Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа
Государственная власть осуществляется через систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями, и от имени государства осуществляют его функции.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что система органов Российского государства строится на принципах демократии, республиканской формы правления, народного суверенитета, федерализма, конституционной законности, единства системы государственной власти.
1. Введение ……………………………………………………….. 2
2. Совет Федерации и Государственная Дума …………………. 4
3. Деятельность Федерального Собрания ……………………… 8
4. Заключение ……………………………………………………. 12
5. Литература …………………………………………………….. 14
Курсовая работа
по предмету: «Политология»
на тему: «Система законодательной власти РФ »
1. Введение ……………………………………………………….. 2
2. Совет Федерации и Государственная Дума …………………. 4
3. Деятельность Федерального Собрания ……………………… 8
4. Заключение ……………………………………………………. 12
5. Литература …………………………………………………….. 14
Введение.
Государственная власть осуществляется через систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями, и от имени государства осуществляют его функции.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что система органов Российского государства строится на принципах демократии, республиканской формы правления, народного суверенитета, федерализма, конституционной законности, единства системы государственной власти.
Таким образом, прежде всего, необходимо отметить, что согласно принципу демократии, в Российской Федерации могут существовать только те органы государственной власти, наличие которых предусмотрено Конституцией РФ. Органы государственной власти формируются народом, путем прямых и свободных выборов.
Принцип конституционно законности означает, что действия всех органов власти, подчинены Основному Закону государства - Конституции, обязаны соблюдать ее нормы, а также нормы федеральных законов и признанные ею нормы международных договоров.
В связи с тем, что Россия является федеративным государством, работа органов государственной власти подчинена принципу федерализма, предполагающий наличие двух взаимосвязанных систем государственной власти: федеральной и субъектов Федерации. Система органов государственной власти в субъекте устанавливается самостоятельно на основе общефедеральных принципов построения государственных органов власти.
В соответствии с принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), устанавливающим самостоятельность и независимость трех ветвей власти система органов государственной власти в Российской федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Главой государства является Президент РФ.
Согласно принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе органов государственной власти должно принадлежать закону, т. е. законодательному органу, в системе государственного управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права. Однако фактически, приоритетное положение, более того, господствующее положение в системе органов государственной власти принадлежит Президенту, именуемому в ст.80 "главой государства".
Избираемый также как и Дума, на основе всеобщего избирательного права, Президент выступает, так сказать, олицетворением народного суверенитета.
Практически же, получивший мандат от народа президент оказывается независимым от этого самого народа, не подотчетен ни избравшему его
народу, ни его представителям в Думе. В то же время он, согласно конституционным положениям, концентрирует в своих руках огромный объем властных полномочий, как исполнительной власти, - формируя фактически лично состав Правительства РФ и имея право председательствовать в нем (ст.83-6), - так и власти законодательной, обладая правом издавать Указы, имеющие силу Закона (ст.90). А также и власти судебной, поскольку формирование судебно-правового корпуса также находится в его руках (ст.83-е)
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Совет Федерации и Государственная Дума
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней (это не установлено Конституцией).
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.
Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.
В государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
Работу Думы возглавляет
Председатель Думы и его заместители,
при этом каждая фракция или депутатская
группа может выдвинуть заместителя председателя
Государственной думы. Работа депутатов
осуществляется в рамках комитетов и комиссий
Государственной Думы.
Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека;
Комитет по социальной политике;
Комитет по бюджету, налогам и финансам;
Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности;
Комитет по аграрной политике;
Комитет по вопросам экологии и природопользования;
Комитет по международным делам и обороне;
Комитет по вопросам безопасности;
Комитет по образованию, науке и культуре;
Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;
Комитет по внутренней организации
деятельности палаты;
Комитет по экономической политике;
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи;
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками;
Комитет по делам национальностей,
Комитет по делам Федерации и региональной политике.
Комитет по вопросам местного самоуправления.
Комитет по организации работы Государственной Думы,
Комитет по информационной политике и связи,
Комитет по вопросам геополитики,
Комитет по промышленности, строительству, транспорту, и энергетике.
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.
Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.
В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать