Система и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные, так и субъектов Федерации органы власти и управления, общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.

Файлы: 1 файл

Аграрное право Сахнова А.А. РАСПЕЧАТАНО.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

1. Система и  правовое положение органов, осуществляющих  государственный контроль и государственное  управление в сельском хозяйстве.

Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные, так и субъектов Федерации органы власти и управления, общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.

Еще в начале перестройки было принято постановление  Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 81 "О реформировании системы  государственного управления АПК РФ", в котором главной задачей органов государственного управления АПК признавалось: обеспечение благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК, проведение аграрной реформы, организация подготовки кадров для АПК, содействие развитию аграрной науки и распространение передового опыта и методов ведения сельского хозяйства. Этим решением практически не была затронута существовавшая система органов управления сельским хозяйством. Она опиралась на центральные органы Федерации в лице Министерства сельского хозяйства, ниже — на министерства сельского хозяйства республик, входящих в Федерацию, управления и департаменты сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные управления (отделы) сельского хозяйства.

Важнейшими  направлениями регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются:

- прогнозирование развития сельского хозяйства;

- осуществление структурной перестройки в отрасли;

- разработка и координация в ходе выполнения государственных программ развития АПК;

- содействие развитию всех форм собственности и самостоятельности хозяйствования сельскохозяйственных предприятий, формированию и деятельности рыночных структур в аграрном секторе;

- разработка мер по коммерциализации и демонополизации;

- организация освоения передовых технологий методов хозяйствования,          - проведение научно-технической политики в отраслях сельскохозяйственного производства, АПК, капитального строительства на селе;

- разработка и осуществление внедрения государственных программ развития сельскохозяйственного производства, социального развития и инженерного обустройства сельских территорий.

В области экспортно-импортных  отношений органы управления сельским хозяйством получили возможность осуществлять в установленном порядке квотирование поставок сельскохозяйственной продукции на экспорт, контролировать экспорт минеральных удобрений. Им предоставлено право привлекать иностранные инвестиции и валютные кредиты для развития АПК, способствовать привлечению частного капитала для развития агропромышленного комплекса. В области продовольственного импорта им предоставлено право выступать в роли государственного заказчика по закупке продовольствия, оборудования для АПК, продукции для федеральных продовольственных фондов.

В постановлении  № 81 от 28 декабря 1991 г. "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации" Правительство РФ определило сферы административного регулирования, и устанавливалось, что сельскохозяйственные органы осуществляют следующие функции:

- воспроизводство плодородия почв и реализация мероприятий по охране окружающей среды;

- организация племенного дела;

- организация семеноводства, сортоиспытания, обновления сортов,                   - производства и реализации посадочного материала;

- развитие научно-технического прогресса, организация пропаганды и информации о научно-технических достижениях;

- обеспечение технической политики, организация агросервиса и консультационного обслуживания в АПК;

- организация подготовки кадров для АПК;

- организация защиты растений, качества семенного и посадочного материала, технического состояния машинно-тракторного парка и оборудования, соблюдение ветеринарных правил.

Отсутствие  концепции перестройки системы  органов управления приводит к частым перестройкам: слиянию и разделению органов управления сельским хозяйством и перерабатывающей промышленности, образованию и ликвидации Центра аграрной реформы, переименованиям. Что касается организации управления сельским хозяйством на уровне субъектов Федерации, то они получили в решении этих вопросов полную свободу в организации структуры и системы органов управления сельским хозяйством как на уровне субъектов, так и на местном уровне.

В соответствии с новой Конституцией РФ сельское хозяйство и сельскохозяйственные отношения не подпадают под федеральную  юрисдикцию так же как и под  совместную юрисдикцию Федерации и  ее субъектов.

В соответствии со ст. 77 Конституции система органов власти субъектов Федерации устанавливается самими субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральными законами.

Следует отметить и такую  черту в организации регулирования  сельского хозяйства, как внедрение  элементов и методов программного управления через разрабатываемые  на уровне Федерации и регионов программы, опирающиеся на получение конкретного результата и требующие глубокой координации связей отраслевых структур в сельском хозяйстве и АПК в целом.

Ряд функций, относящихся  к сфере государственного регулирования, не изменял своего командно-административного  характера и при переходе к рыночным отношениям. К ним, прежде всего, относятся функции административного контроля, осуществляемые за счет бюджетного финансирования в области инспектирования качества сельскохозяйственной продукции, ветеринарного надзора, инспекции средств транспорта, сельскохозяйственной техники, оборудования, семенной инспекции, оставленные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 81 в ведении органов управления сельским хозяйством. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" и от 11 июня 1996 г. № 690 "Об образовании департаментов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" созданы новые подразделения и определены основные направления деятельности указанного Министерства и его структурных подразделений.

Изменения здесь происходят в том, что часть государственных  служб передается на содержание самих  сельскохозяйственных предприятий, на отчисления в фонды агропромышленных объединений.

Вместе с тем в годы преобразования происходит ломка системы  органов управления и она не может  не затронуть органов управления сельским хозяйством. Произошло выделение  органов, осуществляющих земельную  реформу, из системы сельскохозяйственных органов, происходят слияния и разъединения органов управления сельским хозяйством и переработкой сельскохозяйственной продукции, произошла практически реформа преобразования органов управления из императивно-властных структур в объединения, ассоциации, концерны для осуществления хозяйственных функций в тех или иных отраслях сельскохозяйственной или обслуживающей сельское хозяйство областей АПК. Сейчас еще трудно говорить об образовании системы управления сельским хозяйством или о регулировании отношений в сельскохозяйственном производстве, но определенные направления развития становятся очевидными и находят закрепление в издающихся правовых актах.

Прежде всего, следует сказать о меняющемся характере отношений между сельскохозяйственными органами управления и сельскохозяйственными предприятиями и объединениями. В целом органы управления перешли от императивно-административных методов управления к регулированию с использованием преимущественно экономических рычагов.

Изменилась сфера воздействия органов управления сельского хозяйства на сельскохозяйственные предприятия. Значительно сузились пределы воздействия. Принятыми в ходе реформы правовыми актами прямо запрещено вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий, более того, такое вмешательство признается незаконным и влекущим применение мер взыскания различного рода.

Административная юрисдикция сельскохозяйственных органов, в соответствии с которой они вправе издавать обязательные для сельскохозяйственных предприятий предписания, не исчезла, но значительно сузилась. Она охватывает теперь вопросы рационального использования и охраны земель, осуществления карантинных мероприятий, санитарно-ветеринарного контроля.

 

 

2. Охрана труда  работников сельского хозяйства.

Каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации). При эксплуатации производственных общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха (ст. 20 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Охрана труда и здоровья работников сельского хозяйства  в прошлом регулировалась на государственных предприятиях сельского хозяйства — нормами трудового законодательства, в колхозах — уставами и правилами внутреннего распорядка. До настоящего времени в Кодексе законов о труде Российской Федерации гл. X "Охрана труда" содержит нормы о здоровых и безопасных условиях работы на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Хотя в нормах действующего законодательства многие десятилетия употребляется правовой термин "охрана труда", действительным объектом охраны является не труд (его  охранять нет необходимости), а здоровье работающих граждан.

В сельскохозяйственных коммерческих организациях применяются единые правила безопасной работы в сельскохозяйственном производстве. Организуя такую работу, сельскохозяйственные коммерческие организации должны руководствоваться Положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях АПК Российской Федерации. Оно утверждено Министерством сельского хозяйства 26 июня 1992 г., согласовано с ЦК профсоюза работников АПК Российской Федерации и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

Применительно к отдельным отраслям сельскохозяйственного  производства и видам работ имеются  самостоятельные правовые документы, регламентирующие методы безопасного  труда. Например, Правила безопасности при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства в системе Госагропрома СССР, утвержденные Госагропромом СССР 12 декабря 1986 г. по согласованию с ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса2, закрепили обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и состояние охраны труда в хозяйствах. Эти лица должны не допускать к управлению тракторами, сложными сельскохозяйственными машинами работников, не имеющих документов на право управления и не прошедших инструктаж по охране труда; вправе отстранять от работы лиц, которые нарушают

требования  по охране труда либо находятся в  нетрезвом виде, а также выполняют  иные обязанности.

В названных  Правилах излагаются также требования к техническому состоянию машин, выполнению полевых механизированных и немеханизированных работ, работ в защищенном грунте, санитарно-гигиенические требования к полевым станам, правила пожарной безопасности.

Правила безопасности при производстве продукции животноводства утверждены Госкомпромом СССР 16 октября 1987 г. по согласованию с ЦК профсоюза  работников агропромышленного комплекса. Они содержат правила допуска к работам, требования к условиям труда и охране здоровья работников сельскохозяйственных ферм.

Лица, поступающие  на работу в животноводство, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации. На работников, связанных с получением и переработкой пищевой продукции, заводятся личные медицинские книжки.

В правилах безопасности при производстве продукции животноводства изложены требования к:

- обустройству территории, зданий и сооружений, производственных, вспомогательных и складских помещений;

- вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха, водоснабжению, освещению;

- оборудованию санитарно-бытовых помещений, лабораторий, колодцев, закрытых емкостей и камер;

- осуществлению производственных процессов и использованию оборудования;

- выполнению безопасности приемами работ;

- обслуживанию животных, в том числе больных заразными болезнями;

- ветеринарно-санитарным мероприятиям и др.

Правила безопасности при ремонте и техническом  обслуживании машин и оборудования в системе Госагропрома СССР утверждены Госагропромом СССР 12 декабря 1986 г. по согласованию с ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса. В них излагаются правила, которым должны отвечать территории, здания и сооружения ремонтно-технических предприятий, ремонтных мастерских и цехов колхозов и совхозов;

- организации рабочих мест, использования инструмента, ремонта и технического обслуживания машин и оборудования, выполнения огневых газосварочных, электросварочных, лазерных, кузнечно-прессовых, жестяно-медницких, термических, гальванических, деревообрабатывающих, литейных, шиноремонтных, окрасочных, погрузочно-разгрузочных и некоторых иных работ;

- использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Инструкция  по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов в сельском хозяйстве утверждена Министерством сельского хозяйства  СССР и ЦК профсоюза работников сельского хозяйства. Эта Инструкция содержит общие требования к безопасности и гигиене труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, охраны окружающей среды при хранении, транспортировке и использовании химических средств защиты растений и является обязательной для всех землепользователей, независимо от их ведомственного подчинения.

Информация о работе Система и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление в сельском хозяйстве