Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Понятие “политическая модернизация (развитие)” было введено в научный оборот во второй половине XX в, сегодня многие страны решают проблему перехода от политически простых, к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа к другому типу политической системы обозначается термином «политическая модернизация» или «политическое развитие». Политическую модернизацию можно определить, как формирование, развитие и распространение современных политических инструментов, практик и культур.
Теория ПМ начала формироваться в 50-60е г. 20 века, ее создатели опирались на теоретическое наследие известных исследователей, в частности М. Веббер, выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиций общества к современному, на основе рационализации поведения. Теннис и Дюркгейм предложили концепцию эволюций от обществ с механической солидарности, к обществам с органической солидарностью на основе разделения труда.
Теория модернизации «образца
50—60-х гг.» универсализме, т.е. развитие
всех стран и народностей рассматривалось
как универсальное, то есть происходящее
в одном направлении, имеющее одни и те
же стадии и закономерности. Признавалось
наличие национальных особенностей, однако
считалось, что они имеют второстепенное
значение.
В целом модернизация представлялась
как процесс развития в направлении от
традиционного общества к современному.
Большинство авторов теории модернизации
в 50—60-х гг. считали, что в основе общественного
развития лежит прогресс в экономике и
технологии, ведущий к повышению жизненного
уровня и решению социальных проблем (необходимо
отметить труды У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла
и др.).
Многие представители
теории модернизации этого времени
основное внимание сосредоточили на
проблеме «стабильности» политического
развития как предпосылки для
социально-экономического прогресса.
Ученые находили различные рецепты
поддержания такой
Сторонники «либерального» направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество.
Многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.
Во второй половине 80-х годов получает свое развитие концепцияполитического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.
«органическая», или «первичная», характерная для таких стран, как Великобритания, США, Канада, некоторые другие европейские страны (модернизационное ядро). Ее начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. В этих странах модернизация осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов;
«неорганическая» или «вторичная», «отраженная», «модернизация вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.), основным фактором которой выступают социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом — имитационные процессы. «Вторичная», «догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие — еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Развитие общества при «вторичной» модернизации напоминает, по мнению бразильского историка Н. Вернек Содре, «движение квадратного колеса».
Выделяют три типа модернизации:
- эндогенная, то есть осуществляемая
на собственной основе (Европа, США
и т.п.);
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая
на собственной основе, равно как и на
основе заимствований (Россия, Турция,
Греция и т.д.);
- экзогенная модернизация (имитационные,
имитационно-симуляционные и симуляционные
варианты), осуществляемая на основе заимствований
при отсутствии собственных оснований.
Во-первых, процесс политической
модернизации в России можно в
целом отнести к эндогенно-
Во-вторых, характерной особенностью этого
типа модернизации является сочетание
различных собственных и заимствованных
институтов и традиций.
В-третьих, для России характерна особая и, по мнению В.И. Пантина, «не сравнимая с другими странами и цивилизациями роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях»
.В-четвертых, отмечаемая многими исследователями и в частности В.И. Пантиным, «периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества.
В-пятых, российская модернизация по природе своей циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой, как правило сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами.
После распада СССР, смена модели политического развития вызвало в России принципиально новые явления.
цивилизационного развития.
Особенностью отечественного цивил. развития явл. тот факт, что российское общество не испытало таких фундаментальных переворотов, какими на западе были – ренессанс, реформация, движение за права человека, заложившие основу рационалистических форм хозяйственной деятельности. Известный российский ученый Александр Ахиезер считает российское общество, обществом промежуточной цивилизации, которое вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации. В итоге символический разрыв с прошлым в России оборачивается тем, что символика и формы подменяют реальные изменения содержания.
Приоритетные направления модернизации и в России:
Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народ.
Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).
В-третьих посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет).
В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Научное определение: выборы – это участие граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления путем свободного, тайного, альтернативного голосования для формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей. В понятие "выборы" включаются действия граждан, политических партий, общественных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов).
Референдум - голосование
граждан, имеющих активное избирательное
право, по вопросам, которые в установленном
законом порядке вынесены на референдум
в целях получения от участников
референдума чётко выраженного
однозначного ответа типа «да» или
«нет», «за» или «против», - определяется
в российском законодательстве применительно
к видам референдума в
Референдум Российской Федерации
- всенародное голосование
Референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации.
Местный референдум - голосование
граждан Российской Федерации, постоянно
или преимущественно
Для того чтобы выборы выполняли свое назначения они должны опираться на основопологающие принципы избирательного права.
Избирательное право в объективном смысле – это система конституционных норм регулирующие общественные отношения, связанное с выборами органов государственной власти и местного самоуправления. Предмет выборов общественные отношения в которых участвуют избиратели, выборные органы и должностные лица.
Избирательное право в
субъективном смысле – это гарантированное
конституционное право граждан
избирать (активное избирательное право
в России с 18 лет) и быть избранным
(пассивное избирательное
- Всеобщьность – все граждане независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профпренадлежности имеют право избирать и быть избранным,
- Равенство – граждане
имеют один голос, все
- Выборы являются прямыми
и непосредственными, т.е.
- Голосование на выборах
является тайным, что исключает
возможность какого-либо
- Участие в выборах является добровольным. Однако в ряде стран применяют систему принудительного голосования ( Австралия, Греция, Новая Зеландия).
В месте с тем всеобщность выборов, как в России так и в других странах ограничивается набором цензов.:
1 Ценз – Возрастной. В 109 странах избирательное право получаю лица старше 18 лет, с 20 лет в Японии, в Швейцарии и Финляндии, и с 16 в Бразилии, Кубе, Иране.
2 Ценз – оседлости, для того, чтобы зарегистироваться необходимо соответствовать цензу оседлости, т.е. проживать в конкретном р-не избирательного участка, Сроки требуемого времени определяется конституцией страны и законодательством. Во Франции 6лет, Новая Зеландия 3 мес, в РФ по месту регистрации.
3 Ценз – Недееспособности,
ограничивает избирательное
4 Ценз – Моральный,
лишают избирательного права
лиц находящихся по приговору
суда в местах лишения свободы.