотношении личности и власти; об упорядочении государственного устройства и оптимальной форме правления; о путях социально-экономического развития и способах решения аграрного  вопроса; о правовых гарантиях свободы индивида и роли интеллигенции в социальном процессе; об исторических судьбах России и ее отношениях с Западом.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) выдвинул национальную религиозно-нравственную философию XIX в. на мировой уровень, до 90-х гг. придерживался идеи «свободной теократии» (т. е. синтеза Вселенской церкви и Всемирной монархии, необходимости слияния духовной и светской властей), в которой восторжествуют христианство и справедливость. Однако, разочаровавшись в способности русского общества объединить «восточное благочестие и западную цивилизацию», он отказался от своей консервативной теократической утопии.

     Для мыслителя «государство — это воплощенное право», «собирательно-организованная жалость». Он критикует любые формы бесправной и безнравственной власти: цезаропапизм и казенное православие, «экономический социализм, отрицающий общество духовное». Власть должна быть ограничена правом и быть «дееспособной законностью». Соловьев — сторонник разделения трех ветвей власти как необходимого условия правомерного государства, причем верховная власть должна выполнять законодательные функции, а судебная — контролировать административно-исполнительную и быть выше последней. Право для Соловьева немыслимо без нравственности и без свободы, равенства и справедливости. Законы, не соответствующие понятию добра, не правовые и подлежат отмене. «Ступенями» в развитии нравственности (она «выше» права) являются стыд, жалость, благоговение, христианская любовь.

Поиски гармонии интересов  общества и свободы личности, сущности демократии, нравственной политики в  традиции религиозной философии  продолжил Николай Александрович  Бердяев (1874-1948), создатель системы  христианского социализма, экзистенциальной диалектики личности, представитель  социального иерархизма. Главная тема работ Бердяева — свобода личности. Ей противостоит враждебное родовое начало (в образе «Великого инквизитора»), которое в истории проявляется по-разному. Для него свободу и права человека гарантируют не демократические избирательные права, не государство и не парламентарный строй, а высшие, объективные «начала», имеющие «сверхчеловеческую природу»,— Бог, церковь Христова. Только такое понимание свободы дает нравственную санкцию существованию социализма. В своей концепции персоналистического социализма и выводах о сущности демократии он сумел трансформировать общечеловеческие ценности с социально-политического уровня в сферу индивидуального поведения. Отношение мыслителя к государству менялось, но в целом он отрицал государство как «царство Кесаря».

Марксизмом "переболели" многие представители передовой русской интеллигенции (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве С.Л. Франк, М.И. Туган-Барановский и др.), представители так называемого "легального марксизма", оформившегося в 90-е гг. XIX в. Его представители принимали в марксизме лишь те положения, которые постулировали неизбежность перехода от феодализма к капитализму, отвергая социализм как закономерное выражение объективного процесса экономического развития общества: по их мнению, социализм можно принять только в качестве общественного идеала, а не социального предвидения

Представители веховства, названного так по сборнику статей "Вехи", вышедшему в свет тремя изданиями в 1909 г. из-под пера семи видных мыслителей и публицистов (H.А. Бердяева, П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Б.А. Кистяковского, М.О. Гершензона и А.С. Изгоева), выступили с собственной критической оценкой идеологии и практики русского революционного движения и роли интеллигенции в этом процессе, переосмысливая во многом опыт первой русской революции 1905 г. По мнению авторов сборника классовая борьба и революция катастрофичны и гибельны для общества, ибо "пафос революции - есть ненависть и разрушение" (Булгаков). Отталкиваясь от критики "давящего господства народолюбия и пролетариатолюбия", т.е. народничества и марксизма, веховцы выступили противниками свойственного русской интеллигенции политического радикализма, атеистического материализма, нигилистической этики, отмечали отсутствие в интеллигентском сознании идеала "правовой личности" (Кистяковский), а также факт "безрелигиозного "отщепенчества" интеллигенции от государства (П.Б. Струве).

Кистяковский, Богдан Александрович (1868-1920) .Одна из главных тем творчества Кистяковского - правовое государство, которое он считал высшей формой государства, выработанной человечеством. Суть правового государства - ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее - главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием - это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношении в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода.. Воплощением должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с другой - обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы. Основные работы Кистяковского — «Государство правовое и социалистическое» (1905), «Социальные науки и право» (1916)

П.И. Новгородцев был одним  из основателей концепции "возрожденного" естественного права. Он полагал, что естественное право, представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления. Согласно этой теории право разграничивалось на естественное право – результат тысячелетнего, прежде всего, нравственного опыта людей, основу которого составляют непреходящие нравственные ценности, широко известные в религиозных постулатах: не убий, не укради, не обманывай, не прелюбодействуй и т.д., и положительное право – действующее законодательство, система административных и правительственных распоряжений. Таким образом, П.И. Новгородцев высказывает важную мысль о связи права и нравственности, о недопустимости их полного разделения, считая, что только религиозно-нравственное обоснование права и придает ему силу и эффективность, побуждая человека к повиновению. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права:1) не выходить за пределы моральных критериев и 2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном обществе. Иными словами, речь идет о необходимости гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естественное право выступает в качестве идеала или нравственного критерия для положительного права.


Информация о работе Русская политическая мысль в конце ХIХ- начале ХХ века. (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев).