Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:42, шпаргалка
1) Политология как наука и учебная дисциплина.
2) Политика как социальное явление.
3) Структурные элементы политики.
4) Функции политики. 5) Природа власти 6) Ресурсы власти,
13) Природа политического лидерства
14) Типология политического лидерства
16) Политичекская психология: понятие, природа, структура.
1) Политология
как наука и учебная |
2) Политика как социальное явление. |
3) Структурные элементы политики. |
Изучает закономерности политического процесса. Корни науки относятся к античности. Сложилась как наука во 2 половине 19 в. Политика показывает власть изнутри. Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом. Объект изучения- политическая сфера общества, т.е наука о государственно-организованном обществе как политической системе, включающей в себя рассмотрение 3 аспектов: а)политические институты. Б) политических субъектов в)политического сознания. |
Природа политики как относительно
самостоятельной сферы общества
связана с ее пониманием как явления,
порожденного соц.дефференциацией
общества, т.е политика есть способ
регуляции соц. Отношений через нахождение
социального баланса общества. Политика-это
такой вид социального взаимодействиякоторый
ориентирован на согласование интересов
и выражение общественно-значимых целей
на координацию основных видов деятельности
людей. В политике надо видеть 2 стороны:1)Интегративный
2) Дифференцирующий.1)-примат общезначимого, |
1) “Политические отношения”, которые раскрывают характер взаимосвязей различных общественных групп между собой и с институтами власти. 2) Политическая организация. Характеризует роль различных институтов публичной власти, а также других общественно-политических организаций как рычагов управления и регуляции. 3) Политическое сознание. Выражает уровень политически осознанного поведения людей ко всему происходящему. 4) Политические интересы. 5) Политические ценности. |
4) Функции политики. |
5) Природа власти |
6) Ресурсы власти |
1) Обеспечение целостности и стабильности общества. 2) Управление и регуляция общественно-политическими процессами. 3) Мобилизация и эффективность политической деятельности. 4) Рационализация жизни. 5) Политическая социализация. |
Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в саморегуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемственность власти: использование опыта цивилизации при формировании властных структур. 3. Динамичность власти. Власть изменяется в сторону большей цивилизованности.4. Наличие рационального и иррационального начал власти. Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и Вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть. Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую. |
Первая модель: а) Утилитарные. б)Принудительные. в) Нормативные. а) блага, которые S может использовать при воздействии на объект. в) то, что определяется формальными правилами взаимоотношений между сторонами. Вторая модель: а) Материальные. Б) Социальные. В) Физические (силовые). Г) Информационные. Д) Политико-правовые. Е)Демографические. Ж) Авторитет как ресурс власти. |
7)Принцип разделения властей |
8) Тоталитарный политический режим |
9) Авторитарный политический режим |
Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть. |
Это режим гос.власти, при котором она активно вмешивается во все сферы общественных отношений. В его основе принцип: “Запрещено все, кроме того, что приказано”. Здесь утверждается:1) Монополия 1 партии. 2) Отсутствие легальной оппозиции. 3) Господство государственной формы собственности. 4) культ вождя. 5) Мощный репрессивный аппарат. 6) Сосредоточение в руках гос-ва средств массовых коммуникаций. 7) Приоритет интересов государства над интересами общества. Предпосылки тотал-ма:1) не развитость гражданского общества, его растворимость в политическом. 2) Чрезмерная рационализация общественной жизни.3) Признание в качестве официальной 1 идеологии. |
Режим государственной власти, при котором она базируется на личном авторитете 1 государственного служащего. Власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Черты: 1) Главенствует принцип: “разрешено все, кроме политики”, т.е. в политической сфере власть не допускает компромиссов- политической оппозиции и многопартийности. 2) В культуре и экономике допускается плюрализм. 3) Культ личности харизматического лидера. 4) Фактический отказ от принципа разделения властей. Разновидности тоталитаризма: 1)Традиционные абсолютистские монархии. 2) Режимы олигархического типа. 3) Военные диктатуры(хунты). 4) Страны социалистической ориентации. Таким образом авторитаризм не допускает политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во внеполитических сферах. |
10) Демократический политический режим |
11) Правовое государство: |
12) Гражданское общество: признаки, принципы жизнедеятельности. |
Режим власти, при котором
она реализуется |
Это система публичной власти, которая находится под правом, а не над правом и не вне права. Признаки правового государства: 1) Верховенство права, т.е: а) Право является выразителем идей свободы и социальной справедливости, а закон может быть не правовым. Б) Право является наиболее формальным регулятором общественных отношений. В) Приоритет права означает не только высокую степень роли действующего законодательства, но и цивилизованный уровень правосознания в обществе. 2) Наличие системы разделения властей, то есть закрепление за гос.органами формально определенных полномочий. 3) Четкое разграничение полномочий между государством и гражданским обществом. 4) Обеспечение в обществе правопорядка и режима законности. 5) Функционирование непосредственной и представительной демократии. 6) Верховенство норм международного права над национальным законодательством. 7) Наличие развитого гражданского общества. 8) Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в одном звене или институте. 9) Прямое действие конституционного закона. Вывод: Правовое государство- гос-во, где высшей соц. И юр. Ценностью явл. Права человека. |
Это система горизонтальных отношений семейно-бытового, этно-национального, историко-культурного и иного частного характера, в сфере которых реализуются индивидуальные интересы лиц. Институты ГО: частная собственность, рынок труда, предпринимательская деятельность, деятельность общественных объединений. ГО- сфера отношений, в которой объединение граждан свободно от принуждения политической властью. |
13) Природа политического лидерства |
14) Типология политического лидерства |
16) Политичекская психология: понятие, природа, структура. |
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Концепции личности: 1) Волюнтаристическая. 2) Теория черт. Она исходит из объяснения феномена лидерства как суммы качеств личности, определяемой не только индивидуальными (природными) качествами, но и социальными качествами лидера, то есть надо учитывать субъективные и социальные характеристики лидера, связанные со статусом личности, его социальной роли. |
1) Функциональный критерий
– правящий лидер и |