Русский панславизм Данилевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:23, доклад

Описание работы

Панславизм — идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков. Данилевский Николай Яковлевич [1828-1885] - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Биография его в некотором роде типична: от радикала к либералу или консерватору.

Файлы: 1 файл

Русский панславизм Данилевского.docx

— 15.03 Кб (Скачать файл)

Русский панславизм Данилевского.

Панславизм — идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Данилевский Николай Яковлевич [1828-1885] - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Биография его в некотором  роде типична: от радикала к либералу или консерватору.

В своей профессии Данилевский  в 1840–1860-е годы добился высоких результатов. В конце 1850-х– начале 1860-х он стал интересоваться панславизмом и страстно его поддержал. К 1868 году зимними вечерами в Мисхоре в Крыму им была написан знаменитый труд «Россия и Европа», первое и, вероятно, единственное изложение взглядов панславизма. Американский историк польского происхождения Анджей Валкцкий писал в своей книге «История русской общественной мысли»: «Наиболее динамичной и в некотором отношении наиболее современной версией русской реакции в 1870-е был панславизм. Движение, направленное заставить царское правительство проводить более агрессивную и шовинистическую иностранную политику, особенно к Турции, чтобы создать мощную федерацию славянских государств во главе с Россией».

Главным активистом в этом движении был Иван Аксаков, а к  панславизму Данилевский пришел с помощью своих коллег из этнографической  секции Географического общества Н.И. Надеждина, А.Ф. Гильфердинга, В.И. Лиманского и других.

Данилевский детально изучил европейскую историю. Если есть Германский союз, то должен существовать и Славянский, со своей столицей – Царьградом (Москва остается столицей России) и  династией Романовых во главе. В  Славянском Союзе Россия должна сыграть  роль Пруссии в Германском – объединить русскую империю с чехо-моравско-славацкими, сербо-хорвато-словенскими, мадьярскими, румынскими и греческими территориями. Польшу, «потерявшую свою славянскую душу», Данилевский в Славянский союз не включил – вопрос о ней оставил открытым.

«Россия и Европа» была опубликована в 1869 году в 10 номерах  нового ежемесячного журнала «Заря. В 1871 году она вышла отдельной  книгой тиражом в 1200 экземпляров  и медленно распродавалась в течение 15 лет!

 

Панславизм на короткое время  получил поддержку в российском обществе. Его страстно поддерживал  Достоевский. Иван Аксаков стал ведущей  общественной фигурой. Эйфория быстро прошла. Правительство объявило войну  Турции, но панславизма не только не приняло, но выслало Аксакова из Москвы и распустило Славянский комитет. Отвергли панславизм и малые нации. Идеи панславизма  некоторым образом осуществил впоследствии лишь Сталин.

Гораздо больший отклик, чем панславизм Достоевского, имела  его теория культурно-исторических типов цивилизации. Но в целом, конечно, картина европейской и мировой  мысли, не будь «России и Европы»  Данилевского, осталась бы той же самой.

Отбросив традиционное деление  истории на древнюю, среднюю и  новую, Данилевский выделил десять самобытных цивилизаций или культурно-исторических типов и расположил их в хронологическом  порядке:

1. Египетский.

2. Китайский.

3. Ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический.

4. Индийский.

5. Иранский.

6. Еврейский.

7. Греческий.

8. Римский.

9. Ново-семитический или  аравийский.

10. Германо-романский или европейский.

По мнению Данилевского, только народы этих культурно-исторических типов были положительными деятелями  в истории. К этим десяти культурно-историческим типам Данилевский добавляет  еще два, с его точки зрения сомнительных: американский и перуанский. Данилевский сделал псевдонаучный  «антропологический» анализ славянства.

«Европеизм» господствует в  России 200 лет», – пишет он. Уже  названия глав книги полемически  заострены: «Почему Европа враждебна  России?» (глава II), «Гниет ли Запад?» (глава VII), «Европейничанье – болезнь русской жизни» (глава XI) и т.д.

 

Данилевский выступил пророком русского мессианизма, признавая четыре разряда культурно-исторической деятельности: религиозный, культурный, политический и социально-экономический, он считал, что культурно-исторические типы могут  проявить себя только в одном–трех видах культурно-исторической деятельности, но только Россия может осуществить  все четыре вида деятельности.

 

История показала, что Данилевский  ошибся и в отношении Америки, и в отношении России

В современной России книгу  Данилевского «Европа и Россия»  переиздают довольно часто. Только в 2002–2003 годах вышло как минимум три  ее издания.


Информация о работе Русский панславизм Данилевского