Социальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать социальную политику Республики Беларусь, раскрыть содержание основных элементов социальной политики и определить перспективы социального развития Республики Беларусь.
Задачами являются:
Раскрыть содержание понятия социальной политики государства, определить ее основные принципы.
Выделить цели, задачи и функции социальной политики.
Дать характеристику основным элементам социальной политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие социальной политики государства……………………………………..4
Основные цели, задачи и функции социальной политики……………………………………………………………………………7
Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………… 9
Основные направления социальной политики Республики Беларусь
на современно этапе………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников………...…………………………………..30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ !!!!!!!!!! Конституционное.docx

— 90.98 Кб (Скачать файл)

В соответствии с социально-экономическим  курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [14].

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

  • стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
  • поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
  • социальная поддержка и защита.

Государство должно ставить  перед собой выполнимые цели и  задачи, которые оно в состоянии  проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как  социальная и экономическая сферы  тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

 

 

 

 

 

    1. Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь

 

 

Элементы социальной политики – это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества. Согласно схеме 1 выделяют следующие элементы социальной политики Республики Беларусь.

Схема 1.

Основные элементы социальной политики

Республики Беларусь


 

 

 

        Область                                     Область                                    Область

    образования                              здравоохранения                 социальной защиты

                                                                                           

Рассмотрим каждую область  подробнее.

Образование  -  процесс обучения  и  воспитания  в   интересах человека,    общества,  государства,  направленный  на   сохранение, приумножение  и  передачу  знаний  новым  поколениям, удовлетворение потребностей  личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом  развитии,  на  подготовку  квалифицированных кадров для отраслей экономики.[13]

Каждый имеет право на образование [5].

Образование   подразделяется  на  основное  и   дополнительное, включает  в  себя  все  виды  и  формы образовательной деятельности, осуществляемой    государственными   и    частными     учреждениями образования.

Основное образование  включает следующие уровни:

  • дошкольное образование;
  • начальное образование;
  • базовое;
  • общее среднее;
  • профессионально-техническое или средне-специальное образование;
  • высшее;
  • подготовка научных кадров (аспирантура);
  • повышение квалификации и переподготовка кадров;
  • самообразование.[13]

Гарантируется доступность  и бесплатность общего среднего и  профессионально-технического образования  [5].

Дополнительное    образование    направлено    на    расширение возможностей   в  интеллектуальном,  эстетическом,  нравственном   и физическом  развитии  личности  при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового    обеспечения    всех    сфер     социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование  может осуществляться на всех уровнях

основного образования, а  также включает:

  • внешкольное воспитание и обучение;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Специальное   образование  может  осуществляться  при получении дополнительного  образования,  в  том  числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Государственная  политика  в  сфере образования основывается на следующих принципах:

  • приоритетности образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • осуществления    перехода   к  обязательному  общему   среднему образованию;
  • доступности  дошкольного,  профессионально-технического  и   на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
  • преемственности    и    непрерывности    уровней   и   ступеней образования;
  • национально-культурной основы образования;
  • приоритета    общечеловеческих    ценностей,   прав   человека, гуманистического характера образования;
  • научности;
  • экологической направленности образования;
  • демократического характера управления образованием;
  • светского характера образования.[13]

Национальную систему  образования Республики Беларусь образуют:

  • участники образовательного процесса;
  • образовательные  стандарты,  разработанные на их основе учебные
  • планы и учебные программы;
  • учреждения  образования  и  другие  организации, обеспечивающие
  • эффективное функционирование системы образования;
  • государственные  органы  управления  образованием,   включающие
  • Министерство  образования  Республики  Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

С учетом потребностей и  возможностей личности образование  может осуществляться:

  • в  учреждениях  образования  -  в  очной (дневной и вечерней) и заочной формах;
  • самостоятельно.

Допускается  сочетание  различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения  образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень  профессий  и  специальностей,  обучение  которым   не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В  системе  образования  функционируют  учреждения образования, осуществляющие  деятельность,  направленную  на получение гражданами основного  и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность    которых   направлена  на  обеспечение   эффективного функционирования  системы  образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования  относятся:

  • дошкольные учреждения;
  • учреждения,  обеспечивающие  получение  начального,   базового, общего     среднего,    профессионально-технического,       среднего специального,  высшего  и  послевузовского  образования,   повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования  для  лиц  с  особенностями  психофизического   развития (учебные заведения);
  • учреждения внешкольного воспитания и обучения;
  • социально-педагогические учреждения;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • специализированные учреждения производственного обучения.[13]

Управление  в  сфере  образования  в  Республике Беларусь носит государственно-общественный  характер  и осуществляется  на  основе принципов гласности и демократии.

Государственное  управление  в  сфере  образования осуществляют Президент  Республики  Беларусь,  Правительство Республики Беларусь, республиканские  органы  государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями,  предусмотренными  Конституцией  Республики  Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании»  и иными законодательными  актами   Республики Беларусь.

В  учреждениях  образования  создаются  органы   самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.

Что касается социальной защиты обучающихся и воспитанников, то     государство  в  соответствии  с  законодательством   Республики Беларусь  о  труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам  государственных  учреждений,  обеспечивающих  получение профессионально-технического,    среднего  специального  и   высшего образования,   лицам  с  особенностями  психофизического   развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа,  а  также  лицам  с  особенностями  психофизического развития, освоившим специальные учебные программы.[13]

Обучающимся   и  воспитанникам,  совмещающим   производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях  образования,  предоставляются  гарантии,  установленные законодательством Республики Беларусь о труде.

Иногородние обучающиеся  и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях  и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.

Льготы  на  проезд  в  пассажирском  транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Учащиеся  сельских  общеобразовательных   учебно-воспитательных учреждений  обеспечиваются  бесплатными  интернатами,   общежитиями, бесплатным  подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами.[13]

Обучающимся  и  воспитанникам,  проявившим  в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая  стипендии  для  обучения  за  рубежом.  Критерии  и порядок предоставления  таких  стипендий  устанавливаются   законодательными актами Республики Беларусь.

Обучающиеся  и  воспитанники, образование которых финансируется за  счет  средств  республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:

  • государственную  дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах;
  • льготные  условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;
  • обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь;
  • иные    льготы    и    материальную   помощь,   предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.[13]

В  учреждениях  образования  содержание  детей,  оставшихся без  попечения  родителей,  осуществляется  на  основе   государственного обеспечения   по нормам,  определяемым  Правительством   Республики Беларусь.

Для  лиц с общественно  опасным поведением, нуждающихся в особых условиях  воспитания,  создаются  специальные  учебно-воспитательные учреждения,    обеспечивающие  получение  ими  образования   (общего базового,      профессионально-технического),       профессиональную подготовку,    условия    для    самообразования,    а    также   их медико-социальную реабилитацию.

Информация о работе Социальная политика Республики Беларусь