Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать социальную политику Республики Беларусь, раскрыть содержание основных элементов социальной политики и определить перспективы социального развития Республики Беларусь.
Задачами являются:
Раскрыть содержание понятия социальной политики государства, определить ее основные принципы.
Выделить цели, задачи и функции социальной политики.
Дать характеристику основным элементам социальной политики Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие социальной политики государства……………………………………..4
Основные цели, задачи и функции социальной политики……………………………………………………………………………7
Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………… 9
Основные направления социальной политики Республики Беларусь
на современно этапе………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………...…………………………………..30
В соответствии с социально-экономическим
курсом Главы государства, Национальной
стратегией устойчивого социально-
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
Государство должно ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые оно в состоянии проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как социальная и экономическая сферы тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.
Элементы социальной политики – это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества. Согласно схеме 1 выделяют следующие элементы социальной политики Республики Беларусь.
Схема 1.
Основные элементы социальной политики
Республики Беларусь
Область Область Область
образования
Рассмотрим каждую область подробнее.
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.[13]
Каждый имеет право на образование [5].
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
Основное образование включает следующие уровни:
Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования [5].
Дополнительное образование
направлено на расширение
возможностей в интеллектуальном,
эстетическом, нравственном
и физическом развитии личности
при получении основного
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях
основного образования, а также включает:
Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
Национальную систему образования Республики Беларусь образуют:
С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:
Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.
Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).
К учреждениям образования относятся:
Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.
Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.
Что касается социальной защиты
обучающихся и воспитанников, то
государство в соответствии
с законодательством Республики
Беларусь о труде гарантирует предоставление
первого рабочего места выпускникам
государственных учреждений, обеспечивающих
получение профессионально-технического,
Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде.
Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.
Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами.[13]
Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:
В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь.
Для лиц с общественно
опасным поведением, нуждающихся в
особых условиях воспитания, создаются
специальные учебно-воспитательные
учреждения, обеспечивающие
получение ими образования
(общего базового, профессионально-технического),