Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:23, доклад
Панславизм — идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков. Данилевский Николай Яковлевич [1828-1885] - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Биография его в некотором роде типична: от радикала к либералу или консерватору.
Русский панславизм Данилевского.
Панславизм — идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.
Данилевский Николай Яковлевич [1828-1885] - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Биография его в некотором роде типична: от радикала к либералу или консерватору.
В своей профессии Данилевский в 1840–1860-е годы добился высоких результатов. В конце 1850-х– начале 1860-х он стал интересоваться панславизмом и страстно его поддержал. К 1868 году зимними вечерами в Мисхоре в Крыму им была написан знаменитый труд «Россия и Европа», первое и, вероятно, единственное изложение взглядов панславизма. Американский историк польского происхождения Анджей Валкцкий писал в своей книге «История русской общественной мысли»: «Наиболее динамичной и в некотором отношении наиболее современной версией русской реакции в 1870-е был панславизм. Движение, направленное заставить царское правительство проводить более агрессивную и шовинистическую иностранную политику, особенно к Турции, чтобы создать мощную федерацию славянских государств во главе с Россией».
Главным активистом в этом движении был Иван Аксаков, а к панславизму Данилевский пришел с помощью своих коллег из этнографической секции Географического общества Н.И. Надеждина, А.Ф. Гильфердинга, В.И. Лиманского и других.
Данилевский детально изучил
европейскую историю. Если есть Германский
союз, то должен существовать и Славянский,
со своей столицей – Царьградом
(Москва остается столицей России) и
династией Романовых во главе. В
Славянском Союзе Россия должна сыграть
роль Пруссии в Германском – объединить
русскую империю с чехо-
«Россия и Европа» была опубликована в 1869 году в 10 номерах нового ежемесячного журнала «Заря. В 1871 году она вышла отдельной книгой тиражом в 1200 экземпляров и медленно распродавалась в течение 15 лет!
Панславизм на короткое время получил поддержку в российском обществе. Его страстно поддерживал Достоевский. Иван Аксаков стал ведущей общественной фигурой. Эйфория быстро прошла. Правительство объявило войну Турции, но панславизма не только не приняло, но выслало Аксакова из Москвы и распустило Славянский комитет. Отвергли панславизм и малые нации. Идеи панславизма некоторым образом осуществил впоследствии лишь Сталин.
Гораздо больший отклик, чем панславизм Достоевского, имела его теория культурно-исторических типов цивилизации. Но в целом, конечно, картина европейской и мировой мысли, не будь «России и Европы» Данилевского, осталась бы той же самой.
Отбросив традиционное деление
истории на древнюю, среднюю и
новую, Данилевский выделил десять
самобытных цивилизаций или культурно-
1. Египетский.
2. Китайский.
3. Ассирийско-вавилоно-
4. Индийский.
5. Иранский.
6. Еврейский.
7. Греческий.
8. Римский.
9. Ново-семитический или аравийский.
10. Германо-романский или европейский.
По мнению Данилевского, только народы этих культурно-исторических типов были положительными деятелями в истории. К этим десяти культурно-историческим типам Данилевский добавляет еще два, с его точки зрения сомнительных: американский и перуанский. Данилевский сделал псевдонаучный «антропологический» анализ славянства.
«Европеизм» господствует в России 200 лет», – пишет он. Уже названия глав книги полемически заострены: «Почему Европа враждебна России?» (глава II), «Гниет ли Запад?» (глава VII), «Европейничанье – болезнь русской жизни» (глава XI) и т.д.
Данилевский выступил пророком русского мессианизма, признавая четыре разряда культурно-исторической деятельности: религиозный, культурный, политический и социально-экономический, он считал, что культурно-исторические типы могут проявить себя только в одном–трех видах культурно-исторической деятельности, но только Россия может осуществить все четыре вида деятельности.
История показала, что Данилевский ошибся и в отношении Америки, и в отношении России
В современной России книгу Данилевского «Европа и Россия» переиздают довольно часто. Только в 2002–2003 годах вышло как минимум три ее издания.