Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Файлы: 1 файл

шпора полит. модерн. стран.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие политической модернизации.

Понятие “политическая модернизация (развитие)” было введено в научный  оборот во второй половине XX в, сегодня  многие страны решают проблему перехода от политически простых, к более сложным формам  организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа к другому типу политической системы обозначается термином «политическая модернизация» или «политическое развитие». Политическую модернизацию можно определить, как формирование, развитие и распространение современных политических инструментов, практик и культур.

  1. Вклад в развитие политической модернизации М.Вебера, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма.

Теория ПМ начала формироваться  в 50-60е г. 20 века, ее создатели опирались  на теоретическое наследие известных  исследователей, в частности М. Веббер, выдвинувшего идею развития европейской цивилизации в направлении от традиций общества к современному, на основе рационализации поведения. Теннис и Дюркгейм предложили концепцию эволюций от обществ с механической солидарности, к обществам с органической солидарностью на основе разделения труда.

  1. Развитие теории модернизации в 50-60 гг.

Теория модернизации «образца 50—60-х гг.» универсализме, т.е. развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение. 
В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большинство авторов теории модернизации в 50—60-х гг. считали, что в основе общественного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить труды У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.).

  1. Развитие теории модернизации в 60-70 гг.

Многие представители  теории модернизации этого времени  основное внимание сосредоточили на проблеме «стабильности» политического  развития как предпосылки для  социально-экономического прогресса. Ученые находили различные рецепты  поддержания такой стабильности. В целом в литературе, посвященной  теориям модернизации, выделяется условно  два направления, представители  которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: «консервативное» и «либеральное». Представители «консервативного» направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения.

Сторонники «либерального» направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество.

  1. Развитие теории модернизации в 80-90 гг.

Многие авторы, не отрицая  важность таких факторов, как технологический  прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.

Во второй половине 80-х  годов получает свое развитие концепцияполитического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.

  1. Органическая модель развития политической модернизации.

«органическая», или «первичная», характерная для таких стран, как Великобритания, США, Канада, некоторые  другие европейские страны (модернизационное ядро). Ее начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. В этих странах модернизация осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов;

  1. Неорганическая модель развития политической модернизации.

«неорганическая» или  «вторичная», «отраженная», «модернизация  вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и  др.), основным фактором которой выступают  социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом — имитационные процессы. «Вторичная», «догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие — еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Развитие общества при «вторичной» модернизации напоминает, по мнению бразильского историка Н. Вернек Содре, «движение квадратного колеса».

Выделяют  три  типа  модернизации:

- эндогенная, то есть осуществляемая  на собственной основе (Европа, США  и т.п.); 
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.); 
- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.

  1. Практика модернизации в истории России.

Во-первых, процесс политической модернизации в России можно в  целом отнести к эндогенно-экзогенному  типу 
Во-вторых, характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций.

В-третьих, для России характерна особая и, по мнению В.И. Пантина, «не сравнимая с другими странами и цивилизациями роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях»

.В-четвертых, отмечаемая  многими исследователями и в  частности В.И. Пантиным, «периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества.

В-пятых, российская модернизация по природе своей циклична. Переход  от одной фазы модернизации к другой, как правило сопровождается социальными потрясениями и даже катастрофами.

  1. Специфика политической модернизации России после распада СССР.

После распада СССР, смена  модели политического развития вызвало  в России принципиально новые  явления.

    1. Произошла не только смена режимов, но и смена общественного строя.
    2. Политическая демократизация началась до того, как сложились эелементы современного рынка.
    3. Отсутствие экономических корней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы.
    4. Выбран путь быстрой радикальной модернизации.
    5. Правящая элита ориентируется на либерально американский тип рынка, не вписывающейся в социальную реальность и традиции России.

 

  1. В чем состоит особенность отечественного

цивилизационного развития.

Особенностью отечественного цивил. развития явл. тот факт, что российское общество не испытало таких фундаментальных переворотов, какими на западе были – ренессанс, реформация, движение за права человека, заложившие основу рационалистических форм хозяйственной деятельности. Известный российский ученый Александр Ахиезер считает российское общество, обществом промежуточной цивилизации, которое вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации. В итоге символический разрыв с прошлым в России оборачивается тем, что символика и формы подменяют реальные изменения содержания.

  1. Основные направления современной модернизации в России.

Приоритетные направления  модернизации и в России:

    1. Модернизация экономики и технологии развития,
    2. Развитие медицинской техники,
    3. Повышение энергоэффективности,
    4. Космические технологии,
    5. Развитие строительных и ифонрмационных технологи.
  1. Выборы: понятия, принципы, функции.

Во-первых, выборы наряду с  референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народ.

Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции России).

В-третьих посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет).

В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Научное определение: выборы – это участие граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления путем свободного, тайного, альтернативного голосования для формирования органов власти в соответствии с волей и интересами избирателей. В понятие "выборы" включаются действия граждан, политических партий, общественных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов).

  1. Референдум: сущность, цели, особенности.

Референдум - голосование  граждан, имеющих активное избирательное  право, по вопросам, которые в установленном  законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного  однозначного ответа типа «да» или  «нет», «за» или «против», - определяется в российском законодательстве применительно  к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный  институт референдума), референдум субъекта Российской федерации, местный референдум.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан  Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих  на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации.

Местный референдум - голосование  граждан Российской Федерации, постоянно  или преимущественно проживающих  в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое  проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов  Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

  1. Принципы демократического избирательного права.

Для того чтобы выборы выполняли  свое назначения они должны опираться  на основопологающие принципы избирательного права.

Избирательное право в  объективном смысле – это система  конституционных норм регулирующие общественные отношения, связанное  с выборами органов государственной  власти и местного самоуправления. Предмет выборов общественные отношения в которых участвуют избиратели, выборные органы и должностные лица.

Избирательное право в  субъективном смысле – это гарантированное  конституционное право граждан  избирать (активное избирательное право  в России с 18 лет) и быть избранным (пассивное избирательное право  в РФ с 21 и 35 лет).

  1. Принципы демократического избирательного права.

- Всеобщьность – все граждане независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профпренадлежности имеют право избирать и быть избранным,

- Равенство – граждане  имеют один голос, все избиратели  участвуют в выборах на равных  основаниях. Избиратель не может  быть включен более чем в  1 список избирателей, он голосует  лично, предъявив документ, в списке  избирателей делается отметка. 

- Выборы являются прямыми  и непосредственными, т.е. избиратели  голосуют за или против кандидатов  непосредственно.

- Голосование на выборах  является тайным, что исключает  возможность какого-либо контроля за волеизлиянием избирателя. Закрытая процедура голосования состоит из 3 элементов: а) ананимные билютени, б) закрытая кабинка, в) избирательная урна.

- Участие в выборах  является добровольным. Однако в  ряде стран применяют систему принудительного голосования ( Австралия, Греция, Новая Зеландия).

  1. Избирательные цензы.

В месте с тем всеобщность  выборов, как в России так и в других странах ограничивается набором цензов.:

1 Ценз – Возрастной. В  109 странах избирательное право  получаю лица старше 18 лет, с  20 лет в Японии, в Швейцарии   и Финляндии, и с 16 в Бразилии, Кубе, Иране.

2 Ценз – оседлости,  для того, чтобы зарегистироваться необходимо соответствовать цензу оседлости, т.е. проживать в конкретном р-не избирательного участка, Сроки требуемого времени определяется конституцией страны и законодательством. Во Франции 6лет, Новая Зеландия 3 мес, в РФ по месту регистрации.

3 Ценз – Недееспособности, ограничивает избирательное право  психически больнымна основании судебного решения.

4 Ценз – Моральный,  лишают избирательного права  лиц находящихся по приговору  суда в местах лишения свободы.  В Мексики – наркоманы, в Тайланде – лица лишенные родительских прав.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"