Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:48, шпаргалка
Вопрос №1 Политология как наука, предмет, метод, функции
Политоло́гия - или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Предметом политологии является не просто изучение политики, а, прежде всего, политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно-организованном обществе, ее отражение в политической системе, политическом сознании, интересах и поведении людей, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций.
Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1. Ее члены полностью
сохраняют государственный
2. В компетенцию конфедеративных
органов передаются лишь
3. Решения конфедеративных
органов не имеют
Вопрос№15
(Формы политического
Существуют 2 основные формы правления: монархия и республика.
Монархия – государство, главой которого является монарх.
- во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;
- во-вторых, власть монарха наследственна.
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.
В парламентарных республиках роль главы государства чисто номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.
При президентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями.
Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (конституционную) монархию, при которой власть монарха ограниченна парламентом. В современную эпоху существуют государства как с конституционной монархией (Великобритания, Норвегия, Дания).Абсолютная(ОАЭ).
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.
Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.
Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.
При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.
Республика – форма правления при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу; глава государства также избирается населением или Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.
Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.
Вопрос №16(Политическая партия: понятие функции, типы)
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
1) выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
2)разработка идеологии,
формирование общественного
3)создание возможностей для политической социализации личности;
4) подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
5)организация избирательных кампаний и участие в них;
6)борьба за государственную
власть и участие в
Предложено
несколько типологий
-по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;
-по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
-по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
-по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
-по участию во власти
- правящие и оппозиционные,
Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов.
Вопрос №17 (Группы интересов, сущность, способы деятельности)
Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами.
Сущность (Воздействие на саму власть, воздействие на партии, контролирующие власть, воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.) Группы интересов не стремятся завоевать политическую власть в стране, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и занимаются, а не составляют программу партии на основе декларативных утверждений. Группы интересов выражают эмоции, ожидания, идеи интересы и взгляды граждан, придают им удвоенную силу и благодаря коллективным усилиям делают их достоянием всего социума. Как только происходит обострение какой-либо проблемы, она сразу же привлекает внимание массы людей, из которых выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент благодаря тому, что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.
Способы деятельности
-взаимодействие с кандидатами в депутаты, а также с членами исполнительных и представительных органов;
• участие в финансировании законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов;
• контролируют соблюдение уже принятых решений, законов, постановлений, вплоть до обращения в суд;
• наблюдают за деятельностью
правительства в отдельных
Основными направлениями их деятельности являются:
- влияние во время
- влияние на законодательный процесс;
-влияние на кадровые вопросы;
- влияние на принятие и исполнение управленческих решений;
- влияние на суд и судебные решения
Вопрос № 18 (Политическая культура , понятие, основные элементы, типы, функции)
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Основные элементы политической культуры:
1. Политические традиции.
2. Идеи, концепции и убеждения
о взаимоотношении различных
общественно-политических
3. Ориентации и установки
людей в отношении
Функции:
1) идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
2)ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
3)адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
4) социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
5) интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
6)коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Вопрос №19 (Политическое участие: понятие, виды)
Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
Виды: – индивидуальное и коллективное;
– добровольное и принудительное;
– активное и пассивное;
– традиционное и новаторское;
– легитимное и нелегитимное.
По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.
ормы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:
1) действия людей в политике,
служащие ответом на внешнее
воздействие, исходящее от
2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;
3) участие в деятельности
политических организаций,
4) выполнение политических
обязанностей в рамках
5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
6) прямое действие –
непосредственное влияние на
функционирование и изменение
политических институтов через
такие формы политического
– митинги;
– демонстрации;
– забастовки;
– голодовки;
– кампании неповиновения или бойкот;
– освободительные войны и революции;
7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;
8) встречи с политическими
лидерами, представителями
Вопрос №20 (Политические идеологии: суть, уровни ,признаки, разновидности, функции)
Политической идеологией -называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий.
Суть идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства.
Уровни 1) теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства;
2) программно-политический, где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс
3) актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия.