Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:48, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Политология как наука, предмет, метод, функции
Политоло́гия - или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Предметом политологии является не просто изучение политики, а, прежде всего, политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно-организованном обществе, ее отражение в политической системе, политическом сознании, интересах и поведении людей, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций.

Файлы: 1 файл

Voprosy-s_otvetami.docx

— 67.05 Кб (Скачать файл)

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:

1. Ее члены полностью  сохраняют государственный суверенитет.

2. В компетенцию конфедеративных  органов передаются лишь некоторые  вопросы, чаще всего в области  обороны, внешней политики, транспорта  и связи.

3. Решения конфедеративных  органов не имеют обязательного  характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы  место вмешательство в дела  суверенных государств).

Вопрос№15 (Формы политического правления)

Существуют 2 основные формы  правления: монархия и республика.

Монархия – государство, главой которого является монарх.

- во-первых, власть монарха  юридически непроизводна от какой-либо другой власти;

- во-вторых, власть монарха  наследственна.

В странах с республиканской  формой правления главой государства  является президент, избираемый в определенном порядке.

В парламентарных республиках  роль главы государства чисто  номинальна. Как правило, он действует в них с санкции правительства.

При президентской форме  правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями.

Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (конституционную) монархию, при которой власть монарха  ограниченна парламентом. В современную эпоху существуют государства как с конституционной монархией (Великобритания, Норвегия, Дания).Абсолютная(ОАЭ).

Абсолютная  монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

 

Ограниченная  монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая  монархия характеризуется «двоевластием». Она возникает на стыке двух исторических эпох - феодальной и буржуазной. Этот «переходный» период характеризуется тем, что феодалы уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия, вследствие своей слабости, еще не в состоянии взять всю полноту власти в свои руки.

Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии  и формируется выборным путем. Верхняя  палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство  подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые  парламентом законы.

Парламентарная  монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.

При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его  функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

Республика – форма правления при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу; глава государства также избирается населением или Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.

Парламентарная  республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №16(Политическая партия: понятие  функции, типы)

Политическая  партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических  внутренних и внешних функций.

Внутренние  функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

1) выражение, отстаивание  и защита интересов больших  социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

2)разработка идеологии,  формирование общественного мнения, распространение политической культуры;

3)создание возможностей  для политической социализации  личности;

4) подготовка кадров для  политических институтов, участие  в формировании политической  элиты;

5)организация избирательных  кампаний и участие в них;

6)борьба за государственную  власть и участие в политическом  управлении.

Предложено  несколько типологий политических партий:

-по идеологической ориентации  выделяют партии либеральные,  консервативные, коммунистические  и проч.;

-по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

-по социальной базе  — рабочие, крестьянские, предпринимательские  и др.;

-по отношению к социальным  преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

-по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные  и нелегальные, парламентские  и непарламентские.

Наиболее  известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые  партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые  партии многочисленны, финансируются из членских взносов.

 

Вопрос  №17 (Группы интересов, сущность, способы  деятельности)

Группами  интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами.

Сущность (Воздействие на саму власть, воздействие на партии, контролирующие власть, воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.) Группы интересов не стремятся завоевать политическую власть в стране, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и занимаются, а не составляют программу партии на основе декларативных утверждений. Группы интересов выражают эмоции, ожидания, идеи интересы и взгляды граждан, придают им удвоенную силу и благодаря коллективным усилиям делают их достоянием всего социума. Как только происходит обострение какой-либо проблемы, она сразу же привлекает внимание массы людей, из которых выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент благодаря тому, что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.

Способы деятельности

-взаимодействие с кандидатами в депутаты, а также с членами исполнительных и представительных органов;

• участие  в финансировании законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов;

• контролируют соблюдение уже принятых решений, законов, постановлений, вплоть до обращения в суд;

• наблюдают за деятельностью  правительства в отдельных отраслях управления, расходованием бюджетных  средств и т. д.

Основными направлениями их деятельности являются:

- влияние во время избирательных  кампаний;

- влияние на законодательный  процесс;

-влияние на кадровые  вопросы;

- влияние на принятие  и исполнение управленческих  решений;

 - влияние на суд и судебные решения

Вопрос  № 18 (Политическая культура , понятие, основные элементы, типы, функции)

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Основные  элементы политической культуры:

1. Политические традиции.

2. Идеи, концепции и убеждения  о взаимоотношении различных  общественно-политических институтов.

3. Ориентации и установки  людей в отношении существующей  политической системы в целом.

Функции:

1)  идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2)ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3)адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

4) социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

5) интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

6)коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Вопрос  №19 (Политическое участие: понятие, виды)

Политическое  участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Виды: – индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

ормы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее  воздействие, исходящее от других  людей и институтов;

2) регулярное участие во  всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности  политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических  обязанностей в рамках государственных  органов, помощь общественности  в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение  общественности к осуществлению  контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических  собраний, освоение и передача  политической информации, участие  в политических дискуссиях;

6) прямое действие –  непосредственное влияние на  функционирование и изменение  политических институтов через  такие формы политического участия,  как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения  или бойкот;

– освободительные войны  и революции;

7) воздействие на ход  политических процессов через  обращения и письма;

8) встречи с политическими  лидерами, представителями государственных  и политических организаций и  движений.

 

Вопрос №20 (Политические идеологии: суть, уровни ,признаки, разновидности, функции)

Политической  идеологией -называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий.

Суть идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства.

Уровни 1) теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства;

2) программно-политический, где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс

3) актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"