Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Б1
Политология –
интегральная наука о политике,
её взаимоотношения с 2 Группы наук: 1 – Науки,
изучающие непосредственно Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной политики. 2 – Изучает
связь политики со всеми Полит социология, Полит психология, Полит антропология, Полит Астрология. Выделяют 2 уровня исследования:
2 вопрос. Сущность и основные принципы правового государства. Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки: 1.. верховенство законов, выражающих волю народа 2.. суверенитет народа 3.. гарантия осн прав
и свобод граждан. Осн 4.. разделение властей 5.. иерархия юриспруденции. Условия правового гос: 1.. наличие гражданского общества . с 60-х годов возникает новый тип правового гос – это социальное гос. Оно стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции: 1.. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч 2.. реализует политику занятости и охраны прав 3.. соц сирахование, поддерж семью и материнство 4.. доступны для всех образование, культуру, здравоохранение. |
Б2
Этапы становления:
Гоббс исследовал причину возникновения гос-ва, как политического института, причина этого: Война всех против всех, выход из войны – заключение договора, в результате установление сильной абсолютной власти. Монтескье рассматривал зависимость политики от географических факторов. Кант обосновал идею правового гос-ва (Любое гос-во должно быть само подзаконно)
|
Б3
Ф:
|
Б4
Задачи:
Принципы:
|
Б5
П – Деятельность гос-ва, партии, общ организаций и ддвижений. П – Борьба за власть, обладание властью, удержание её и использование. П – Деятельность направленная на согласование интересов и управление обществом. П – Сфера общения взаимодействия, соц. групп и отдельных людей П – вид искусства П – Деятельность соц групп по артикуляции своих противоречивых, коллективных интересов, выработки обязвтельных для всего об-ва решений и их реализация с помощью гос-в. |
Б6
При характеристике П выделяют: Форму, содержание, процесс.
Форма П – Организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов. Законы, нормативные акты. Содержание П – цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы. Процесс П – Отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов. Элементы П – 1) Полит сознание, кот включает в себя менталитет, ценностные ориентиры, взгляды, теории. 2) нормативные идеи - программа, избирательная платформа партии, правовые акты. 3) Институты власти и борьбы за неё. 4) отношение властвования к господству и подчинению.
Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная – Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия.2 вопрос. Понятие и основные подходы к правам человека. Права человека – эт принципы и нормы, которые регулируют отношения между гос и людьми и обеспечивают каждому индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Основные модели взаимодействия гос и личности:1.. тоталитарная. 2..индивидуалистическая 3..партиципаторная исторически первой формой осмысления прав человека стала идея естественного права.(право на жизнь, свободу, собственность). Аристотель вводит понятие условного права т.е. нормы, кот устанавливаются в результате действия власти и взаимоотношений людей. В эпоху просвещения идея естественных прав получила либеральное толкование (дополнено социальными правами). В 1948 году 10.12 декларация прав человека. Кроме нее сущ около 170 документов, в которых речь идет о правах человека. Международный пакт о международных и политических правах принят в 1966 году. Беларусь подписала в 1992.
|
Б7
Политика и мораль: Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница:
П и Культура:
П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов. 2 вопрос. Типология прав. Негативные - предохраняют индивида от нарушающих его свободу вмешательств и ограничений и дают ему возможность действовать по своему усмотрению. Позитивные – фиксируют
обязанности государства Разделение прав на 1..гражданские, т.е.
те которые позволяют 2.. политические права граждан – свобода мнений, убеждений и их выражение, получение достоверной информации о деятельности гос органов, доступа к любым должностям гос органов 3.. социально-экономические. Способности, труд, отдых 4.. культурные – доступ к культурным ценностям. 5.. экономические гарантия и реализация прав: 1.. юридические 2.. социально – экономические |
Б8
2 вопрос. Реализация прав человека и обязанностей в совр мире. Структуры, занимающиеся реализацией прав:
Статус и авторитет прав человека в любом гос определяется трактовкой источников прав. Существует 3 рсновные подхода к трактовке исторических прав: 1..естественно-исторический
подход. Фундаментальные права 2.. юридически позицивистский подход. Источники и гарант прав человека – государство. 3.. марксистский. Право
– воля господствующий класса
возведенная в закон и |
Б9
Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти. Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть. Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую. 2 вопрос . Понятие и функции групп интересов. Группа интересов – Осн функции групп интересов: -артикулирование интересов,
т.е. преобразование различных
эмоций в полит требования
и активизация процесса -агрегирование, т.е.
согласование частных -информирование, т.е.
трансляция мнения группы власт -формирование полит элиты. Интересы зависят от способов деятельности: -законные, взаимодействие с кандидатами, обращение в суд,… -незаконные, подкуп, сбор компромата , взяточничество. |
Б10
Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические. Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть. Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.
По присхождению и степени организованности: -аполитичные, т.е. -институционные, т.е.
имеющие организационную По специализации действий: -неассоциативные, источник их возникновения неформален и под час недобровелен (cекты) -ассоциативные, дообровольные объединения, создающиеся для решения оппред задач (профсоюзы) по характеру деятельности: -одноцелевые – ставят очень конкретизированные цели, затем распадаются -многоцелевые – профсоюзы, общество потребителей по сферам управления: -творческие -союзы потребителей - борцов за мир |
Б11
Отношение господства и подчинения выражается: Полит господство означает структурированное в обществе отношение командования и подчинения (легитимизация). Признание людьми законности, необходимости и оправданности пол власти назыв легитимностью (полностью заложена в сознании). Сущ 3 вида легитимного господства: 1.- Традиционное (отец-сын)
свойственно монархическим 2.- Хоризматические – Основано на поклонении личности из-за её особых качеств. 3.- Рационально-правовая
или легальная – Люди Легальность власти – юридическое понятие, обозначающее что происхождение власти, способы её функционирования зафиксированы законом.
Общественными движениями наз более или менее многочисленные объединения граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Гл отличие общ движений как и общ организаций не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти. Динамика их появления: -возникает опред соц
проблема, появл группа людей,
которая придает -вырабатывается конкретные цели и задачи, программы -вербовка сторонников, агитация -развернутая деятельность,
которая воплощается а -затухание движения, это либо корректировка цели либо распад движения. Функции общественных движений. -защита интересов членов данного движения и их представительство -объединение граждан -мобилизация членов
организации на разрешение -обеспечение обратной
связи между гражданами и Типология общественного движения: 1..политические, экологические, правозащитные 2.. неполитические (красный крест, защита памятников) 3..консервативные за сложившийся порядок 4..протеста – выдвижение требований 5.. реформаторские –
ратование за проведение -насильственная -ненасильственная. Разделяются по половозрастным признакам: -движение женщин -дети в борьбе за мир. Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые создаются для реализации общ интересов. Их отличия от общественных движений: -постоянное членство -устав -наличие аппарата управления -централизованное руководство. Лобби – группа интересов, кот отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на власть. |
Б12
Система – это то, что отвечает след признакам: 1.- Любая система имеет несколько составляющих элементов. 2.- Элементы взаимосвязаны между собой. 3.- Более или мение
чёткая граница между данной
системой и очередной, в - граждане, соц общности, пол институты --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность. Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов. Под системы:
|
Б13
Поддержка – Это выражение лояльности по отношению к системе(явная и скрытая). Требования – Это выражение мнения о том, как должна работать система. Апатия имеет негативный характер, т.к. Свидетельствует о том, что в обществе назревает полит кризис, потому что люди не верят в возможности власти, что может вылиться в экстремальные действия. Средства коммуникации: формальные(официальные отчеты) и неформальные(стихийно возникающие источники инф.) Вводные Функции: 1.- Полит социализация – это включение ч-ка в полиику, формирование у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к системе(формирование поддержки у населения). 2.- Политическое
рекрутирование – это 3.- Артикуляция
интересов – это предъявление
требований к тем, кто принимае 4.- Агрегирование
интересов, т.е. выражение Выводные: 1. Разработка норм; 2. Применение норм и правил; 3. Контроль за соблюдением норм и правил. 2 вопрос. Происхождение,
сущность и функции Партия в переводе – part – часть. Это специализ организ грппа, объед наиболее активных приверженцев той или иной цели и служ для борьбы за завоевание и использование полит власти.отличия партий от других общ образований: 1.. наличие цели завоевание власти 2.. наличие идеологии, способ полит организации 3.. наличие программы действий 4.. наличие электората 5.. наличие организованной структуры. Структура партии: -лидеры -партийная бюрократия -мозговой штаб -идеологи партий -партийный актив -рядовые члены -спонсоры -электорат основные способы создания совр партий: 1.. партия появляется из обществ движений, 2..создаются на основе полит группы, которая складыв вокруг яркого полит лидера 3.. образов партий на
парламент основе через 4..деление существующих партий функции партий: 1.. посредническая между массами и властью 2.. представительская 3.. институализация участия граждан в политике 4.. электоральная – отбор и рекрутирование полит лимдеров 5..политическая социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике 6.. реализация полит власти
|
Б14
По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра. +: 1.- Возможность быстрого
принятия решения и их 2.- Возможность быстро про контролировать исполнение решений. 3.- Отсутствие конфронтации. -: 1.- Большая зависимость
принятия решения от воли 2.- Отсутствие политической конкуренции. 3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества. Плюралистическая пс. 3 условия плюрализма:
1. Наличие у каждой группы своих
представителей полит жизни об- +: 1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа. -: Способность нарушения целостности общества.
2 вопрос . Типология политических партий. По идейным основаниям: 1.. доктринальная т..е.
ориентированая на 2.. прагматическая, ориентированая на практическую целесообразность 3..харизматическия, Подразделяются на левые и правые. Левые – выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за твердые соц гарантии трудящимся и за перемены в пользу трудящихся. Правые – выступают за сильное гос, охраняющее частную собственность (БНФ). По способу формирования: 1.. массовые партии. Чаще формируются снизу вверх. Им характерно идеологическое единство членов, централизованное единство руководства и уставное членство.(ком партия) 2.. кадровые партии . формируются
сверху на основании полит
групп и элит. Ей свойственны
свободное членство и |
Б15
Тоталитаризм как система возник в 20ст. и использовался для характеристики пол системы в СССР. К тоталитарным системам относят системы, кот характеризуются полным контролем со стороны гос-ва за личностью, радикальными преобразованиями всей общественной системы в соответствии с революционной социальной утопией, не оставляющей места ни для свободы индивида, ни для соц противоречий. Первоисточник тоталитаризма ищут в политизации утопии. Утопия представляется в виде идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Эти цели конкретизируются и реализ. С помощью экономического и социального планирования. Планирование нуждается во всесильной власти и массовой поддержке. Поддержка осуществляется гипертрофированным ростом институтом власти, контроля, системной и идеологической обработкой населения, подавлением инакомыслия и применения любых средств, не считая ни средств , ни жертв.
|
Б16
Первой и основной предпосылкой Т явл индустриальная стадия развития общества. ИСРО создала систему массовых коммуникаций, усложнила общественную организацию, сделала технически возможным систематическую идеологическую индоктранацию (т.е насильственное внедрение идеологии). Появление монополий, их взаимосвязь с государством усилило само гос-во и расширила его соц функции. Вторая предпосылка -
коллективистко- |
Б 17
1)_ идеологизация всей
общественной жизни. - закономерное движение к определенной цели, приоритетной по отношению к средствам - тоталитарной идеологии так же свойственна идея о счастливом завершении истории - революционна по своему характеру , обосновывает необходимость формирования нового общества и человека. - патерналистский дух
(покровительственное 2) социальная: - основание превосходства одного класса или нации - формирование социальной - формирование номенклатурного господствующего класса наряду с общей люмпенизацией 3)экономические черты: - огосударствление - ориентация или полная
ликвидация частной - Планирование и - Монополия государства
на общественные и 4)политические черты: - наличие предельного центрального организованного движения во главе с партией. - Срастание партии с государством - Запрещение всякой оппозиции - Сохранение видимости
демократии с помощью - Массовый террор как средство внутренней политики - Наличие мощного аппарата контроля и принуждения -Культ вождей 1.сталинизм. Основная идея и диктатура, опиравшаяся на три структуры – партия, государство и силовые органы. От других сталинизм отличался тем, что покушался на землю и собственность. 2.Нацизм – основная идеология расизм и шовинизм. Превосходство одной нации над другой. 2 вопрос избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право – это система государственно правовых норм регулирующие условия, порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятость выборных государственных должностей. Бывают активные и пассивные( меня выбирают). Принципы избирательного права – всеобщность , равенство и тайна голосования. |
Б18 1.Особенности и типология
авторитарных режимов. Авторита
Положительные черты авторитарных режимов: 1.способность обеспечивать
полит стабильность и 2.способность быстро мобилизовать ресурсы общества на решение определ задач 3.способность противостоять политическим противникам. Недостатки: 1.полная зависимость политики от главы гос или группы лиц у власти. 2.отсутствие у граждан
возможности предотвращать 3.ограниченность Разновидности: 1.по способу организации власти: - псевдодемократические
(в этих режимах формально - конституционноавтортарный (ограничение и запрещение на основе конституции деятельности оппозиции, независимых СМИ) пример – Сингапур, Филипины, Ирак, Иран. 2.по носителям власти : - олигархические (власть группы людей) - персоналистские диктатуры (Румыния, Греция, Аргентина) - военные хунты (Африка) - теократические режимы (власть религиозного клана) - абсолютная монархия - персонафицированный режим (власть опирается на силу, неи силых институтов власти . пример – Амина-Уганда) 3.по содержанию деятельности: - элитаристские ( организованы на обеспечение власти какой либо элиты, кот проводит реформы, манипулируя волей народа) - популистские режимы (ориентированы на заигрывании с народом.) бывают двух видов – нациналполистские (играют на чувствах национаьной справедливости), социалпопулистские (эксплуатируют идею социальной справедливости) 4.по ориентации - прогрессивные ( способствующие развитию рыночных отношений)
2 вопрос. Типы избирательных систем. 1.. мажоритарные системы : -абслютного большинства. Победившим считается тот, кто набрал более 50% +1голос -относительного большинства (большее число голосов) -унономинальные (1 депутат от округа) -полиноминальные 2.. пропорциональные |
Б19 1.Демократия как тип Демократия – это форма 1.Демократия – форма 2.Демократия – это идеал 3.Демократия – движение за установление социального и политического народовластия Характерные черты Д как формы правления: 1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость) 2.периодическая выборность осн органов власти 3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах) 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений Классификация Д: 1.в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на - социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам - всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны) -охлократия (если под
народом понимать толпу, чернь, 2.в зависимости от участия народа в политике: - прямая Д, народ принимает участие в обсуждении , в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия – принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа. - плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы) - представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей) 3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные , суперпрезиденсткие, конституционные монархии. 4.по равенству прав граждан: -по мере управления,
на политической Д, которая
основывается лишь на -соц Д основаны
на фактическом равноправии 5.В зависимости от подчинения меньшинства: -тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности -конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.
|
Б20 1.основные концепции демократии. Выделяют 3 группы теорий или концепций Д: 1.теории коллективистской Д 2.теории либеральной Д 3.теории плюралистической Д изначальной формой и теоретической и практической Д явилась коллект Д. Наиболее видные теоретики – Платон, Руссо, Маркс, Шмидт. Общие черты коллект Д: 1.признаки народа единым
целым с единой волей и 2.отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии 3.понимание свободы
как активного участия в 4.абсолютный характер
власти и отождествление 5.устранение проблем прав чел т.к. гос – выразитель воли каждого человека 6.преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация 7.декларирование соц
демократии т.е. обеспечение Либеральная . основные представители – Диссон, Локк, Монтескье. Отстаивание прав аристократии. Основные черты: 1.отождествление народа
как субъекта власти только
собственниками. Недостаток – 2.признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва. Недостатки – игнорир коллективной природы чео-ка, стимулирование эгоцентризма. 3.понимание свободы
как право быть огражд от
гос-ва и других людей. Недост
– декларативность Д-ии в 4.парламентаризм. преобладание представительских форм участия в управлении. Нестатки – слабая лигитимация власти, отрыв политич элиты от народы. 5.ограничение компетенции
гос-ва функций охраны 6.разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти. 7.ограничение власти большинства над меньшинством. Плюралистическая . основной чертой плюрилизма явл: -рассмотрение народа как совокупн соц групп, а значит осн субъект власти – соц группа. -общая воля рассматрив как результат компромиса интереса разл групп -гос рассматривается
как орган отвечающий за -наличие ценностного консенсуса в обществе, т.е. признание всеми группами законов общества (не заставить принять, а принять закон) по форме осуществления народом власти плюралист Д подразделяются : репрезентативные, партиципаторные. Репрез – реально представлены в парламентаризме, т.е. системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента. Достоинства : -рациональность организ полит системы -высокая эффективность в решении задач -порядок и полит стабильность недостатки : -фактическое отстранение народа от власти в период между выборами -олигархизация власти -широкие возможности для манипулирования обществом. Партиципаторные – основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений. Достоинства : -участие многих людей
способствует расшир -усиление контроля за управленческими структурами |
Б 21 1.Критерии и механизмы современной демократии. 1.представительство интересов народа через его полномочных посредников 2.признание полит плюрализма. Выражается
в наличии альтернативных 3.участие граждан в -предоставление равного права на участие в полит жизни -добровольность такого участия -реальность, возможность участвовать в политике в самых разных формах (либо поддерживая власть либо нет) 4.осуществление просвященного выбора предполагает -доступность каждому гражданину полной информации для осущ выбора четкую, корректную формулировку предполагаемых альтернатив 5.взаимная ответственность Механизмы современной Д. Для реализации Д необходимо: 1.законодатнльное закрепление и юридич гарантии прав человека (права чел должны быть декларированы) 2.институт парламентаризма ( 3.свободные выборы – периодичность, процедура выборов, сроки и форма выборов, выдвижение депутатов, голосование, подсчет голосов – все д.б. четко, закреплено законом. -если избиратель голосует -беспрепятственное выдвижение кандидатов в соответствии с конституцией -обеспечение возможности конку 4.многопартийность 5.легальная оппозиция (осн 6.разделение властей (необх 7.свобода СМИ Условия существования Д: 1.наличие рыночных отношений (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках) 2.наличие гражданского 3.существование среднего класса (этот класс стремится к независ) 4.наличие опред уровня
|
Б22 1.Достоинства и недостатки демократии: достоинства 1..наличие возможности свободного выбора 2..учет мнения большинства 3..отсутствие монополии на 4..уважение прав и свобод 5..наличие конкуренции мнений
и возможности согласования инт недостатки 1.. опасность тирании большинства 2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации 3.. замедленный процесс принятия решений 4.. вероятность прихода
к власти в результате выборов
непрофесионалов ( |
Б 23 1.Предпосылки демократии. Экономические: 1.. довольно высокий уровень
индустриального и экон 2.. рыночная конкуренция в 3.. высокая степень урбанизации 4..развитость массовых Социальные 1.. относительно высокий уровень благосостояния граждан, который позволяет смягчать соц конфликты и находить компромисы 2.. сглаживание соц неравенства.
Поляризация общества на 3.. система рассеяных соц неравенств. Это есть недопущение сосредоточения дефицитных благ в 1 руках 4.. соц плюрализм. Это наличие
четкой соц структуры в 5.. наличие предпринимателей 6.. наличие влиятельного среднего класса 7.. грамотность населения, его образованность 8.. наличие массового Культурные и религиозные
предпосылки. 2.. наличие религии, кот Внешнеполитические: 1..политическая, экономическая, культурно-информационное воздействие, военное вмешательство, влияние примера Д-государств.
|
Б 24 1.Общие модели и Можно выделить 3 осн модели демократизации 1.. линейная демократизация
– это однонаправленное 2.. циклическая – суть
в чередовании демократической
и авторитарной форм правления
при позитивном отношении 3.. деолактическая. Этому типу характерен переход к Д на основании созревших внутренних предпосылок. Часто в таких странах происходит резкое и быстрое крах авторитарных режимов (Чили, Италия) |
Б25. |
Б 26 1.Происхождение сущность и В широком смысле гос – это страна ( до 17 столетия). В узком гос – это плит институт, система учреждений, обладающая верховной властью на опред территории и призвана обеспечить безопасность, права граждан, управления страной. Признаки гос: 1..публичность власти, кот выражается в наличии слоя полит управленцев 2.. территория с границей 3.. суверенитет (власть на данной территории) 4.. монополия на использование принуждения (может отнимать жизнь) 5.. обязательства членства (каждый родившийся - гражданин) 6.. претензия на Причины возникновения: 1.. развитие общественного разделения труда и выделение слоя управленцев 2.. возникновение частной собственности , эксплуатации 3.. завоевание одних народов другими 4.. демографические факторы 5.. психологич факторы 6.. антропологические
факторы. Основу выразил 2 основных этапа в развитии гос как института: 1.. традиционный. Эти гос возникали на основе обычаев, норм, традиций. Монархии – большинство подданых лишают прав, законы издают верхи в свою пользу 2..конституционный. связан с введением законов. 1776 – конституция США. 2 вопрос понятие, теории и функции политической элиты. Полит элита – это внутренне дифференцированная относительно интегрированная группа лиц, которая в большей или меньшей степени обладпет качествами лидеров и занимает руководящие посты в обществе. Теоретические концепции, пытающиеся обосновать «элиту»: 1.. элитные теории Моска.
Полагал, что любое общество
делится на класс управляемых
и управленцев, и главный путь
попадания в этот класс –
умение управлять. Считал 2.. Парето полагал,
что миром должно править Элита: -правящая (элита Лис) метод их работы переговоры, уговоры, лесть -контрэлита(Львов). Люди,
обладающие необходимыми 3..Михельс. изучал соц механизмы, порождающие элитарность. Вывел жизненный закон олигархических тенденций. Современные теории: 1.. теория флюралистических элит. Основные концепции: -элитарность – нормальное явление развития общества -гл качество для попадания в элиту – подготовленность к управлению -отрицание элиты как единой, сплошной группы 4..отрицание разделения
общества на элиту и массу,
т.к. между элитой и массой
устанавливаются отношения 5.. гл в полит жизни не деятельность Э а социгруппы и их представители. Полным антиподом явл
леволиберальная элитная -гл элитообразующий признак – обладание должностью -элита предст собой
сплошную группу и основа -глубокое различие между Э и массой -рекрутирование элиты из собственной среды -гл функция элиты – обеспечить свое господство. Причины существования Э: -психологич и соц неравенство людей и разное желание принимать участие в полит жизни -существование разделения труда, треб управленческого труда -полит пасивность широких масс -высокая общест значимость
управл труда и его Типология элиты: -наследственная (аристократия) -властная (те, кто непоср обладает властью) функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга) по отношению к власти элита правящая и оппозиционная. По способу рекрутирования – открытая и закрытая |
Б 27
С 1-ой половины 14 ст парламент стал двухпалатным. Нац собрание – высший законодательный орган РБ. В большинстве стран – двухпалатные парламенты. Способы формирования верхних палат : 1.. всенародное избрание (Франция, Канада) 2.. по принципу наследования (Великобрит) 3.. путем назначения 4.. смешанные формы всех предыдущ. Верхняя палата как и нижняя имеет опред срок полномочий депутатов. 5 лет – нижняя, 9 лет – верхняя . это во Франции. Кроме срока сущ различные ограничения: основной – возрастной. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решение. Депутаты имеют ряд привелегий: 1..Иммунитет (неприкосновенность) 2.. индемнитет (депутат не имеет ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, которые он подержал, отдав свой голос) фракция – группа депутатов, кот объединяется по полит интересам и выступает на основании единой полит платформы. Спикер – следит за парламентом . в каждой палате есть собств председатель. Квеста – следит за порядком в помещении комиссии, которые имеют постоянный, временный характер. Задачи парламента: 1.. принятие законов 2.. утверждение гос бюджета и отчет о его выполнении 3.. участие в формировании правитеьства и др органов власти 4.. внешнеплитические
полномочия. Высший орган исполнительной
власти – правительство. К
числу важнейших полномочий 1..разработка программ эконом, соц развития 2.. подготовка госбюджета и его исполнение 3.. ведение междунар
переговоров, заключение Большинство совр правительств формир на партийной основе. Функции президента: Глава гос, формирует правительство, с согласия парламента назначать судебный корпус, имеет право издавать декреты, имеющие силу закона, имеет право распускать парламент
|
Б 28 1.Тенденции развития современных государств: 1..деэтотическая. суть в 2.. этотическая. Суть в повышении роли гос как регулятора 3.. сокращение функции 2 вопрос понятие , теории политического лидерства. Лидер – руководящий, ведущий за собой. В совр науке существует несколько трактовок лидерства: 1.. лидерство – власть, кот осущ одним или неск людьми 2.. лидерство – управленческий статус 3.. влияние на др
людей, но специфическон, кот
заключается в таких показателя -данное влияние должно быть постоянным -руководящее воздействие лидера на всю группу -приоритетное влияние лидера на группу -опора лидера на авторитет, а не на силу 4.. это особого рода предпринимательство 5.. это символ общности и образец поведения. В небольших организ не требуют структурного обособления лидерства. В политике происходит обязательная формализация позиций. Структурное обособление полит лиднрства содержит 2 аспекта : формальное и неформальное. Первое основывается на положении в общест иерархии, связанное с занятием высоких постов. Вторая основывается на авторитете. В политике ведущее положение занимает формальное лидерство. Природа полит лидерства. 1..Теория черт суть
феномена лидерства данной 2.. ситуационная теория. Суть лидерства как явления порождается обстоятельствами. А не качествами человека 3.. теория последований.
Суть – это результат особого
рода отношений между 4.. психологические концепции лидерства. Классификация лидерства: -лидеры – традиционные, рационально – легальные, харизматические.
Функции полит лидера: -объединение общества, его интеграция -камуникация власти и масс -мобилизация масс на решение полит проблем -соц патронаж и арбитраж -находить и принимать оптим решения в общ проблемах |
Б 29 Понятие, признаки и структура гражданского общества. 1.. гражданское общество
составляют различные 2... общественные организации и учреждения 3.. разл союзы, фонды, клубы, общ движения, гражданские инициативы 4.. органы местного самоуправления 5.. полит партии () неправящие 6.. независимые СМИ 7.. группы давления основу соц гражданского общества образует средний класс. Франк писал – важнейшая соц ценность средних слоев заключается в осознании того, что нельзя обогатиться с помощью каких либо мелких или революционных мероприятий, что свойственно только низшим слоям. Суть духовных устоев среднего слоя заключается в следующем : экономическое благосостояние органически зависит от трудолюбия, предприимчивости и образования. Условия формирования гражданского общества: 1..Наличие многообразных форм собственности 2.. существование множества
соц групп, интересов, 3.. наличие широкой
сети добровольных объединений, 4.. наличие четкой и непротиворечивой системы законов 5.. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готовность взять полит ответственность) |