Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит 52 ответа на вопросы по дисциплине "Политология"
Политология (греч. politike – политика, logos - слово, учение) — наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах, закономерностях развития и использования политической власти. Суть политологии состоит в систематическом выявлении и изучении наиболее значимых властных закономерных связей и отношений, проявляющихся в политической жизни конкретного общества. В Европе употребляется термин «политология», а в США и англосаксонских странах – «политическая наука». Этот термин вошёл в оборот в середине 1 тыс. до н.э. (Аристотель). В античности политика понималась как искусство управления полисом. Аристотель видел в политике высшее проявление социализации. «Человек – животное политическое» - Аристотель. Объект – политическая реальность (т.е. политическая сфера жизни общества), её различные элементы и отношения. Предмет – закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, формы и методы её проявления в определённых границах политической действительности. Политику изучают различные науки:
Эти науки относятся к субдисциплинам, их основная задача – научное обеспечение политики. |
3. Функции и методы В политологии используется широкий спектр методов, т.е. совокупность способов, приёмов получения научного знания, организации и проведения исследования. Методы делятся на 3 группы: общелогические, общетеоретические, методы имперического исследования. Общелогические – на их основе строится научное и обыденное познание. К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение и др.) Общетеоретические – институциональный, нормативноценностный, системный, структурнофункциональный, социологический, психологический. Имперические – использование статистики, анализ документов, анкетирование, опрос, наблюдение и др. Существуют и другие классификации. Функции политологии:
|
4. Античность, средневековье Становление и развитие политической мысли идёт параллельно с развитием государства. Там, где государственность достигает наиболее равитых форм, возникают и многочисленные политические теории. Человечеству потребовалось почти 2 тысячелетия опыта гос. управления прежде чем сложилась возможность первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни. В Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозный и мифологический характер. Термин «политология» отсутствовал. Рационализация политических знаний была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. Проблемы политики, права,
закона рассматривались в рамках
филосовско-этической Главным предметом исследования было госудрство и поиск наилучших форм правления. Вершиной развития политической
мысли античной Греции были работы
Платона. Он изложил свою теорию идеального
государства в тарктатах “ В проекте идеального политического устройства Платона государство функционирует не ради человека, а человек живёт для государства. Древнегреческий мыслитель Аристотель в своих произведениях «политика», «афинская политика», «этика» выдвинул идеею о том, что средний слой является опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы. В древнем Риме на политическое знание оказывало большое воздействие римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблеме соотношения права и закона, верховенства правовой справедливости. Особая роль принадлежит Цицерону. Он видел в государстве «дело народное» - выражение общего интереса, справедливости, права. Принцип номократии (верховенство закона). Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешенная форма. Важнейший вывод, к которому
пришла античная и римская политическая
мысль – построение лучшего общества
возможно, и сделать это можно
с помощью человеческого В средневековье политическая мысль развивалась в рамках крестьянского религиозного и богословного мировоззрения. Власть понималась как божественная по происхождению. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Мыслители: Августин Блаженный и Фома Аквинский. |
5. Возрождение и Новое время Возрождение – исторический период, связанный с разложением феодализма и появлением первых ростков капиталистических отношений. Произошло освобождение политического
знания от теологии. Сфера политики
исследуется уже не с религиозно-этических,
а с рационально-критических Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер и в центр мировоздания был поставлен человек. Возникает гражданская концепция политики и главное местно в политических учениях уделяется проблемам формирования централизованного государства и эффективной власти светского правителя. Государство – организация, способная дать людям защиту и безопастность. Н. Макиавелли – впервые ввёл термин «государство». Ж. Боден – идея гос. суверенитета. В Новое время разрабатывалась не только гражданская, но и социальная концепция политики. Политика анализируется через призму общественных отношений и интересов. Характеристика социальной концепции политики: - отправной точкой является социальная группа, а не индивид - изучение государства
переключается с правовой - большое внимание уделятеся экономическим проблемам. Политическая мысль Исследовательский интерес направлен на выявление причины возникновение государства, отношения между личностью, обществом и государством. Создаются теории общественного договора, разделение властей, конституционное правление гражданского общества. Философы: Локк, Монтескье, Медисон. |
9. Власть, политическая власть Власть – выраженная объективная потребность социальных общностей в саморерулировании и самоорганизации. Классификация власти:
Политическая власть – 1) способность проводить свою волю в политике, правовых нормах, несмотря на сопротивление. 2) система институционально закреплённых социальных отношений, отражающих доминирование той или иной социальной группы в использовании государства для распределения общественных ресурсов в своих интересах. Для возникновения власти
необходимы следующие условия: 1. Наличие
субъекта и объекта власти. 2. Приказ
подчинения, нормы и правила в
рамках, в которых действуют Властные отношения возникают тогда, когда приказ включает подчинение. Особое внимание следует
уделить соотношению Политическая власть рассредоточена в обществе, т.к. существует много центров, интересов политического влияния. Гос. власть обладает следующими признаками: суверенитет, территория, население, ряд монополий. Черты политической власти: суверенитет и неделимость, авторитет, волевой характер, принуждение. Функции политической власти:
1. поддержка общественного |
10. Легитимность Легитимность – общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие на подчинение. Немецкий политолог Макс Вебер полагал, что повиновение легитимной власти основывается на «вере в законность» данной власти, на «признаваемость» подвластными господствами над ними и осознании правящими верхами своего права на власть. Власть, располагающая к доверию, превращается по Веберу в авторитет, во власть авторитета. Чтобы власть функционировала эффективно, необходима поддержка, согласие приянть данное правление, власть данной элиты, партии, лидера. Легитимность власти –
социально-психологическое В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил 3 основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический, рационально-легальный. Традиционная. Повиновение власти, общественное признание её законности обусловлено писаными нормами вековых традиций, обычаев, нравов, предрассудков, которые не подвергаются сомнению. Например, передача власти по наследству (характерна для монархии). Харизматическая. Власть основана на вере в признаваемые или действительные особо выдающиеся качества, т.е. харизму. Термин впервые определён Вебером. Согласно ему, харизмой обладают герои, великие полководцы, выдающиеся политики. Характерна для развивающихся стран. Рационально-легальная – это юридическое бытие власти, её правомерность, воплощение в нормах права. Власть является легальной, если она базируется на законе, уважает закон. Прежде всего это авторитет власти, а не власть авторитета. |
11. Субъект, ресурсы и способы реализации власти субъекты политической власти – это все те, кто принимает реально участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными ресурсами власти являются различные общности людей и индивиды, вторичными – политические институты и организации. В целях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. Ресурсы политической власти – это совокупность средств и возможностей, которыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и безграничны. По сфере проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфере политики; общественные ресурсы; собственно политические ресурсы власти. Ресурсы, возникающие в сфере политики – знания, компетентность, профессионализм, интеллект политика, его речь со всеми характерными признаками. Наличие и умелое использование ресурсов формируют мнение о власти, её политиках и политике. Общественные ресурсы – устоявшиеся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, её этические (моральные и нравственные) качества. Речь идёт о тех ресурсах, при которых власть опирается только на себя. Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Власть используется различными способами. Способы реализации политической власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в политическом процессе по реализации целей политики и власти. Способами реализации являются господство, руководство, управление, организация, контроль. Господство – исследование ситуации, анализ задач политики и власти, выбор важнейших из них и принятие необходимого решения по их выполнению и проектированию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей. Руководство – определение стратегии достижения намеченных целей. На этой стадии устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объёме. Управление – целенаправленная, систематическая
работа организующего характера административно- Организация – способ оперативной практической деятельности по реализации принятых решений и сформированных целей. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных людей, групп, рядовых исполнителей. Контроль – отслеживание результатов, реальных показателей, проверка и корректировка деятельности людей. Эффективная власть – это её результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание её с точки зрения того, что она даёт и может дать людям. В современных |
12. Политическая система Появление понятия политическая система связано с развитием системного анализа общества американским социологим и политологом Т. Парсонсом. Теория политической системы впервые была разработана крупным американским политилогом Д. Истоном (50е, 60е годы), дальше – Алмонт, Миттчел. Политическая система
– целостная и динамическая совокупность
взаимосвязанных и дополняющих
друг друга политических институтов,
политических отношений, политических
и правовых норм, политического сознания,
на основе которых формируется Важнейшие качества политической системы – целостность, саморегуляция, самообеспечение, управляемость, способность к развитию. Подходы к изучению полит системы: 1. Системный (классический) – Д. Истон. 2. Институциональный. Истон выделяет 2 функции политической системы: 1.умение распределять ценности в обществе. 2.убедить граждан принимать
распределение как При системном подходе предметом анализа является социальное взаимодействие между индивидами, группами. Политическая система при таком подходе представляется как целостный организм, находящийся в тесном взаимодействии с окружающей средой и всем обществом. «ввод» - каналы влияния среды на политическую систему. (2 типа: требование и поддержка) «вывод» - обратное воздействие системы на среду. «ввод» и «вывод» - система, постоянно воздействующая друг на друга. Этот непрерывный процесс называется «петлёй обратной связи». Обратная связь имеет важное значение для проверки правильности правовых решений, т.е. она даёт возможность выбора целей и путей их достижения. Политическая система выполняет следующие функции: формообразование (организация в обществе политической власти и её обеспечение), легитимационная (подтверждение законности права политических институтов на управление обществом), политического целеполагания (определение целей соц-полит развития общества), мобилизационная (деятельность по максимальному использованию ресурсов для достижения намеченных целей), суверенизационная (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы), регуляционная (регулирование общественных отношений), интеграционная (сохранение целостности и устойчивости социальной системы, обеспечение общественного согласия и стабильности), политическая социализация. Политические системы классифицируются по: формам правления (демократические, недемократические), по месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские, смешенные), по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические), по типу государства (монархия, республика), по политико-правовому статусу государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами). |
13. Политическиц режим. авторит. и тоталитарн. политический режим – совокупность наиболее типичных приёмов, способов и методов, используемых при реализации политической власти, которые нормативно регулируют реальный процесс функционирования и взаимодействия государства, общества и личности. Критерии, с помощью которых можно определить тот или иной политический режим: положение личности в обществе, соблюдение законности прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов; роль, функции и методы осуществления власти; способ и порядок формирования представительных учреждений; положение, влияние и условия деятельности политических институтов, в том числе и оппозиционных. Различают демократические
и недемократические режимы. К
последним относятся Тоталитаризм – полит
режим, характеризующийся Тоталитаризм становится возможным в тех странах, которые в ходе своего развития по тем или иным причинам объективно переживают затянувшийся острый социально-экономический кризис, для решения которого необходима мобилизация энергии и усилий всего населения (Италия в 20е годы, СССР – 30е, Германия – 40е). под влиянием и воздействием подобных обстоятельств в обществе происходит маргинализация – резкая ломка устоявшихся социальных структур, существенное снижение их статуса. Маргинализация дополняется люмпенизацией – потерей определёнными слоями населения своего социального статуса, выталкиванием их на дно общества. Черты: господство официальной идеологии; диктатура одной партии; огосударствление хозяйственной деятельности; контроль за поведением каждого гражданина. Можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: фашистский (Италия), национал-социалистский (Германия), сталинский (СССР), пиночетовский (Чили) и др. Крах тоталитарных режимов
неизбежен в силу их ограниченных
возможностей для развития, плохой
приспособленности к Чаще всего на смену ему приходит авторитарный режим. Авторитаризм – политический
режим монопольного властвования одного
человека или правящей группы, основанный
на беспрекословном подчинении власти,
не ограниченной правом и отдающей
приоритет силовым методам Черты авторитарного режима: назначение, а не выборность власти; чрезмерный централизм в управлении; придание второстепенной роли парламенту, судебным органам; фактический отказ от разделения властей; отчуждение народа от политики; опора на военную силу. Отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих интересов и недовольства в рамках демократических процедур – наиболее уязвимое место. Со временем наступают неизбежные демократические преобразования. |
15. Политический институт. Государство Политические институты
– зафиксированные и Государство - основной политический институт. Государство – организация, обладающая верховной властью на определённой территории. Это выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем организация. Термин впервые ввёл Макиавелли (stato). По мнению Канта: организация людей, подчинённых единым правовым нормам. Кельзен: относительно централизованный правопорядок. Вебер: относительное господство людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Государство имеет монопольные права. Власть государства обеспечивает выполнение им своих монопольных прав: 1.концентрация высших
законодательной, 2.осуществление верховной
власти, делегированной определённым
классом или большинством 3.монополия на принуждение,
включая физическое 4.создание, содержание, регламентация
вооружённых сил и 5.исключительное право
издания законов и правил, обязательных
для всего населения, в 6. право от имени общества
осуществлять внутреннюю и 7. установление и взимание налогов и сборов. 8. выпуск денежных знаков. 9. представительство общества, т.е. народа в целом. Признаки государства: население, наличие публчной власти, суверенитет. Функции государства – основные направления его деятельности. Внутренние: защита конституционного строя и общественного порядка; обеспечение развития национальной экономики; регулирование социальных отношений; защита окружающей среды; воспитание граждан; социальная защита населения; формировнаие государственного бюджета и др. Внешние: обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопастности страны; защита интересов государства на международной арене; развитие сотрудничества с другими государствами; участие в решении глобальных проблем. |
14. Демократический режим термин «демократия» впервые был употреблён древнегреческим философом Фукидоном. Демократия – политический
режим, обеспечивающий реальное народовластие,
широкие права и свободы Признаки демократического режима: признание народа первичным носителем и первоисточником власти; осуществление власти в интересах народа; законодательное закрепление и реальная гарантированность соблюдения прав и свобод граждан; наличие демократических институтов и процедур; абсолютный приоритет правовых методов отправления власти и её смены посредством регулярно проводимых свободных состязательных выборов; реализация принципа разделения властей; господство закона во всех сферах жизни. Для перехода к демократии необходимы следующие предпосылки:
|
19. Основы гос-конституционного строя РБ В конституции РБ закреплены
основополагающие идеи, ценности, принципы
и цели унитарного демократического
социального правового РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно или через избранных ранее представителей. В РБ действует принцип разделения властей, который дополняется системой сдержек и противовесов. Государство регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. |
16. Форма правления Форма правления – организация
центральных органов Делится на монархию и республику. Монархия – форма правления,
при которой верховная Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха,неограниченность его полномочий. Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Ватикан, Оман. В конституционной монархии полномочия монарха ограничены. Различают дуалистические и парламентсике монархии. В дуалистической монархии (Марокко, Иордания) монарх обладает большой исполнительной властью. Он назначает правительство, ответственное перед ним. Его полномочия ограничены в законодательной власти. Ограничение вызвано появлением новых государственного органа и государственной должности – парламента и главы государства. В парламентской монархии
(Англия, Швеция, Дания, Испания, Япония
и др.) полномочия монарха ограничены
и в исполнительной власти. Правительство
формируется парламентским Республика (от лат. общее
дело) – форма правления, при которой
высшая власть принадлежит выборным
представительным органам, а глава
государства выбирается гражданами
или представительными Республики делятся на: парламентские, президентские, смешенные. 1. в парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Он формирует правительство на парламентской и партийной основе, и оно ответственно перед ним. Наряду с постом президента сохраняется пост премьер-министра, которым становится глава победившей на выборах в парламент партии. Глава государства избирается парламентом, реже – населением. Он не наделён исполнительной властью и реальным правом роспуска парламента, его статус схож со статусом монарха при конституционной монархии. Парламентскими являются 19 республик – Австрия, Албания, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Италия, Латвия, Словения, Швейцария, Эстония). Достоинства: законы, решения парламента никто не может отменить; коллегиальность парламента не допускает сосредоточения власти в руках одного человека; на практике уровень жизни выше. Недостатки: частая смена
правительств, их нестабильность-это
следствие непрочности 2. Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно и глава государства и глава правительства; избирается внепарламентским методом; самостоятельно определяет состав и с согласия парламента назначает правительство, руководит его деятельностью, обладает правом его роспуска. Жёсткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Президентскими являются 70 республик. Первая – США. Достоинства: политическая стабильность; парламент может ограничивать действия президента и наоборот. Недостатки: слабость правительства; персонализация политики; сосредоточение власти в руках одного человека. 3. При смешенной форме правления президент и парламент избираются народом. Оба института участвуют в формировании правительства и его отставке; оно подотчётно и парламенту и президенту. Предусмотрен механизм досрочных выборов. Всего таких государств 20 – Франция, Чехия, Румыния, Болгария, Польша, Украина, Армения и др. |
21. Парламент законодательная власть определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу общеобязательные акты государственного значения и представлять интересы различных общностей людей. Парламент впервые был образован в Англии в 1265г. Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами
парламента являются комиссии (постоянные,
временные, специализированные); партийные
фракции; этнические, территориальные
и корпоративные В РБ с 1996г. Парламент – Национальное собрание – двухпалатный. В белорусском парламенте вырабатывается более 150 законов в год, в британском – около 200, в конгрессе США – около 500. Недостатками представительных
органов власти (особенно двухпалатных
парламентов) являются длительные обсуждения,
медленная реакция на вопросы, требующие
быстрых решений, незамедлительного
реагирования. Политические дискуссии
и критика в парламентах По отношению к парламенту
применяются различные
35. Политическое лидерство Лидер – ключевая фигура власти, выражающая интересы и цели всего общества, организации или группы, находящая у них признание и способная направить их совместные действия на реализацию национальных и собственных интересов. Политическое лидерство – это власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами. Феномен полит лидерства пытаются объяснить многие теории. Ключевая – теория черт. Суть состоит в объяснении природы лидерства выдающимися качествами личности, обладающей врожденными способностями к управлению массами. Ситуационная концепция состоит в том, что лидерские качества человека проявляются только во время великих потрясений, кризисов. Теория определяющей роли последователей : лидера создают последователи. Он выражает их интересы. Психологическая концепция определяет лидера как совокупность необходимых психологических качеств. Роль лидера в полит
системе выражается через его ф |
18. Правовое
государство. Гражданское ермин «правовое государство» впервые в научный оборот ввёл Роберт фон Моль, «гражданское общество» - Лейбниц. Правовое государство
– такое государство, которое
действует и функционирует Принципы построения правового государства: верховенство права; равенство всех перед законом; незыблемость прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; разделение властей; судебная защита прав личности; взаимная ответственность. Гражданское общество – совокупность самодеятельных, негосударственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, политически и экономически активных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства и вопреки государству. Структуру гражданского общества составляют семьи, органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные союзы и организации, гражданские инициативы, адвокатуры, суды присяжных, негосударственные СМИ, учреждения образования и воспитания и др. Гражданское общество самодостаточно. Это, по сути, своеобразная готовность общества к самостоятельной жизни без вмешательства и контроля государства. Не общество служит государству и подотчётно ему, а государство – обществу. Основные признаки гражданского общества: демократический характер власти, полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; экономическая свобода; рыночные отношения; эффективная социальная политика; социальный, политический, партийный, идеологический и культурный плюрализм; определённый тип гражданской культуры и гражданского сознания. Основу гражданского общества составляют граждане высокого политического, экономического, социального, культурного и морального статуса. Гражданское общество формируется вместе с изменениями самого человека.
|
17. Форма гос-тер устройства государственно- Унитарное государство – такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных территориальных и национальных государственных образований, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Это большинство современных государств (Великобритания, Франция, Япония, Швеция, РБ). Сложные государства делятся на федерации и конфедерации. Федерация – юридически единое
союзное государство, в состав которого
входят на добровольной основе государства
или территориальные и Конфедерация – союз суверенных государств, имеющих общие органы власти и управления по реализации отдельных совместных целей. Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет, имеют собственные независимые органы власти и управления. Черты конфедерации имеют место в ЕС, СНГ.
20. Глава государства президент является главой государства, он гарант Конституции, основных прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и территориальную целостность страны. Институту президентства более 200 лет. В странах с республиканской формой правления, в которых пост президента не предусмотрен, номинально главой государства является глава парламента или правительства. В отдельных странах, где
авторитетные тенденции очень сильны,
произошла трансформация
|
23. Местное упр и самоупр местная власть является воплощением территориального разграничения и внутреннего разделения власти. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан на основе собственной материально-финансовой базы и привлечённых средств. |
26.Общественные организации общественное движение – структурно неоформленное массовое объединение граждан для достижения социально значимых целей и интересов. Общественная организация – основанное на членстве добровольное объединение граждан для совместной деятельности по защите и достижению их интересов и целей, изложенных в программе и уставе. Классификация: 1. по целям и сферам деятельности: антивоенные, экологические, правозащитное движение и др. 2. по способам и методам
действий: насильственные и 3. в зависимости от постановки
целей: политические и Функции: выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения; социальная интеграция и мобилизация; социализация; представительство и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. |
24. Бюрократия термин «бюрократия» ввёл в оборот Винсент де Гурие. Бюрократия – это Существуют 2 наиболее широко
известные трактовки По Веберу, бюрократия – основная организационная форма организации власти. Она пришла на смену феодальной аристократии. Бюрократия – тип организации, для которой характерно следующее: чёткая управленческая иерархия; жёсткие правила и стандарты деятельности; специализация и разделение труда; решение дел компетентными служащими обезличено, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; преданность служебному долгу. По Марксу, бюрократия не
только является орудием управления,
но и особой социальной группой со
специфическими взглядами, ценностями
и интересами. Бюрократия постоянно
стремится к овладению самой
властью и не ограничивается выполнением
чисто инструментальных функций. Бюрократический
аппарат включён в процесс
политико-административного Бюрократизм – способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества и государства, сколько собственное благополучие. Бюрократизм по Марксу заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности. Бюрократия воспринимает государство как свою коллективную собственность, а государственную службу – как разновидность бизнеса. Бюрократизму присущи следующие черты: самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, склонность аппарата к постоянному росту. Средства борьбы с бюрократией: 1. Демократизация и построение гражданского общества, что будет способствовать развитию самоуправления, организации действенного контроля за аппаратом управления. 2. Совершенствование механизма сдержек и противовесов; подробное и чёткое регулирование процедур принятия управленческих решений. 3. Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жестокого контроля как за деятельностью, так и за профессиональной пригодностью государственных служащих.
22. Правительство Исполнительная власть – это аппарат государственного управления снизу доверху по руководству и осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности. Исполнительную власть возглавляет
и осуществляет правительство –
центральный орган Исполнительная власть обеспечивает исполнение Конституции, законов, директив и распоряжений. В компетенцию правительства входят разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация, разработка проекта госбюджета и предоставление отчёта о его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его национальной безопасности и обороноспособности. |
25. Политические партии Выделяют 3 этапа в эволюции политических партий. В 60-80е гг. 17 века – аристократические группы; 30е г. 19 века – политические клубы; вторая половина 19 века – массовые политические партии. Политическая партия – основанная на идеологических и политических ценностях добровольная организация, представляющая интересы той или иной общности людей и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Классификация политических партий: 1. по месту в политической
системе: властвующие ( 2. по правовому статусу:
легальные (официально 3. по характеру идеологических
доктрин: революционные ( 4. по степени централизации и характеру внутрипартийных отношений: децентрализованные (свободное членство, местные организации автономны от центра), централизованные (имеющие устав, программу), строго централизованные (жёсткая партийная дисциплина, высокая организованность действий). 5. по организационной структуре:
кадровые (формируются сверху, немногочисленные,
объединяют профессиональных Партийная система – совокупность
относительно стабильных межпартийных
отношений и взаимосвязей партий
друг с другом, а также с государством
и иными политическими В практике наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на чисто количественном критерии – числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. В однопартийных системах
различают деспотические и Двухпартийная система в условиях многопартийности характеризуется наличием двух доминирующих, равноценных по популярности, конкурирующих только друг с другом партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Другие партии ощутимого влияния на политическую жизнь как правило не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Чехия, Болгария, Румыния). Разновидностью данной системы является одновременное нахождение у власти двух партий, так называемое раздельное правление (президент представляет одну партию, а парламент – другую). Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий, когда ни одна из них не может победить в одиночку и не в состоянии править самостоятельно. Партиям необходим союз друг с другом для реализации власти (Франция, Нидерланды, Дания, Бельгия, Австрия).
|
27. Общественные организации в РБ на 01.01.2009 в Беларуси было зарегистрировано 15 полит партий.36 республиканских профсоюзов. 19 союзов общественных объединений 2255 общественных объединений среди общественных формирований следует отметить правозащитное движение, представленное Белорусской секцией Международного общества прав человека, белорусским отделением хельсинского комитета, белорусской ассоциацией защиты прав человека и др. Среди 156 молодежных объединений выделяют БРСМ, БР пионерская организация, Белорусская ассоциация молодых политиков и др. Их основными целями являются патриотическое воспитание, проведение идеологической работы. Существуют различные союзы, объединяющие граждан по профессиональному признаку: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей, агросоюз, ассоциация бухгалтеров, журналистов. Белорусский союз юристов и др. широкое развитие получило экологическое движение. 70 общ. объед. связанных с экологией, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы. Сформировались и действуют женские общ. объединения: белорусский союз женщин, Б. женская лига. Возрождается практика создания профсоюзов, молодежных и других общественно-госуд. Объединений . такими являются: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту РБ. |
28. Политический процесс Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: - субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Субъект: отдельные индивиды, рядовые граждане, должностные лица и политики, социальные общности, государственные и общественные институты. Политический процесс
можно условно разделить на 5 стадий:
формирование политических приоритетов,
выдвижение политических приоритетов
на повестку дня политического процесса,
формулирование политических проблем,
требующих правительственных По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы. С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. |
31. Политическая деятельность Политическая деятельность – это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей, интересов. Наиболее влиятельные субъекты полит деятельности - глава государства, парламент, правительство и др., правящие и оппозиционные полит партии, общественные движения и объединения.в практике для достижения полит целей применяются спец.способы: компромисс, консенсус, конформизм, полит экстремизм. Компромисс - способ реализации целей путем соглашения, консенсус – совместное решение на основе принципа учета мнения как большинства, так и меньшинства, признание сторон интересов друг друга. Конформизм – приспособленичество, принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции. Полит экстремизми – способ.основанный на выражении крайних взглядов, нелигитимное использование насилия и нелегальных форм полит участия джля достижения целей. Полит действие – это осознанная готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. 2 формы полит действия мирная и насильственная. К мирным относятся переговоры, соглашения, коллективные договоры, выборы, референдумы, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации. Насильственными видам война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч. Переворот, террор и др. |
32. Политическое участие Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. Участие людей в политике служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследовать собственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения, а основной формой его – выборы. |
29. Политические решения полит. решения – главная
составляющая политического процесса.
Выделяют три этапа процесса принятия
решений: подготовительный( формулирование
и анализ проблемы) этап постановки
целей и задач полит действия,
этап реализации. Процесс принятия
полит решений сопровождается соблюдением
полит. Технологий: совокупности научно
обоснованных последовательно применяемых
процедур, направленных на реализацию
целей. Самым распространенным способом
принятия полит решений являются
компромисс и голосование. Принятие
полит решений – сложный |
30. Политическая модернизация РБ Полит. модернизация – это общесвенно-полит процесс, в ходе которого общества реализуют инновационные модели устройства развитых государств в целях преодоления своей отсталости. РБ осуществляет системную модернизацию общества. Со времени принятия КРБ(94г) в республике сложилась собственная модель развития. Государство и общество приобрели стабильность. основные задачи модернизации
РБ: Лукашенко поставил цель вывести
нашу страну в число высокоразвитых
европейских государств, совместными
условиями сделать Беларусь сильной
и процветающей страной. Важнейшим
условием развития республики Беларусь
является переход к качественно
более высокому уровню государства,
повышение качества и культуры управления,
выдвижение государства на передний
план общественных преобразований. Укрепляются
процессы по становлению гражданского
общества. Определены принципы взаимодействия
с гражданским обществом. Лукашенко
справедливо расценивает |
33. политический конфликт Полит конфликт – это столкновение двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей. Субъекты: индивиды, социальные общности, партии, общественные организации и движения. Главным объектом полит конфликтов выступает гос власть. Выделяют три основные причины конфликтов: борьба за власть, расхождение базовых ценностей и идеалов, осознание гражданами принадлежности к той или иной общности людей, и их стремление реализовать права и интересы своей общности. Типологизация: по степени распространения (глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные, региональные, межгос, внутригос, межличностные) сточки зрения зон (внутриполит, внешнеполит) по степени вовлечения людей (глубоко и неглубоко укорененные), по форме протекания (открытые, закрытые) по времени (долгосрочные, кратковременные) в соответствии со строением власти (вертикальные, горизонтальные) Разрешение конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации или обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон. Способы разрешения – это раскрытие подлинных причин и истинных целей конфликта, локализация конфликта. |
33. Политические элиты Политические элиты – немногочисленная и сплоченная группа людей, отличающаяся от остального социума социальными, психологическими и политическими качествами, имеющая преимущественный доступ к власти и оказывающая постоянное приоритетное влияние на процесс принятия полит решений. Создателями теории полит элит являются В. Ильфредо Парето и Г. Моска – итальянские социологи. К основным концепциям относят ценностную( господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества), плюралистическую (существование множества элит в различных сферах) технологическую (элита – это управленцы, высший менеджмент) структурно-функциональную (элита находится у рычагов власти на постоянной основе в силу ее институциональных и ролевых особенностей). Типология: экономическая (крупные собственники) бюрократическая (чиновники высшего ранга) Военная (высший и средний командный состав) идеологическая (видные деятели науки и культуры, духовенства) политическая (руководители гос органов). Существуют различные способы рекрутирования (технологии отбора) и подготовки элит Харизматический. Выдвижение в элиту за счет выдающихся личных качеств. Харизм элита - следствие естественного отбора обществом наиболее ценных его представителей. Институциональный способ. Заранее определенны критерии, правила и процедуры отбора уже проявивших себя в полит деятельности кадров. Подбор осущ сверху относительно небольшим кругом лиц Мониторинговый способ. В элиту выдвигаются люди, имеющие высокий рейтинг популярности, умеющие привлечь широкую аудиторию, сумевшие получить поддержку большинства избирателей и победить на выборах. Способ самовыдвижения. |
39. Политическая культура Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. К функциям политической культуры относят:
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1]. Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
Приходская культура Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями». И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. |
37. Избирательные системы Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная (абсолютного, относительного большинства), пропорциональная, смешанная. Мажоритарная система - В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Смешанная система представительства соединяет мажоритарной и пропорциональной…На такой основе проходят выборы в России, Германии. Абсентеизм – неучастие в выборах. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. |
36. выборы и демократия Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Выборы – это непосредственная форма осуществления демократии. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Принято различать активное и пассивное, прямое и косвенное. избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Прямое – участие в выборах с решающим голосом. Косвенное - право избирать
через ранее избранных |
38. избирательная система в РБ В РБ выборы являются свободными, всеобщими, равными, прямыми, тайными. В соответствии с К РБ не владеют избир правом не достигшие 18, недееспособные, содержащиеся под стражей или в местах лишения свободы. Правовой основой избир системы РБ являются К РБ и избир кодекс. При выборах президента используется мажоритарная избир система абсолютного большинства, депутатов Палаты представителей – абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства во втором. В местные советы мажоритарная система относительного большинства, а при проведении голосования по одной кандидатуре если более половины голосов избирателей. Выборы Президента назначает ПП не позднее чем за 5 месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока его полномочий. Выборы в ПП и местные советы назнач президентом не позднее чем за 4 месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания полномочий. Проведение республ референдумов инициируется презид, парламентом и гражданами в коле 450 тыс, обладающих избир правом. Для проведения выборов создаются избир округа. 4 группы: центральные, территориальные, окружные, участковые. Центральная комиссия по выборам и респ референдуму состоит из 12 человек. 6 назнач перзидент, 6 – СР. Это постоянно действующий гос орган. В Беларуси сущ. Постоянные списки избирателей, которые обновляются перед каждыми выборами. Право выдвижения кандидатов в ПП принадлежит зарегистрированным политическим партиям, трудовым коллективам( численностью не менее 300 чел) а так же гражданам в количестве 1000 чел. Правом выдвижение кандидатов в президенты принадлежит гражданам РБ при наличии 100 тыс. подписей. Регистрация кандидатов в президенты осуществляется центризберкомом. Для большинства граждан РБ – выборы – это гражданский долг, реализация гражданских прав. Выборы – это основной способ выражения демократии в стране. |
40. Политическая социализация Политическая социализация – непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, ценностей, убеждений, норм и моделей полит поведения необходимых для адаптации в политической системе и выполнения в ней определенных функций. Политическая социализация позволяет личности включится в полит жизнь. Выделяют несколько моделей полит социализации: системная (характеризуется формированием позитивного отношения к власти) плюралистическая (предполагает высокий уровень гражданской активности) конфликтная (формирование лояльности лишь к одной определенной соц. группе) гегемонистская (враждебное отношение к любой полит системе). Первичная полит социализация начинается с 3-5 лет и продолжается до 13 лет (Истон, Денис) в этот период усваиваются социальные роли, нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Происходит его адаптация. Вторичная полит социализация проходит на протяжении всей сознательной жизни человека. Она характеризуется влиянием самого индивида на отбор и усвоение знаний, норм, идеологических позиций. Большое влияние на личность на вторичном этапе оказывает государство, полит элиты, лидеры, литература, искусство, наука, трудовые коллективы, общественные объединения, церковь. Показатели
эффективности полит |
41. Особенности полит культуры и полит социализации РБ История политической культуры Беларуси уходит глубокими корнями в традиции народа. Трудолюбие, сознательность, любовь к родине, вера в приметы, замкнутость, толерантность не могли не отразится на полит культуре нации. С образованием РБ и принятием К РБ началось качественное изменение полит культуры нашего народа. Большинство населения республики проявляет довольно живой интерес к политике, но не стремится взаимодействовать с властью, при этом считают, что граждане не могут влиять на политику. Для них характерна подданническая полит культура. Вторая часть граждан пытается активно демонстрировать свои полит взгляды и отстаивать их, участвуя в работе полит партий, общ организаций. Эти люди являются носителями активистской полит культуры. Третья часть населения, представляющая патриархальную культуру, мало интересуется политикой, не обладает должной информированностью, имеет низкую компетентность. Для современной Беларуси характерны 2 типа полит культуры: традиционный (восточный) и инновационный (западный). Полит культура основной массы населения формируется на традиционных для беларусов ценностях, соц и полит установках, ориентирована на возраждение принципов социалистического общества. Полит элиты РБ ориентированы на идеалы и ценности, которые характерны для полит культуры западного типа : непринятие концентрации власти в одних руках, полит и партийный плюрализм, соблюдение законности, прав и свобод личности, ориентация внешнеполит и внешнеэконом деятельности на европейский запад. Дальнейшее развитие полит
культуры Беларуси будет зависеть от
бережного отношения к |
42. Политическая идеология Термин "идеология"
появился почти двести лет
тому назад. Впервые его ввел
в научный оборот в начале XIX
века французский философ Основным содержанием
политической идеологии является политическая
власть, ее трактовка, отношение к
различным политическим институтам,
представления о наилучшем Марксизм и коммунистическая
идеология стали синонимами. Коммунистическое
общество в марксистском понимании
– это не открытая идеальная модель
счастливого строя, а закономерный
результат прогресса СМИ – это функциональный элемент полит системы, обеспечивающий посредничество информирования взаимосвязь других ее составных частей. СМИ одновременно эффективный субъект полит процесса и непосредственный носитель полит власти. Проводник и катализатор власти. |
43. Социальное государство Социальное государство – такое государство, которое берет на себя заботу о малоимущих, создает каждому гражданину достойные условия существования, равные возможности для активной самореализации; тип гос-ва, руководствующегося в своей деятельности принципами соц справедливости и соц защиты граждан. Для реализации своих социальных функций государства проводят соответствующую социальную политику. Социальная политика – система полит идей, решений, механизмов, действий, нацеленных на обеспечение наиболее гармоничного развития социальной структуры общества, социальных отношений, учета и удовлетворения соц потребностей, интересов и запросов граждан. Соц политика выполняет 2 функции: защита и развитие. Механизмы защиты охватывает подавляющую часть населения( а не только бедные слои) и обеспечивает его базовую соц-эконом безопасность. Функция развития осуществляется прежде всего в деятельности государства по обеспечиванию равенства стартовых возможностей для всех граждан путем предоставления им социальных благ в области образования, здравоохранения, культуры. Соц политика приносит результаты, если работают все ее звенья: гос-во, общество, субъекты хозяйствования, индивиды. Одной из главных задач соц политики является разрешений возникающих соц противоречий на основе гражданского согласия и соц партнерства. В РБ соц партнерство является конституционной нормой и осуществляется на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия государства. Социальное партнерство – система взаимоотношений, осуществляемая в рамках переговорного процесса между представителями работников, работодателей и гос власти и направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования их трудовых отношений.
45. Молодежная политика Молодежная политика состоит в обеспечении высокого правового и социального статуса молодежи, создания правовых, экономических, организационных условий для реализации интересов, потребностей и устремлений молодых граждан занять достойное место в обществе. РБ – одна из тех стран, где молодежная политика возведена в ранг государственной. Главная цель государственной молодежной политики – гарантировать права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политической социальной, экономической и культурной жизни страны. Государственная молодёжная
политика предполагает решение следующих
задач: предоставление молодёжи доступного
и качественного образования; обеспечение
патриотического и |
44. Основные направления социальной политики Рб – соц государство, проводящее активную соц политику, основная цель которой – повышение уровня и качества жизни населения, доведение благосостояния народа до уровня европейских стандартов. В соответствии с КРБ каждый имеет право на достаточный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Гос-во создает условия для полной занятости населения. Перед гос-вом стоит задача перераспределения трудовых ресурсов по регионам за счет внутренней миграции населения. Разрабатывается комплекс правовых, организационных и экономических мер по предоставлению достойной работы гражданам независимо от места их проживания. Важнейшим направлением соц политики гос-ва является соц защита населения, справедливое распределение доходов. Реализуются гос программы соц помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, молодежи. Гос соц помощь малообеспеченным гражданам и семья предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социального пособия. Ежемесячные соц пособия направлены на оплату за жилищно-коммунальные услуги. В стране заложена основа для обеспечения достойного уровня жизни людей, нет жестокого расслоения на богатых и бедных. Главным приоритетом соц политики в области здравоохранения является доступность, бесплатность, постоянное повышение качества мед услуг. В центре гос поддержки была и остается семья. В республике разработаны принципы стимулирования рождаемости, усовершенствована система выплаты помощи гражданам, имеющим детей, увеличен размер пособия по уходу за ребенком, усилена материальная поддержка многодетных и молодых семей в решении жилищных и других соц проблем. Усилена ответственность родителей, который оставили своих детей. Крепкая семья составляет основу сильного государства. Повышается качество и доступность образования. В стране приняты меры по созданию правовых, экономических и социальных условий для развития науки. Одним из приоритетных направлений соц политики в области культуры является сохранение историко-культурного наследия. В 2007 году РБ впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоки уровнем развития человеческого потенциала. |
46. Национальные и этнические проблемы Этнос – исторически сложившееся сообщество людей, объединённое длительным совместным проживанием на определённой территории, обладающее общими языками, хозяйственными связями, культурой и самосознанием. Народность – исторически сложившаяся территориальная, языковая, экономическая и культурная социально-экономическая общность людей, представляющая нации. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры и менталитета. Целенаправленная деятельность по регулированию национальных взаимоотношений, закреплённая в соответствующих политических и правовых нормах, составляет суть национальной политики. Шовинизм – идеология, политика и социальная практика, основанные на непризнании государствообразующей нацией этнической принадлежности других людей, подчинении национального сознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государством представителями только титульной нации. Национализм – идеология, политика и социальная практика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредитации иных этнических групп, решении экономических, политических и культурных проблем за счёт интересов других этносов. Этнофобия – прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, «не своим», чужим народам. Деление на «мы» и «они». Пути решения этих проблем: Снижение межэтнической напряжённости связано с реализацией права народов на самоопределение. Законы не должны быть направлены на национальное унижение, они должны стимулировать межэтнический диалог. Миграция должна быть регулируемой. Коренное население не должно быть заражено ксенофобией (страх/враждебность перед народами других стран). |
51. Геополитика Геополитика – междисциплинарное
научное направление, изучающее
зависимость внешней политики государств
и характера международных Цель геополитики – разработка геостратегий государства, т.е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности. Впервые этот термин в научный оборот ввёл шведский исследователь Рудольф Челлен. Он изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику Челлен называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства. Отцом геополитики называют Фридриха Ратцеля, который в своих трудах использовал термин «политическая география». Он рассматривал земной шар как единое целое, неотъемлемой частью которого является человек. Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Сущностные характеристики государства определяются территорией и местонахождением государства, его благополучие зависит от приспособления к среде. Ратцель предложил определение «мировой державы»: у больших стран есть тенденция к максимальной географической экспансии, постепенно выходящей на планетарный уровень; море – источник могущества народов. |
50. внешняя политика Внешняя политика – это действия государства и его институтов за пределами своей территории для реализации национальных интересов. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Основным принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы – система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан. Функции внешней политики: охранительная (обеспечение безопасности государства); информационно-представительная (создание положительного имиджа государства); регулирующая (создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства). Средства реализации внешней политики: политические, экономические, военные, пропагандистские и др. Политические: дипломатия, которая осуществляется в виде переговоров, визитов, конференций, совещаний, встреч, участия в работе международных организаций. Экономические: использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Военные: военная мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Пропагандистские: арсенал современных СМИ, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. |
52. основные направления внешней политики в РБ Приоритетными задачами внешней политики РБ являются: защита суверенитета, независимости, территориальной целостности государства, обеспечение роста благосостояния народа.РБ проводит многовекторную и сбалансированную внешнюю экономику. Приоритетными направлениями внешней политики РБ являются: развитие взаимовыгодных отношений с РФ; развитие стабильных отношений с Советом Европы и ЕС; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со странами СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; обеспечение международной поддержки в преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС; сотрудничество в области искоренения бедности, борьбы с международным терроризмом, торговлей людьми, наркобизнесом и др. |