Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные, так и субъектов Федерации органы власти и управления, общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.
1. Система и
правовое положение органов,
Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции. В осуществление государственного регулирования вовлечены как федеральные, так и субъектов Федерации органы власти и управления, общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий.
Еще в начале перестройки было принято постановление Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 81 "О реформировании системы государственного управления АПК РФ", в котором главной задачей органов государственного управления АПК признавалось: обеспечение благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК, проведение аграрной реформы, организация подготовки кадров для АПК, содействие развитию аграрной науки и распространение передового опыта и методов ведения сельского хозяйства. Этим решением практически не была затронута существовавшая система органов управления сельским хозяйством. Она опиралась на центральные органы Федерации в лице Министерства сельского хозяйства, ниже — на министерства сельского хозяйства республик, входящих в Федерацию, управления и департаменты сельского хозяйства в краях и областях, автономных образованиях, комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также на районные управления (отделы) сельского хозяйства.
Важнейшими направлениями регулирующей деятельности сельскохозяйственных органов являются:
- прогнозирование развития сельского хозяйства;
- осуществление структурной перестройки в отрасли;
- разработка и координация в ходе выполнения государственных программ развития АПК;
- содействие развитию всех форм собственности и самостоятельности хозяйствования сельскохозяйственных предприятий, формированию и деятельности рыночных структур в аграрном секторе;
- разработка мер по коммерциализации и демонополизации;
- организация освоения передовых технологий методов хозяйствования, - проведение научно-технической политики в отраслях сельскохозяйственного производства, АПК, капитального строительства на селе;
- разработка и осуществление внедрения государственных программ развития сельскохозяйственного производства, социального развития и инженерного обустройства сельских территорий.
В области экспортно-импортных отношений органы управления сельским хозяйством получили возможность осуществлять в установленном порядке квотирование поставок сельскохозяйственной продукции на экспорт, контролировать экспорт минеральных удобрений. Им предоставлено право привлекать иностранные инвестиции и валютные кредиты для развития АПК, способствовать привлечению частного капитала для развития агропромышленного комплекса. В области продовольственного импорта им предоставлено право выступать в роли государственного заказчика по закупке продовольствия, оборудования для АПК, продукции для федеральных продовольственных фондов.
В постановлении № 81 от 28 декабря 1991 г. "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации" Правительство РФ определило сферы административного регулирования, и устанавливалось, что сельскохозяйственные органы осуществляют следующие функции:
- воспроизводство плодородия почв и реализация мероприятий по охране окружающей среды;
- организация племенного дела;
- организация семеноводства, сортоиспытания, обновления сортов, - производства и реализации посадочного материала;
- развитие научно-технического прогресса, организация пропаганды и информации о научно-технических достижениях;
- обеспечение технической политики, организация агросервиса и консультационного обслуживания в АПК;
- организация подготовки кадров для АПК;
- организация защиты растений, качества семенного и посадочного материала, технического состояния машинно-тракторного парка и оборудования, соблюдение ветеринарных правил.
Отсутствие концепции перестройки системы органов управления приводит к частым перестройкам: слиянию и разделению органов управления сельским хозяйством и перерабатывающей промышленности, образованию и ликвидации Центра аграрной реформы, переименованиям. Что касается организации управления сельским хозяйством на уровне субъектов Федерации, то они получили в решении этих вопросов полную свободу в организации структуры и системы органов управления сельским хозяйством как на уровне субъектов, так и на местном уровне.
В соответствии
с новой Конституцией РФ сельское
хозяйство и
В соответствии со ст. 77 Конституции система органов власти субъектов Федерации устанавливается самими субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральными законами.
Следует отметить и такую
черту в организации
Ряд функций, относящихся к сфере государственного регулирования, не изменял своего командно-административного характера и при переходе к рыночным отношениям. К ним, прежде всего, относятся функции административного контроля, осуществляемые за счет бюджетного финансирования в области инспектирования качества сельскохозяйственной продукции, ветеринарного надзора, инспекции средств транспорта, сельскохозяйственной техники, оборудования, семенной инспекции, оставленные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 81 в ведении органов управления сельским хозяйством. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" и от 11 июня 1996 г. № 690 "Об образовании департаментов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" созданы новые подразделения и определены основные направления деятельности указанного Министерства и его структурных подразделений.
Изменения здесь происходят в том, что часть государственных служб передается на содержание самих сельскохозяйственных предприятий, на отчисления в фонды агропромышленных объединений.
Вместе с тем в годы преобразования происходит ломка системы органов управления и она не может не затронуть органов управления сельским хозяйством. Произошло выделение органов, осуществляющих земельную реформу, из системы сельскохозяйственных органов, происходят слияния и разъединения органов управления сельским хозяйством и переработкой сельскохозяйственной продукции, произошла практически реформа преобразования органов управления из императивно-властных структур в объединения, ассоциации, концерны для осуществления хозяйственных функций в тех или иных отраслях сельскохозяйственной или обслуживающей сельское хозяйство областей АПК. Сейчас еще трудно говорить об образовании системы управления сельским хозяйством или о регулировании отношений в сельскохозяйственном производстве, но определенные направления развития становятся очевидными и находят закрепление в издающихся правовых актах.
Прежде всего, следует сказать о меняющемся характере отношений между сельскохозяйственными органами управления и сельскохозяйственными предприятиями и объединениями. В целом органы управления перешли от императивно-административных методов управления к регулированию с использованием преимущественно экономических рычагов.
Изменилась сфера воздействия органов управления сельского хозяйства на сельскохозяйственные предприятия. Значительно сузились пределы воздействия. Принятыми в ходе реформы правовыми актами прямо запрещено вмешательство в производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий, более того, такое вмешательство признается незаконным и влекущим применение мер взыскания различного рода.
Административная юрисдикция сельскохозяйственных органов, в соответствии с которой они вправе издавать обязательные для сельскохозяйственных предприятий предписания, не исчезла, но значительно сузилась. Она охватывает теперь вопросы рационального использования и охраны земель, осуществления карантинных мероприятий, санитарно-ветеринарного контроля.
2. Охрана труда работников сельского хозяйства.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации). При эксплуатации производственных общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха (ст. 20 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Охрана труда и здоровья работников сельского хозяйства в прошлом регулировалась на государственных предприятиях сельского хозяйства — нормами трудового законодательства, в колхозах — уставами и правилами внутреннего распорядка. До настоящего времени в Кодексе законов о труде Российской Федерации гл. X "Охрана труда" содержит нормы о здоровых и безопасных условиях работы на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Хотя в нормах
действующего законодательства многие
десятилетия употребляется
В сельскохозяйственных коммерческих организациях применяются единые правила безопасной работы в сельскохозяйственном производстве. Организуя такую работу, сельскохозяйственные коммерческие организации должны руководствоваться Положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях АПК Российской Федерации. Оно утверждено Министерством сельского хозяйства 26 июня 1992 г., согласовано с ЦК профсоюза работников АПК Российской Федерации и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.
Применительно к отдельным отраслям сельскохозяйственного производства и видам работ имеются самостоятельные правовые документы, регламентирующие методы безопасного труда. Например, Правила безопасности при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства в системе Госагропрома СССР, утвержденные Госагропромом СССР 12 декабря 1986 г. по согласованию с ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса2, закрепили обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и состояние охраны труда в хозяйствах. Эти лица должны не допускать к управлению тракторами, сложными сельскохозяйственными машинами работников, не имеющих документов на право управления и не прошедших инструктаж по охране труда; вправе отстранять от работы лиц, которые нарушают
требования по охране труда либо находятся в нетрезвом виде, а также выполняют иные обязанности.
В названных Правилах излагаются также требования к техническому состоянию машин, выполнению полевых механизированных и немеханизированных работ, работ в защищенном грунте, санитарно-гигиенические требования к полевым станам, правила пожарной безопасности.
Правила безопасности при производстве продукции животноводства утверждены Госкомпромом СССР 16 октября 1987 г. по согласованию с ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса. Они содержат правила допуска к работам, требования к условиям труда и охране здоровья работников сельскохозяйственных ферм.
Лица, поступающие на работу в животноводство, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации. На работников, связанных с получением и переработкой пищевой продукции, заводятся личные медицинские книжки.
В правилах безопасности при производстве продукции животноводства изложены требования к:
- обустройству территории, зданий и сооружений, производственных, вспомогательных и складских помещений;
- вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха, водоснабжению, освещению;
- оборудованию санитарно-бытовых помещений, лабораторий, колодцев, закрытых емкостей и камер;
- осуществлению производственных процессов и использованию оборудования;
- выполнению безопасности приемами работ;
- обслуживанию животных, в том числе больных заразными болезнями;
- ветеринарно-санитарным мероприятиям и др.
Правила безопасности при ремонте и техническом обслуживании машин и оборудования в системе Госагропрома СССР утверждены Госагропромом СССР 12 декабря 1986 г. по согласованию с ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса. В них излагаются правила, которым должны отвечать территории, здания и сооружения ремонтно-технических предприятий, ремонтных мастерских и цехов колхозов и совхозов;
- организации рабочих мест, использования инструмента, ремонта и технического обслуживания машин и оборудования, выполнения огневых газосварочных, электросварочных, лазерных, кузнечно-прессовых, жестяно-медницких, термических, гальванических, деревообрабатывающих, литейных, шиноремонтных, окрасочных, погрузочно-разгрузочных и некоторых иных работ;
- использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Инструкция
по технике безопасности при хранении,
транспортировке и применении пестицидов
в сельском хозяйстве утверждена
Министерством сельского